Внеурочная деятельность «Чтение с увлечением»
рабочая программа (4 класс)
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_s_uvlecheniem.docx | 53.71 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Целью реализации Адаптированной рабочей программы по внеурочной деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Письма Министерства образования и науки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Общая характеристика учебного предмета
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком – основной формой учебного процесса, в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.
Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 1-4 класс.
Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературное чтение» и «Русский язык» и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания обучающихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
Данный курс внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» способствует формированию читательской компетентности обучающихся начальной школы с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель изучения курса
- развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и поступков героев;
- формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через игры с буквами и словами;
- создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок;
- духовно-нравственное развитие личности.
Задачи курса
- совершенствовать навыки чтения обучающихся;
- формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок;
- знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
- формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
- формировать основы читательской культуры;
- вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка;
- способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами;
- развивать воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- формировать стремление ребенка к рассуждению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, разносторонняя. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Место предмета в учебном плане
Учебный курс внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Курс рассчитан на обучающихся с 1-4 класс с НОДА и умственной отсталостью.
Количество часов в неделю отводимых на курс внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» 1 часа, в год - 34 часов (34 учебные недели).
Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
- Описание ценностных ориентиров содержания
курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
- все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.
Принципы проведения занятий
- Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
- Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
- Сочетание статичного и динамичного положения детей.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
- Связь теории с практикой.
- Доступность и наглядность.
- Включение в активную жизненную позицию.
- Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
- Предметные и личностные результаты освоения содержания
курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
Программа обеспечивает достижение обучающихся начальной школы следующих личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
- формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Предметные результаты
- понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением. По дорогам сказок»:
Обучающиеся получат возможность:
- закрепить умение работать с книгой;
- закрепить умение работать с текстом;
- проявить интерес к книге;
- расширить читательский кругозор;
- заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.
Обучающиеся закрепят умение:
- составлять из букв слова;
- составлять из слогов слова;
- использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;
- убирать лишние буквы, чтобы получились слова;
- определять количество слогов в слове;
- переставлять буквы в словах для получения новых слов;
- различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»;
- различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
- находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;
- восстанавливать слова путём добавления букв;
- изменять букву, чтобы получилось новое слово;
- понимать содержание сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки;
- подбирать другой заголовок к сказке;
- определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;
- пересказывать сказки с использованием картинок;
- восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;
- расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;
- составлять из слов предложения;
- восстанавливать текст сказки;
- находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;
- определять значения слов;
- соединять слова с их значениями;
- определять смысл пословиц;
- выбирать из пословиц те, которые соответствуют сказке;
- отличать положительные и отрицательные качества героев сказок;
- анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации;
- разгадывать ребусы;
- разгадывать кроссворды;
- дополнять рисунки недостающими предметами;
- распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения;
- использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка знания для выполнения заданий;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- последовательно рассуждать, доказывать;
- контролировать свою деятельность;
- оценивать свою работу на занятии.
В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о доброте, дружбе, о том, как вести себя в обществе, о жадности, об отношении друг к другу.
Влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности будет производить стойкий воспитательный эффект.
- Содержание курса с 1-4 класс
Сказки о животных (72 ч)
- Русская народная сказка «Колобок». (4 ч)
- Русская народная сказка «Лиса и журавль». (4 ч)
- Русская народная сказка «Теремок». (4 ч)
- Русская народная сказка «Рукавичка». (4 ч)
- Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». (4 ч)
- Русская народная сказка «Лиса и кувшин». (4 ч)
- Русская народная сказка «Журавль и цапля». (4 ч)
- Русская народная сказка «Заюшкина избушка». (4 ч)
- Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». (4 ч)
- Русская народная сказка «Снегурушка и лиса». (4 ч)
- Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». (4 ч)
- Русская народная сказка «Три медведя». (4 ч)
- Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». (4 ч)
- Русская народная сказка «Лиса и волк». (4 ч)
- Русская народная сказка «Жихарка». (4 ч)
- Русская народная сказка «Медведь и лиса». (4 ч)
- Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок». (4 ч)
- Русская народная сказка «Мужик и медведь». (4 ч)
Бытовые сказки (12 ч)
- Русская народная сказка «У страха глаза велики». (4 ч)
- Русская народная сказка «Морозко». (4 ч)
- Русская народная сказка «Пастушья дудочка». (4 ч)
Волшебные сказки (44 ч)
- Русская народная сказка «Репка». (4 ч)
- Русская народная сказка «Петушок и жерновцы». (4 ч)
- Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума». (4 ч)
- Русская народная сказка «Несмеяна-царевна». (4 ч)
- Русская народная сказка «Гуси-лебеди». (4 ч)
- Русская народная сказка «Маша и медведь». (4 ч)
- Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». (4 ч)
- Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». (4 ч)
- Русская народная сказка «Самое дорогое». (4 ч)
- Русская народная сказка «Белая уточка». (4 ч)
- Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». (4 ч)
Конкретные основные виды учебной деятельности прописаны к каждой теме в календарно-тематическом планировании.
