конспект НОД "Вот так русская изба!"
план-конспект

Коновалова Наталья Николаевна

конспект НОД "Вот так русская изба!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 303»

Конспект НОД

«Вот так русская изба!».

Воспитатель:

Коновалова Н.Н.

                                                      2021 г.

Конспект НОД «Вот так русская изба!»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, и т. д.);

- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;

- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

- развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка:

Здравствуйте ребята!

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома!

Горница у меня небольшая да красивая какая!

Я ждала вас, нарядилась в сарафан, рубаху, а на голове красивая кичка. А вы хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут… (сундук.)

Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит (хозяйка открывает сундук и достает от туда: девочкам – сарафаны, мальчикам – рубахи).

Сядем рядком, да поговорим ладком!

Скажите ребята, а куда вы пришли?

- В русскую избу!

Хозяйка: А как вы думаете ребята для чего человеку нужен дом?

Дети:

чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я вам немножечко подскажу, загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Хозяйка. Ребята, а что было в избе самое главное?

- Дети: печь.

Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает».

Хозяйка:

Правильно это печь. Печь считали сердцем дома!

Печка - наша поилица и кормилица, тело согревательница. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, как вы думаете, чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)

Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?

Дети: да!

Хозяйка:

Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)

Физминутка:

(Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)

Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)

Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)

Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)

Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)

Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)

Хозяйка: А что могла хозяюшка приготовить в печке?

Дети отвечают.

Изба была одной комнатой, но было одно местечко в избе, которое называлось бабий кут, где женщина делала свои дела по хозяйству, шила, вышивала, стряпала и люлька, где качался малыш.

Ну что ж печь наша топится, а теперь можно взяться и за работу

Теперь нам надо замесить тесто.

Нужно отгадать загадку

Новая посуда

А вся в дырах (сито)

Что это?

Посмотрите глазками кругом. Вы же в песочнице просеиваете песочек, чем вы просеиваете? Кто пойдет и принесет нам эту посуду?

Дети пробуют просеять муку через сито.

Несите поднос, а где же у нас мука? А вот она стоит в берестяном туесочке.

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.

Муку мы приготовили теперь месим тесто

(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

Крендельки мы испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто, скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам с вами нужно,

Крендели слепить всем дружно.

 - а теперь пока пекутся крендели я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Ребята, а вы знаете в чем раньше готовили еду?

Отгадайте загадку:

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?»

К низу узок, вверх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Давайте в него насыпем гречку из туеска. Ну-ка попробуйте поднять чугунок теперь? Какой он стал?

-Дети: еще тяжелее.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но у чугунка был соперник, который огня не боится и вод не страшится.

Был я копан,

Был я топтан,

Был на пожаре,

Был я на базаре,

Сколько было сил,

Всю семью кормил,

Сам терпел,

Ничего не ел,

Сделался стар,

Перемельцем стал.

Посмотрите вокруг, что это?

Что варили в чугунке, то и в горшочке, варили картошку, тушили мясо, топили молоко. Молоко в таком горшочке ни кисло.

Продолжим отгадывать загадки.

Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

 

  1. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник … (Самовар)

Правильно! Это самовар! Он большой, пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А вот и наши крендельки подоспели, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Ох, спасибо вам ребятки,

Славно с вами потрудились,

Славно мы повеселились,

Вы и пели, и плясали,

Очень я довольна вами!

 

Давайте пригласим гостей к нашему столу.

---

Хозяйка: понравилось вам у меня, ребята?

Что интересного вы увидели у меня в избе?

Что самое главное в избе?

А у кого дома есть печка?

 

Дорогие гости, вот и закончились наши посиделки, пора прощаться, до следующей встречи! До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макет «Дом Дедушки Мороза. Русская изба-сруб». Мастер-класс. План-конспект урока технологии во 2 классе

Данная разрабоотка плана-конспекта урока технологии может быть использована как на уроках технологии так и на занятиях по  внеурочной деятельности по декаративно-прикладному искусству. Также это ...

Конспект занятия "Знакомство с русской избой"

Занятие по социокультурной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в общество....

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.

Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...

Конспект внеклассного мероприятия "Русская изба в гости приглашает"

Данный материал был подготовлен для учащихся 2 классов. Здесь ученики познакомятся с традициями русского народа, окунутся в далёкий мир старины....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс

Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...