«Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ»
учебно-методический материал

«Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ»

              В последнее время обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. У таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а так же формирование мыслительных операций.  

            О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и др.

              Многочисленные исследования учёных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.   В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».   Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь.

              На сегодняшний день в каждом образовательном учреждении есть дети, относящиеся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и работе с ними уделяется большое внимание. Работая в тесном контакте с логопедами, дефектологами, большое внимание уделяю работе по развитию мелкой моторики, т.к. вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, память, координация, наблюдательность, эмоции.

В нашей школе создана хорошая развивающая среда. Много игр и пособий делаю своими руками: массажные мячики;  прищепки разных цветов;  пальчиковый бассейн;  картотека пальчиковых игр; игр с песком, альбомы с заданиями, игры-шнуровки; мозаики, пазлы, вкладыши, конструкторы; счетные палочки; образцы графических рисунков; обводки, трафареты; природный материал. В коррекционном блоке имеются много игр, которые применяю для работы: цветные палочки Кюизенера, кубики Никитина, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры - головоломки и др.

Формы работы с детьми ОВЗ:

       Подгрупповая форма работы - позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы  по уровню развития или  по возрасту. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.

       Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. К тому же в помощь слабому ребенку, можно дать ребенка посильнее.

Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

        Работу по развитию мелкой моторики провожу как целым занятием, так и частью коррекционного занятия.

В занятия включаю:

1. Пальчиковые игры и упражнения:

- Игры - манипуляции ( «Сорока- ворона», «Ладушки- ладушки»,);

-Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением Пальчик - мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин…», «Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать», «Этот пальчик – дедушка…»);

-  Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

(«Кулак - ребро- ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки», «Колечко»)

2. Массаж и самомассаж кистей рук, ладони и пальцев

Он способствует развитию движений пальцев рук, снятию мышечного напряжения, подготовке мелкой мускулатуры руки к письму.

Массаж нетрадиционным оборудованием: карандашами, фломастерами, с использованием бигудей, самассаж  прищепками (Большой прищепкой  поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно);  мячами разной величины

3. Игры и упражнения с использованием различных предметов и материала

Упражнения  с бумагой и ножницами

Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

- Складывание разрезных  фигур.

- Разрывание бумаги на мелкие части.

- Комкание и скатывание бумажного мячика.

- Вырезание ножницами

- Аппликация из бумаги

- Оригами.

Игры и упражнения с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

-пересыпание крупы из одной ёмкости в другую ,

- «волшебные мешочки» - угадывание на ощупь ,

- «Сухой бассейн» из фасоли разного цвета (игры «Найди клад», «Помоги Золушке»)

- выкладывание различных  фигур по опорным точкам

Игры и упражнения со  счетными палочками

Способствуют развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивается чувственный опыт.

- Перекладывать с одной руки в другую,

- доставать прищепки из корзинки,

- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,

-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Шнуровки

Способствует развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления

- шнуровка сюжетная,

- «незаконченная картинка»,

- шнуровка на игрушке – основе.

Графические упражнения

Способствует развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм, зрительно-моторной координации,

- Работа по трафарету.

- Рисование, раскрашивание, штриховка, обводка,

- Дорисовывание предметов и деталей.

- Рисование по опорным точкам.

- Работа в книжках – раскрасках.

- Графические диктанты по клеточкам

Игры с резинками, заколками

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, воображения, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера, умение работать по схеме.

Игры с конструкторами, пазлами, вкладышами, мозаикой, интеллектуальные игры        

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного, логического мышления, воображения, различение цвета, формы.

-собирание по схеме,

- свободная деятельность.

 

Игры с пластилином.

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, и т. д.

- разрезать на кусочки,

- мять и отщипывать,

- выкладывать рисунок,

- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,

- поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)

Игры с песком

Способствуют  формированию чувства комфорта; снимают мышечное напряжение; улучшают зрение; расширяют словарный запас; развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

-усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

-совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

- А также, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми. 

Любая работа не проходит без помощи и поддержки родителей учащихся. Для родителей оформляем папки - ширмы, памятки, проводим консультации, беседы, приглашаем на семинары, мастер - классы.

         И конечно же одному педагогу в развитии детей с ОВЗ трудно достичь хороших результатов, поэтому педагоги работают в тесном контакте друг с другом: учитель, логопеды, дефектологи, психологи, воспитатели, педагог по изо, учитель по физкультуре, учитель музыки.

Таким образом, систематическая работа в данном направлении приносит  результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность,  движения становятся более согласованными, координированными.

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание, воображение.

4. Определяется ведущая рука.

5. Ребенок старается правильно держать карандаш, ориентируется на листе бумаги

6. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

7.  Улучшается эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные навыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Упражнения для развития мелкой моторики детей.

Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»

Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:Преемственность дошкольного и школьного образования.Цели:Необходимо выровнять возможности первоклассников.Задачи:• выявление и развитие у учени...

Доклад "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Презентация "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...