Методы и приемы обучения
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
- фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность,
- игровая деятельность,
- художественно-эстетическая деятельность.
- Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Русская народная сказка «Колобок». | Знакомиться с курсом «Чтение с увлечением». Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; составлять из букв название сказки; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать, где необходимо, героя сказки, раскрашивать полученные картинки; определять, чему учит сказка; рассуждать о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. | |||
Знакомство с содержанием сказки. | 1 | |||
Просмотр видео сказки. | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Инсценировка сказки (пальчиковый театр) | 1 | |||
Русская народная сказка «Репка». | Вспомнить содержание сказки «Репка»; отгадывать загадки об овощах; самим определять тему занятия на основе загадок; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; составлять из букв название сказки; рассуждать и называть пословицы, которые соответствуют идейному содержанию сказки «Репка»; оценивать поступки героев; отвечать на вопросы по содержанию сказки; находить в группе лишний предмет; определять последовательность появления героев в сказке; раскрашивать героев сказки и самим рисовать репку; рассуждать о коллективизме, семье. | |||
Знакомство с содержанием сказки. | 1 | |||
Просмотр видео сказки. | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Инсценировка сказки (теневой театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Лиса и журавль». | Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; называть предметы, которые встречаются в сказке; определять последовательность событий и рассказывать отрывок из сказки, который не изображён на картинках; давать характеристику лисе и журавлю по опорным словам; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать и раскрашивать полученные картинки; определять, чему учит сказка; рассуждать об ответственности за свои слова и поступки. | |||
Знакомство с содержанием сказки. | 1 | |||
Просмотр видео сказки. | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Теремок». | Вспомнить содержание сказки «Теремок»; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; соединять карточки, чтобы получились имена героев сказки; составлять из букв слова «теремок» новые слова; вычёркивать лишние буквы, чтобы получились слова; определять, соответствует ли пословица идейному содержанию произведения; отгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию сказки; раскрашивать рисунок к сказке; рассуждать о доброжелательности, дружелюбии и гостеприимстве. | |||
Знакомство с содержанием сказки. | 1 | |||
Просмотр видео сказки. | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Инсценировка сказки (кукольный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Рукавичка». | Отгадывать загадки; называть сказки, в которых героями были медведь, лиса, волк, заяц, мышь, лягушка; называть имена героев сказки; называть глаголы, обозначающие движение героев сказки; давать характеристику героям по опорным словам; объяснять значение пословицы; составлять из букв названия героев сказки; раскрашивать рисунок; выполнять коллективно рисунок; определять, чему учит сказка; рассуждать о доброжелательности и гостеприимстве. | |||
Знакомство с содержанием сказки. | 1 | |||
Просмотр видео сказки. | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Инсценировка сказки (кукольный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Знакомиться со сказкой «Лисичка со скалочкой»; определять по отрывкам из сказок их название; самим определять тему занятия; определять значение незнакомых слов и выражений; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; образовывать новые слова с помощью перестановки букв; оценивать поступок героя и его качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; раскрашивать рисунок к сказке; рассуждать о честности и чувстве справедливости. | |||
Знакомство с содержанием сказки. | 1 | |||
Просмотр видео сказки. | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Инсценировка сказки (пальчиковый театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Лиса и кувшин». | Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; объяснять значение трудных слов; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; составлять из слогов слова и записывать их; восстанавливать последовательность предложений сказки; составлять предложения с предложенными словами; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать и раскрашивать картинку; определять, чему учит сказка; рассуждать о честности и справедливости. | |||
Знакомство с содержанием сказки. | 1 | |||
Просмотр видео сказки. | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Журавль и цапля». | ||||
Знакомство с содержанием сказки. | 1 | Знакомиться со сказкой «Журавль и цапля»; определять значение незнакомых слов и выражений; определять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; играть в игру «Да – нет»; находить и раскрашивать птиц, которые являются героями сказки; составлять из букв слова, а также получать новое слово с помощью замены буквы; рассуждать о терпимости и умении жить в согласии. | ||
