конспект НОД "Вот так русская изба!"
план-конспект
конспект НОД "Вот так русская изба!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 408.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 303»
Конспект НОД
«Вот так русская изба!».
Воспитатель:
Коновалова Н.Н.
2021 г.
Конспект НОД «Вот так русская изба!»
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, и т. д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Хозяйка:
Здравствуйте ребята!
Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома!
Горница у меня небольшая да красивая какая!
Я ждала вас, нарядилась в сарафан, рубаху, а на голове красивая кичка. А вы хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук.)
Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит (хозяйка открывает сундук и достает от туда: девочкам – сарафаны, мальчикам – рубахи).
Сядем рядком, да поговорим ладком!
Скажите ребята, а куда вы пришли?
- В русскую избу!
Хозяйка: А как вы думаете ребята для чего человеку нужен дом?
Дети:
чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я вам немножечко подскажу, загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Хозяйка. Ребята, а что было в избе самое главное?
- Дети: печь.
Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает».
Хозяйка:
Правильно это печь. Печь считали сердцем дома!
Печка - наша поилица и кормилица, тело согревательница. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, как вы думаете, чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)
Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?
Дети: да!
Хозяйка:
Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)
Физминутка:
(Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)
Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)
Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)
Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)
Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)
Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)
Хозяйка: А что могла хозяюшка приготовить в печке?
Дети отвечают.
Изба была одной комнатой, но было одно местечко в избе, которое называлось бабий кут, где женщина делала свои дела по хозяйству, шила, вышивала, стряпала и люлька, где качался малыш.
Ну что ж печь наша топится, а теперь можно взяться и за работу
Теперь нам надо замесить тесто.
Нужно отгадать загадку
Новая посуда
А вся в дырах (сито)
Что это?
Посмотрите глазками кругом. Вы же в песочнице просеиваете песочек, чем вы просеиваете? Кто пойдет и принесет нам эту посуду?
Дети пробуют просеять муку через сито.
Несите поднос, а где же у нас мука? А вот она стоит в берестяном туесочке.
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.
Муку мы приготовили теперь месим тесто
(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
Крендельки мы испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!
(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто, скатанное в шарик)
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам с вами нужно,
Крендели слепить всем дружно.
- а теперь пока пекутся крендели я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Ребята, а вы знаете в чем раньше готовили еду?
Отгадайте загадку:
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?»
К низу узок, вверх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Давайте в него насыпем гречку из туеска. Ну-ка попробуйте поднять чугунок теперь? Какой он стал?
-Дети: еще тяжелее.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но у чугунка был соперник, который огня не боится и вод не страшится.
Был я копан,
Был я топтан,
Был на пожаре,
Был я на базаре,
Сколько было сил,
Всю семью кормил,
Сам терпел,
Ничего не ел,
Сделался стар,
Перемельцем стал.
Посмотрите вокруг, что это?
Что варили в чугунке, то и в горшочке, варили картошку, тушили мясо, топили молоко. Молоко в таком горшочке ни кисло.
Продолжим отгадывать загадки.
Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
- Выпускает жаркий пар,
Древний чайник … (Самовар)
Правильно! Это самовар! Он большой, пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
А вот и наши крендельки подоспели, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Ох, спасибо вам ребятки,
Славно с вами потрудились,
Славно мы повеселились,
Вы и пели, и плясали,
Очень я довольна вами!
Давайте пригласим гостей к нашему столу.
---
Хозяйка: понравилось вам у меня, ребята?
Что интересного вы увидели у меня в избе?
Что самое главное в избе?
А у кого дома есть печка?
Дорогие гости, вот и закончились наши посиделки, пора прощаться, до следующей встречи! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Макет «Дом Дедушки Мороза. Русская изба-сруб». Мастер-класс. План-конспект урока технологии во 2 классе
Данная разрабоотка плана-конспекта урока технологии может быть использована как на уроках технологии так и на занятиях по внеурочной деятельности по декаративно-прикладному искусству. Также это ...
конспект урока по технологии на тему русская изба 4 класс
конспект урока...
Конспект занятия "Знакомство с русской избой"
Занятие по социокультурной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в общество....
Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.
Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...
Конспект внеклассного мероприятия "Русская изба в гости приглашает"
Данный материал был подготовлен для учащихся 2 классов. Здесь ученики познакомятся с традициями русского народа, окунутся в далёкий мир старины....
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс
Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...