Разновозрастные особенности общения детей дошкольного возраста в СРЦН
статья на тему
Материал поможет в повседневной деятельности специалистам СРЦН
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_doshkolnikov.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности.
У дошкольников наблюдается ярко выраженная потребность в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.
В ГБУ КО «Мещовский СРЦН» много детей дошкольного возраста, т.е. от 3 до 7 лет.
Разновозрастная группа дошкольников – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения. Дети в этом возрасте проявляют различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Наблюдения педагогов нашего учреждения за коммуникативной деятельностью в разновозрастной группе показали, что дети младшего дошкольного возраста в меньшей степени испытывают трудности вхождения в детское сообщество, быстрее вступают в контакт со взрослыми, легче адаптируются к условиям пребывания в СРЦН.
Дети старшего дошкольного возраста , которые в группе сверстников могли бы иметь обедненные межличностные отношения и невысокий социальный статус, находят свою нишу среди младших детей, с которыми они легко налаживают дружеские и игровые отношения, среди которых занимают определенную лидерскую позицию.
С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают друг друга не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольников с воспитателем, окружающими его взрослыми.
Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в общении детей между собой, в психологическом микроклимате группы.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важно, чтобы дошкольники умели внешне выражать внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Основные средства общения дошкольников :
- Улыбка,
- Взгляд,
- Выразительные движения,
- Высказывания,
- Вопросы,
- Ответы,
- Реплики.
Наблюдая за детьми, видишь, что общение приносит ребенку массу положительных и радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, замедляется и искажается его психическое развитие.
В разновозрастной группе маленькие тянутся к старшим, много общаются, этим выражается потребность в общении, дети часто просят : «Не уходи, побудь со мной.»
Третий год жизни – переломный в развитии общения у детей, это год рождения личности, рождения собственного «Я». В этот период ребенок своенравен, непослушен, требователен. Постигая свое «Я», самоутверждаясь, ребенок стремится к лидерству в общении : конфликтует со сверстниками , осознает свои собственные желания и возможности. Он ищет свое место среди других детей.
В 4 года ребенок оценивает себя при общении с другими детьми. В общении с ребенком больше значение имеют убеждение, объяснения, доводы.
В 5-6 лет ребенок достигает значительных успехов в осмыслении собственного «Я», самооценке, общении, обучении, освоении различных навыков и самостоятельности.
В дошкольном возрасте у детей интересно развивается речевое общение со взрослыми, в основном это происходит через вопросы, которых ребенок задает очень много.
Дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. Дети не сразу и не вдруг вступают в общение друг с другом. Сначала малыши тянутся к ребятам постарше, обижаются, если их не принимают.
Общение со сверстниками так же необходимо, как и со взрослыми, а во время игр, еще более желательно. Общаясь в разновозрастной группе дети учатся не только считаться с другими, но и постоять за себя. При этом в группе появляются первые привязанности, которые представляют зародыш дружбы.
Детям необходимо общество сверстников : играя с друзьями , они привыкают к совместным действиям, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем, получают верное представление о жизни.
Общение – один из важных факторов растущего человека. Чем старше становятся дети, тем труднее обучить их навыкам общения, ведь системы-то определенной нет. Учитывая это, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности, но и условием сохранения культуры общения.
Работа педагога в разновозрастной группе заключается в том, чтобы по возможности создать для каждого ребенка такие условия, в которых он мог бы попробовать себя в деле, в избранной роли и добиться успеха. Это помогает каждому ребенку поверить в себя, развить волю, инициативность, обрести чувство собственного достоинства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...
Игротерапия общения в системе социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
Блочно-тематическое планирование....
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов и родителей...
Агрессивные дети. Психологические особенности агрессии в дошкольном возрасте.
Повышенная агрессивность — одна из частых проблем детского коллектива. В статье перечислены проявления агрессивности детей дошкольного возраста, а также психологические особенности склонности к агресс...
Особенности общения детей младшего школьного возраста.
Межличностное общение между детьми. Детский коллектив в совместной деятельности . Фомирование коллективных отношений....
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
Целью данной статьи является ознакомление родителей с особенностями обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Прочитав данную статью, вы познакомитесь:с понятием СДВГ...
Воспитание межнационального общения детей дошкольного возраста
В современном обществе тема межнационального общения всегда была и будет актуальной, как никогда. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Развитие науки и глобализация постепе...