Просмотр видео сказки. | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Путешествие по сказкам. | Вспоминать название сказок; называть, чему учат нас сказки; вспоминать содержание сказок и отвечать на вопросы теста; с опорой на обложки книг называть сказки и вписывать название на обложку; классифицировать пословицы и закрашивать рамки с пословицами в заданные цвета; разгадывать ребусы и определять название сказки. | |||
Итоговое занятие. | 1 | |||
Итоговое занятие. | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». | Знакомиться с курсом «Чтение с увлечением». Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; объяснять значение трудных слов и выражений; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; рассказывать отрывок из сказки, который не изображён на картинках; давать характеристику героям по опорным словам; составлять из букв названия героев сказки; раскрашивать рисунок; определять, чему учит сказка; рассуждать о честности и справедливости. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Составление из букв название героев. | 1 | |||
Инсценировка сказки (пальчиковый театр) | 1 | |||
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | Знакомиться со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»; разгадывать загадки; определять тему занятия; выяснять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; определять значение незнакомых слов; оценивать поступки героев и определять их качества; анализировать содержание сказки по вопросам учителя; составлять слова из букв; раскрашивать рисунок к сказке; рассуждать о стремлении заботиться друг о друге, помогать в трудную минуту. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Составление из букв название героев. | 1 | |||
Инсценировка сказки (теневой театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса». | Давать характеристику герою по опорным сказкам; называть героев сказки по опорным словам; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; объяснять значение старинных слов и выражений; называть детёнышей животных; называть героев сказки ласково; воспроизводить содержание сказки по опорным картинкам; рассказывать отрывок, который не изображён на картинках; давать характеристику героям сказки по опорным словам; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложения; определять, чему учит сказка; рассуждать о смелости, умении помогать в трудной ситуации. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Составление из букв название героев. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». | Вспомнить содержание сказки «Волк и семеро козлят»; определить тему занятия; разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; составлять из слогов слова; переставлять буквы в слове, чтобы получились слова; оценивать поступки героев и определять их качества; раскрашивать рисунок; рассуждать о чувстве сопереживания, о добре и зле; вспоминать правила личной безопасности. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Составление из букв название героев. | 1 | |||
Инсценировка сказки (кукольный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Петушок и жерновцы». | Давать характеристику герою сказки; определять, в какой из книг может быть сказка; определять значение слова «энциклопедия»; объяснять значение трудных слов и выражений; определять порядок предложений по сюжету сказки; выбирать предложение, которое относится к рисунку; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; составлять из букв слова и вписывать их в предложение; разгадывать ребус; раскрашивать картинку; определять, чему учит сказка; рассуждать о доброте, о жадности. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Составление из букв название героев. | 1 | |||
Инсценировка сказки (кукольный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Три медведя» | Вспомнить содержание сказки «Три медведя»; определять тему занятия; разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; делать выводы на основе идейного понимания сказки; определять значения незнакомых слов; оценивать поступки героев; раскрашивать рисунок; составлять цепочку слов по аналогии; восстанавливать слова с помощью добавления пропущенных букв; составлять свой рассказ о том, что могли увидеть герои сказки в лесу на прогулке; рассуждать о бережном отношении ко всему, умении вести себя в гостях. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Составление из букв название героев. | 1 | |||
Инсценировка сказки (пальчиковый театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». | Определять сказку по иллюстрациям; воспроизводить порядок песенок лисы; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; объяснять значение старинных слов и выражений; давать характеристику герою; называть правила безопасного поведения, которые не выполнил петушок; разгадывать ребус и раскрашивать рисунок; составлять из букв названия животных из сказки; определять, чему учит сказка; рассуждать о взаимовыручке, товариществе, о помощи в трудной ситуации. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Составление из букв название героев. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Лиса и волк». | Вспомнить содержание сказки «Лиса и волк»; определять тему занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; объяснять значение непонятных слов и выражений; определять идейное содержание сказки и находить пословицы, соответствующие замыслу сказки; восстанавливать последовательность событий в сказке по сюжетным картинкам; рассказывать сказку по сюжетным картинкам; анализировать поступки героев и их качества; анализировать содержание сказки с помощью вопросов учителя; играть в игру «Ты согласен, что …»; составлять из букв слова; разгадывать ребусы и путаницы; рассуждать об отрицательном отношении к обману и хитрости. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | 1 | |||
