Воспитание межнационального общения детей дошкольного возраста
статья

Садриева Роза Фаатовна

В современном обществе тема межнационального общения всегда была и будет актуальной, как никогда. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Развитие науки и глобализация постепенно приводит к размытию границ и стиранию расстояний при взаимоотношениях между людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Садриева Роза Фаатовна,

старший воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ « Белочка»

Бирюлинский зверосовхоз Высокогорского района

е-mail: sadrieva-roza@mail.ru 

ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В современном обществе тема межнационального общения всегда была и будет актуальной, как никогда. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Развитие науки и глобализация постепенно приводит к размытию границ и стиранию расстояний при взаимоотношениях между людьми.

Ключевые слова: межнациональное общение, воспитание, дети, этнос, культура.

EDUCATION OF INTERNATIONAL COMMUNICATION FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

annotation

In modern society, the topic of interethnic communication has always been and will be relevant as never before. The issue of interethnic communication is complex and multifaceted. The development of science and globalization are gradually leading to the blurring of boundaries and blurring of distances in relationships between people.

Key words: interethnic communication, education, children, ethnos, culture.

Все чаще появляются смежные браки, а в крупных городах существуют диаспоры. В обществе растёт уровень толерантности к другим народам. Человечество покорило мир благодаря коллективизму. Сейчас понятие «массовость», «команда» означает «сила и преимущество». За счёт дружбы народов 76 лет назад СССР одержал победу в Великой Отечественной Войне, подарив всему миру победу над фашизмом. В нашей Республике Татарстан  межнациональные конфликты сошли на нет. В нашем дошкольном учреждении обучаются и воспитываются дети татарской, русской, армянской и украинской национальностей.

Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства. Поэтому мы считаем, что дошкольное образование, а, именно, дошкольное образовательное учреждение должно быть первым шагом в воспитании толерантности к людям другой национальности. Приобщение детей к этно-национальной культуре необходимо начинать с первых дней жизни. Очень важно прививать к ребёнку правило, что в человеке больше ценится не национальность, а его поступки, доброе отношение к окружающим.

Народное единство на практике – как сделать свой вклад в большое дело? В первую очередь необходимо с детьми изучить историю, традиции своего народа, углубиться в изучения родного языка. Эти знания являются фундаментом, на котором строится патриотизм и нравственность гражданина многонациональной страны.

Воспитание межнационального общения детей в нашем учреждении начинается с оформления информационных стендов для родителей и детей по тематике: «Живой язык, родное слово». Проводятся акции « Родной язык в каждой семье» по распространению буклетов. Дети раздали родителям буклеты о красоте родного языка и его многообразии. И как важно сохранить в наше время язык народа. Они посещают национальный музей быта татарского, русского и чувашского народа.

Большую роль в национальном воспитании мы предоставляем сказкам народов Поволжья. В нашем саду ежегодно проводятся неделя, посвященная творчеству русского поэта А.С.Пушкина, татарского поэта Г.Тукая. Воспитанники вместе с родителями участвуют в конкурсах рисунков и поделок. В рамках недели проходят тематические проекты, дети выпускают стенгазеты, плакаты. Проходят театрализованные представления. На основе сказок дети изучают не только традиции, костюмы, быт и обряды народов, но и сами погружаются в то время, в котором жили наши предки через театрализацию. Эмоциональным моментом для наших ребят был посещение педагога в образе няни А.С. Пушкина. Арина Радионовна пришла не с пустыми руками, а с большим красивым караваем. Встреча прошла в дружеской обстановке в комнате А.С. Пушкина. Во время общения с Ариной Радионовной у детей возникло много вопросов, на которые она отвечала с большим интересом. Дети проявили интерес к писанию пером. Конкурс чтецов, показывает  нам, насколько наши дети любят творчество великих поэтов татарского и русского народа. Дети подошли к конкурсу очень серьезно – они не просто рассказывали стихотворения и отрывки из сказок, а использовали костюмы и вспомогательные атрибуты.

