Гендерный подход в образовании.
опыты и эксперименты (1 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 2065
«Гендерный подход в образовании начальной школы»
Выполнили
учителя начальной школы Ш – 2
Давыдова Ирина Владимировна
Кудрина Ольга Сергеевна
г. Москва
2020 г.
Цель проекта – повышение мотивации к учебной деятельности путем создания процесса обучения в начальных классах с использованием технологий дифференцированного обучения мальчиков и девочек.
Задачи проекта:
- создать и апробировать технологию раздельного обучения и воспитания мальчиков и девочек, учитывающую психофизические и личностные особенности обучающихся разного пола;
- разработать соответствующие методы и формы работы, провести их проверку в ходе практической деятельности;
- создать психологически комфортную воспитательную и образовательную среду, учитывающую гендерные аспекты формирования личности обучающихся.
Проведение проектной работы в образовательном учреждении было разделено на несколько этапов.
- этап. Выбор приемов и методов преподавания в гендерных классах.
- этап. Накопление экспериментальных данных, в том числе обмен опытом со школами, работающими с гендерными классами, учет промежуточных результатов учебной деятельности, уровня развития умственной и эмоционально-волевой сфер.
- этап. Анализ полученных данных относительно развития обучающихся, определение направления дальнейшей работы, разработка рекомендаций по внедрению гендерного подхода в образовательный процесс младших школьников.
Психологические особенности гендерного развития младших школьников.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этот период проявляется потенциал интеллектуального развития детей.
Интеллектуальное и личностное развитие учащихся, в том числе и формирование адаптационных способностей, является одной из главных задач, стоящих перед современной школой. Следует отметить, что младший школьный возраст заключает в себе широкие возможности для развития адаптационных способностей.
Каждый день, сталкиваясь с миром девочек и миром мальчиков, мы часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, неправильно на них реагируем. Постараемся понять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.
Введение гендерного обучения связано с тем, что оно опирается на естественные психологические механизмы, тем самым улучшает общую школьную адаптацию учащихся, снижает уровень школьной тревожности, стабилизирует эмоциональное состояние школьников, мы добиваемся повышения успеваемости, реализовываем индивидуальные способности и потенциал учащихся, достигаем других педагогических результатов.
Гендерный подход в обучении и воспитании является одним из путей реализации принципа дифференциации в обучении.
Рекомендации по внедрению гендерного подхода в образовательный процесс младших школьников.
Поскольку в настоящий момент личностно ориентированное обучение является приоритетным, а гендерный подход к организации образовательного процесса отвечает требованиям такого обучения, в данной работе даны некоторые рекомендации по внедрению подобного подхода в образовательный процесс младших школьников.
Образовательная организация должна соответствовать предъявляемым требованиям для реализации гендерного подхода: у школы должна быть разработана методическая база, должно быть достаточное материально-техническое оборудование (необходимое количество современно оборудованных кабинетов), кроме этого, педагогический и ученический составы должны обладать определенным потенциалом для внедрения инноваций в образовательный процесс.
Наибольшая трудность возникает с разработкой методической базы. Для того чтобы начать внедрение гендерного подхода в образовательный процесс младших школьников, необходимо отойти от принципа обучения усредненного ученика и сосредоточиться на особенностях развития мальчиков и девочек.
Так, основными требованиями к построению заданий для мальчиков являются:
- высокий темп подачи материала;
- разнообразие в подаче материала;
- задания должны включать момент поиска, требующий сообразительности;
- мальчики должны сами открыть принцип решения той или иной задачи, путем проб и ошибок;
- большое количество логических заданий;
- минимальное повторение материала;
- самостоятельность принимаемых решений;
- групповые формы работы со сменой лидера;
- мальчики больше девочек нуждаются в подвижных перерывах;
- дискуссионное обсуждение изученного материала;
- мальчики также нуждаются и в развитии вербальных навыков, поэтому им необходимы задания, когда надо что-то выдумывать или рассказывать;
- мальчики в большей степени нуждаются в развитии сенсорного восприятия предметов, поэтому им чаще необходимо давать наглядный материал.