Составление из букв название героев. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Путешествие по сказкам. | Вспоминать название сказок; называть, чему учат нас сказки; вспоминать содержание сказок и отвечать на вопросы теста; с опорой на обложки книг называть сказки и вписывать название на обложку; классифицировать пословицы и закрашивать рамки с пословицами в заданные цвета; разгадывать ребусы и определять название сказки. | |||
Итоговое занятие. | 1 | |||
Итоговое занятие. | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Русская народная сказка «Жихарка». | Знакомиться с курсом «Чтение с увлечением». Отгадывать загадки и называть героев сказки; объяснять значение имени «Жихарка»; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; восстанавливать последовательность событий в сказке по опорным картинкам; докрашивать рисунки; давать характеристику героям сказки по опорным словам; объяснять поговорку, характеризующую героя сказки; разгадывать ребусы; составлять из букв слово; определять, чему учит сказка; рассуждать о смелости, о справедливости. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Заучивание ролей. | 1 | |||
Инсценировка сказки (пальчиковый театр) | 1 | |||
Русская народная сказка «Медведь и лиса». | Вспомнить содержание сказки «Медведь и лиса»; определять тему занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; оценивать поступки героев и определять их положительные и отрицательные качества; строить предположения о сюжете сказки; объяснять значение непонятных слов и выражений; определять, какая сюжетная картинка соответствует отрывку из текста; находить слова с одинаковым количеством слогов; читать слова и составлять из них предложение; отгадывать загадки; раскрашивать рисунок; рассуждать об отрицательном отношении к хитрости и обману. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Заучивание ролей. | 1 | |||
Инсценировка сказки (теневой театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума». | Объяснять название сказки; разгадывать загадки и объяснять значение слов-отгадок; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; соотносить слова, названия предметов, с картинками; выбирать сюжеты из сказки, которые относятся к картинкам; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в кроссворд; определять, чему учит сказка; рассуждать о справедливости. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Заучивание ролей. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Несмеяна-царевна». | Знакомиться с содержанием сказки «Несмеяна-царевна»; определять тему занятия по разгаданным словам в кроссворде; работать с обложками книг, определять героев сказки; объяснять значение непонятных слов и выражений; анализировать содержание сказки и поступки героев; ставить к словам вопросы «кто?» и «что?»; составлять из слов предложение; рассказывать отрывок из сказки по сюжетной картинке; находить верные ответы на вопросы; разгадывать ребусы; рассуждать о чувстве справедливости и честности. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Заучивание ролей. | 1 | |||
Инсценировка сказки (кукольный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | Рассматривать обложки книг и называть героев сказки; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; отвечать на вопросы теста; восстанавливать последовательность событий по опорным картинкам; называть вежливые слова, которые встречаются в сказке, вписывать известные вежливые слова; называть слово по описанию и заполнять полученными словами кроссворд; определять, чему учит сказка; рассуждать о сочувствии и помощи в трудной ситуации. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Заучивание ролей. | 1 | |||
Инсценировка сказки (кукольный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» | Знакомиться с содержанием сказки «Бычок – смоляной бочок»; анализировать содержание и оценивать поступки героев; определять идейное содержание пословиц, находить те, которые соответствуют сказке; по обложке определять героев сказки; восстанавливать последовательность в сказке по сюжетным картинкам; ставить к словам вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; находить в словах первый слог; определять тему занятия по разгаданному ребусу; разгадывать загадки; рассуждать о справедливости, умении держать слово, выполнять обещанное. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Заучивание ролей. | 1 | |||