Актуальны в деятельности нашего учреждения проводить тематические проекты по данному направлению: «Татарские национальные блюда», «Путешествия по сказкам разных народов», «Особенности татарских и русских национальных костюмов», «Мы разные, но мы вместе». Дети изучают и знакомятся с технологией изготовления муляжа, национальных блюд из солёного теста, украшают национальными узорами фартуки, жилетки, сапоги, изготовленные из картонного материала.

Жизнь в нашем детском саду очень активно и разнообразна. И чем больше в ней конкурсов и развлечений, тем интересней. В связи с этим, нами был организован для детей и родителей фотоконкурс “Эниемнен тэмле ашлары”, который вызвал интерес и восторг у детей и родителей. Родители вместе с детьми готовили национальные блюда для своей семьи. По итогам конкурса была организована фотовыставка.

Интересно проходят вечера народных игр. В дружеской обстановке дети учавствуют в играх народов Поволжья. Народные игры помогают сформировать у детей нравственные качества, представления об укладе жизни народов Поволжья. Они, как правило, передаются от одного поколения к другому. Для наших детей они просты и интересны, и без всяких усилий ребёнок впитывает тот неповторимый колорит, которое несёт в себе народное творчество.

Таким образом, воспитание любви к своему народу, языку, к своему краю – это задача сложная, но важная. Особенно, когда она становится  применительно к детям дошкольного возраста. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания явилась забота о сохранении, укреплении и развития обычаев и традиций своего народа. Наши дети не должны забывать язык своих предков и в этом большую роль отводится нам, педагогам дошкольного образования.

Литература

1. Асмолов, А.Г. Психология личности.- М.: Норма, 2011.-244с.

2. Габдулхаков, В.Ф. О языковом образовании в детских садах Татарстан/В.Ф.Габдулхаков// Журнал  « Современное дошкольное образование. Теория и практика».-М., 2010-№16.

3. Инновации дошкольного образования// Сборник статей методических материалов VII Приволжского регионального конкурса инновационных идей для системы дошкольного образования. 2015г.//В.Ф. Габдулхаков, доц. Н.Н.Новик, Казань: Приволжский федеральный университет, Институт психологии и образования, 2015.

4. Одарённость и талант информационном пространстве XXI века.//Сборник статей и методических материалов XXVI международной научно- практической конференции, 30 марта 2020 г./ Под ред. Доктора пед. Наук, профессора В.Ф.Габдулхакова. Казань, 2020.-354с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-2014№2.С.4-18.

Literature

1. Asmolov, A.G. Psychology of personality.- M .: Norma, 2011.-244s.

2. Gabdulkhakov, V.F. About language education in kindergartens in Tatarstan / VF Gabdulkhakov // Journal “Modern preschool education. Theory and practice ".- M., 2010-№16.

3. Innovations in preschool education // Collection of articles of methodological materials of the VII Volga regional competition of innovative ideas for the preschool education system. 2015 // V.F. Gabdulkhakov, Assoc. N.N. Novik, Kazan: Volga Federal University, Institute of Psychology and Education, 2015.

4. Giftedness and talent in the information space of the XXI century. // Collection of articles and methodological materials of the XXVI international scientific and practical conference, March 30, 2020 / Ed. Doctor ped. Sciences, professor V.F. Gabdulkhakov. Kazan, 2020.-354p.

5. Federal state educational standard of preschool education // Preschool education. -2014 # 2. P.4-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Презентация авторской программы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.

В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...

Разновозрастные особенности общения детей дошкольного возраста в СРЦН

Материал поможет в повседневной деятельности специалистам СРЦН...

Воспитание культуры общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д....

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются виды компьютерных игр и анализируется их влияние на детей дошкольного возраста, уточняется воспитывающее и развивающее значение игр. Даются рекомендации родителям по выбору ко...

"Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...