Основные требования к построению заданий для девочек:
- размеренный темп урока;
- девочками лучше воспринимается алгоритм «от простого к сложному»;
- достаточное количество повторений;
- для решения задач девочками необходимо вместе с ними разработать алгоритм работы перед ее началом, обучение применению теоретических знаний на практике; использование типовых заданий;
- обучение с опорой на зрительную память;
- у девочек труднее идет развитие абстрактного пространственного восприятия, улучшить которое можно с помощью использования графиков, таблиц и иллюстративного материала;
- эмоциональная оценка выполненной работы;
- обозначение перспективы и важности учебной деятельности.
Отметим, что всегда при изучении нового материала необходимо делать упор на сильные стороны ученика. В случае мальчиков – это задания, связанные с работой правого полушария (задания творческого типа, использование наглядного материала), с девочками – левого (использование в работе таблиц, схем, алгоритмов, создание плана, образца для работы). Но при повторении, закреплении можно использовать противоположную стратегию, тем самым добиваясь гармоничного развития личности.
Кроме этого, педагогу начальной школы при реализации гендерного подхода к обучению младших школьников необходимо руководствоваться следующими принципами:
- в классе находятся не просто дети, а мальчики и девочки;
- нельзя сравнивать мальчиков и девочек, у них даже биологический возраст разный;
- не стоит требовать от мальчиков особой аккуратности;
- при обучении ребенка другого пола не стоит вспоминать свой личный детский опыт, сравнение в данном случае бессмысленно и бесполезно;
- в начале работы следует помогать девочкам, как необходимо выполнить то или иное задание;
- мальчики «истончаются интеллектуально»;
- для мальчиков особенно важно не только рассказывать, но и показывать;
- девочки могут капризничать по незначительным поводам из-за усталости;
- при поступлении ребенка в школу его мотивы и цели отличаются от мотивов и целей взрослого;
- важно не столько научить ребенка, сколько привить ему желание учиться, для мальчиков и девочек это разные «прививки».
Гендерный подход считается подходящим инструментом реализации личностно ориентированного обучения, поскольку учитывает и биологический, и социальный факторы становления личности ребенка.
Основы гендерных различий в способах мышления, отражающиеся в дальнейшем на способах получения и усвоения знаний, закладываются в раннем детстве, как в семье, так и в общении с другими людьми. Значимость реализации гендерного подхода в младшей школе заключается в помощи учащемуся самоидентифицироваться как мальчику или как девочке, принять и усвоить определенную социальную роль.
Список литературы:
- Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и не доминантного полушарий. - Л., 1976.
- БеденкоМ.В. Сборник текстовых задач по математике. М.: «Вако», 2006
- Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М., 1981.
- (Геодакян В.А.) Сост. и редактор Соколова Е.И. Два пола: зачем и почему? – СП б., 1992.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
- Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. - М., 1978.
- Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г
- Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.
- Кон И. С. Совместное и раздельное обучение: научно–теоретические основы //.
- Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. - М., 1971.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
- Мишакина Т.Л., Алдонина Н.Е. Тренажёр по русскому языку. М.: «Ювента», 2009 г.
- Мишакина Т.Л., Гладкова С.А., ЧижиковаС.Б. Тренажёр по окружающему миру. М.:«Ювента», 2009 г.
- Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
- Попова Л. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”// “Детский сад от А до Я”.- 2004.- № 2.- с.110-123.
- Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М., 1983
- Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М., 1991.
- Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание на основе гендерного подхода
В материале к родительскому собранию говорится о том, что нужно учитывать родителям, воспитывающим детей разного пола, ведь девочка - не мальчик, а мальчик - не девочка....
Гендерный подход в воспитании и обучении
В данной статье я обобщила теорию по вопросу "гендерный подход в воспитании и обучении", собственный опыт и составила рекомендации для учителей....
Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов
Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов...
Гендерный подход в образовании.
Отчет по работе в гендерных классах....
Гендерный подход в образовании.
Опыт работы в гендерных классах....
Статья "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ И НАУЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ"
В школу ежегодно приходят дети со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с разными установками, типами характера, поведения и разные по своему биологическому возрасту. Школ...