Инсценировка сказки (пальчиковый театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Маша и медведь». | Рассматривать обложки книг и называть героев сказки; называть сказки, в которых действующее лицо – медведь; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; собирать из слогов слова по опорным картинкам; объяснять значение трудных слов; восстанавливать последовательность событий в сказке по опорным картинкам; давать характеристику герою; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; составлять слово по предложенному правилу и вписывать его в предложение; дорисовывать и раскрашивать картинку; определять, чему учит сказка; рассуждать о сообразительности и находчивости в трудных ситуациях. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Заучивание ролей. | 1 | |||
Инсценировка сказки (теневой театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Мужик и медведь». | Знакомиться со сказкой «Мужик и медведь»; определять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; ставить к словам вопрос «что делает?»; определять, какая картинка соответствует отрывку из сказки; объяснять значение слов; строить предположения по содержанию сказки; находить слова с одинаковым значением; разгадывать шифровку; распутывать путаницы и читать слова; рассуждать о таких качествах, как смекалистость, находчивость в любых ситуациях. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Заучивание ролей. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Путешествие по сказкам. | Вспоминать название сказок; называть, чему учат нас сказки; вспоминать содержание сказок и отвечать на вопросы теста; с опорой на обложки книг называть сказки и вписывать название на обложку; классифицировать пословицы и закрашивать рамки с пословицами в заданные цвета; разгадывать ребусы и определять название сказки. | |||
Защита мини-проекта по сказкам. | 1 | |||
Защита мини-проекта по сказкам. | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Знакомиться с курсом «Чтение с увлечением». Определять название сказки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; объяснять, почему имена героев звучат ласково; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; отвечать на вопросы теста; объяснять значение трудных слов и выражений; давать характеристику герою по опорным словам; рассуждать, почему Иванушка превратился в козлёночка; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать картинку и раскрашивать рисунок; составлять из букв слова и записывать их; определять, чему учит сказка; рассуждать о сочувствии и бережном отношении друг к другу. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Самостоятельное чтение сказки. | 1 | |||
Работа с читательским дневником. | 1 | |||
Инсценировка сказки (пальчиковый театр) | 1 | |||
Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Знакомиться со сказкой «У страха глаза велики»; определять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; дописывать пропущенные буквы, чтобы получились слова; составлять из слов предложение; рассказывать отрывок из сказки по рисунку; объяснять значения слов, находить слова с одинаковыми значениями; находить главную мысль в тексте; разгадывать кроссворд; рассуждать о таких качествах человека, как уверенность в себе, смелость, отрицательное отношение к трусости. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Самостоятельное чтение сказки. | 1 | |||
Работа с читательским дневником. | 1 | |||
Инсценировка сказки (теневой театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». | Определять название сказки; рассматривать обложки книг и называть героя сказки; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; объяснять значение трудных слов; составлять из слогов слова и записывать их; находить в отрывке из сказки родственные (однокоренные) слова и записывать их; восстанавливать порядок предложений; давать характеристику герою по опорным словам; соединять поговорки с их значением; составлять слова из вторых слогов предложенных слов; дописывать буквы и читать полученное название; определять, чему учит сказка; рассуждать об уважительном отношении к старшим. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Самостоятельное чтение сказки. | 1 | |||
Работа с читательским дневником. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Морозко». | Знакомиться со сказкой «Морозко»; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; определять тему занятия; оценивать поступки героев и их качества; объяснять значение непонятных слов и выражений, встречающихся в сказке; дописывать слова в отрывок из сказки; определять последовательность вопросов в соответствии с развитием событий в сказке; определять поучительный смысл пословиц; отвечать на вопросы по содержанию сказки; разгадывать кроссворд; вспоминать и называть вежливые слова; рассуждать о доброжелательности, вежливости, трудолюбии, отрицательном отношении к злости и лени. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Самостоятельное чтение сказки. | 1 | |||
Работа с читательским дневником. | 1 | |||
Инсценировка сказки (кукольный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Самое дорогое». | Определять по обложкам книг, в какой из них может быть напечатана предложенная сказка; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; отвечать на вопросы теста; объяснять значение трудных слов; восстанавливать последовательность событий в сказке с опорой на картинки; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; разгадывать кроссворд; определять, чему учит сказка; рассуждать о трудолюбии. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Самостоятельное чтение сказки. | 1 | |||
Работа с читательским дневником. | 1 | |||
Инсценировка сказки (кукольный театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Пастушья дудочка» | Знакомиться со сказкой «Пастушья дудочка»; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; определять тему занятия; объяснять значение трудных слов; дописывать слова в отрывок из сказки; составлять предложения из двух частей; анализировать содержание сказки и оценивать поступки героев; отвечать на вопросы учителя по содержанию сказки; по отрывку из сказки определять качество человека; разгадывать шифровку; находить в цепочке букв слова; рассуждать о жадности и честности. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Самостоятельное чтение сказки. | 1 | |||
Работа с читательским дневником. | 1 | |||
Инсценировка сказки (пальчиковый театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Белая уточка». | Рассматривать обложки книг и называть героев сказки; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; называть положительных и отрицательных героев сказки; находить в отрывке из текста повествовательное предложение, ставить вопросительный знак в конце вопросительного предложения; определять сюжет из сказки, который соответствует рисунку; соединять трудные выражения с их значениями; называть с опорой на слова, какими должны быть члены счастливой и дружной семьи; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; разгадывать ребус; составлять из букв слово и дорисовывать предмет-отгадку на картинке; раскрашивать рисунок; определять, чему учит сказка; рассуждать о дружбе и любви к близким. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Самостоятельное чтение сказки. | 1 | |||
Работа с читательским дневником. | 1 | |||
Инсценировка сказки (теневой театр). | 1 | |||
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». | Знакомиться со сказкой «Крошечка-Хаврошечка»; анализировать содержание сказки, определять положительных и отрицательных героев; предполагать название темы занятия; объяснять значение трудных слов; отвечать на вопросы по содержанию; определять последовательность вопросов в соответствии с развитием событий в сказке; объяснять смысл пословиц, находить те, которые соответствуют идейному содержанию произведения; восстанавливать слова по заданным буквам; разгадывать путаницу; рассуждать о доброте, трудолюбии, понимании того, что добро побеждает зло. Вспоминать название сказок; называть, чему учат нас сказки; вспоминать содержание сказок и отвечать на вопросы теста; с опорой на обложки книг называть сказки и вписывать название на обложку; классифицировать пословицы и закрашивать рамки с пословицами в заданные цвета; разгадывать ребусы и определять название сказки; разгадывать кроссворд, вписывая ответы на вопросы; заполнять лист самооценивания. | |||
Знакомство со сказкой (аудио или видео). | 1 | |||
Самостоятельное чтение сказки. | 1 | |||
Работа с читательским дневником. | 1 | |||
Инсценировка сказки (костюмированный театр). | 1 | |||
Путешествие по сказкам. | Вспоминать название сказок; называть, чему учат нас сказки; вспоминать содержание сказок и отвечать на вопросы теста; с опорой на обложки книг называть сказки и вписывать название на обложку; классифицировать пословицы и закрашивать рамки с пословицами в заданные цвета; разгадывать ребусы и определять название сказки. | |||
Защита мини-проекта по сказкам. | 1 | |||
Защита мини-проекта по сказкам. | 1 |
Учебно-методическое и программное обеспечение.
- Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным приложением. Буряк М.В., Карышева Е.Н.
- Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По дорогам сказок». 1 класс.
- Чтение с увлечением. 1 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / М.В. Буряк, Е.Н. Карышева. – М.: Планета, 2022. – 288 с. – (Учение с увлечением).
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» предполагает использование:
- Дидактического материала: картинки, карточки букв, мнемотаблицы по сказкам, рабочие тетради;
- Демонстрационного материала: куклы, маски, пальчиковый театр, теневой театр;
- Литературные пособия: книги;
- Видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса внеурочной деятельности;
- Настольных развивающих игр;
- Электронных игр развивающего характера.
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Чтение с увлечением 3 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Чтение с увлечением 2 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...
Авторская программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением». Методические рекомендации.
Как научить детей любить книгу? Что происходит с современным детским чтением? Эта проблема волнует и учителей, и родителей.Для решения этой проблемы мной создана программа внеурочной...
Внеурочная деятельность " Чтение с увлечением"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Чтение с увлечением» для 1 класса разработана с учётом Авторской программы курса «Чтение с увлечением. 1 кла...
Внеурочная деятельность: Чтение с увлечением С. Алексеев «Последний штурм» 4 класс
ЗадачиФормирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны. Сохранение исторической памяти и передача её подрастающему поколениюСодействие формиров...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением".
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением"....