Гендерный подход в образовании.
проект (1 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 2065
«Гендерный подход в образовании начальной школы»
Выполнили
учителя начальной школы Ш – 2
Давыдова Ирина Владимировна
Кудрина Ольга Сергеевна
г. Москва
2019 г.
Цель данной работы: выявление гендерных особенностей обучения младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику гендерных особенностей;
2. Подобрать упражнения для организации гендерного подхода в обучении детей младшего школьного возраста в образовательной практике.
Теоретическая часть
Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Это социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Конструирование гендерных различий протекает через определённую систему социализации (которая воспитывает разные навыки и психологические качества у девочек и мальчиков), разделение труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы.
При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. То, что в одном обществе считается типично «мужским», в другом обществе может определяться как типично «женское». Представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества. К примеру, ещё в 70-е годы ХХ в. в СССР считалось неприличным для женщин носить брючные костюмы и в такой одежде не пускали в рестораны, а длинные до плеч волосы у молодых мужчин (мода, пришедшая с Запада, как подражание хиппи и «Битлз») являлись объектом активных нападок со стороны официальных органов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной вовсе не означает обладать определёнными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определённым стандартам (например, носить юбочку, если ты шотландец, и брюки, если ты узбечка).
Гендерные стереотипы — устойчивые для данного социума в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерные стереотипы — это расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.
Стереотипы в отношении пола встречают ребёнка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Всё это сопровождается педагогическими комментариями: «Не плачь, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления эмоциональности у мальчиков; «Будь послушной и тихой — ты же девочка!», что формирует подчинённость у девочек. Человек впитывает традиционные гендерные стереотипы с детства и тот факт, что они могут
сильно различаться в разных культурах, часто не находит должного понимания. Гендерные стереотипы обладают удивительной устойчивостью и продолжают сохраняться тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин уже становится иным.
Гендерная идентичность — это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу (гендеру), осознание себя представителем данного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте. Гендерная идентичность не даётся человеку при рождении. Ребёнок обретает свой гендер, формирует его во взаимодействиях с членами семьи и с обществом. Формирование гендерной идентичности осуществляется в три этапа:
1) ребёнок узнаёт, что существует два пола,
2) он включает себя в одну из этих категорий,
3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные его формы.
Мальчики и девочки устроены совершенно различным образом, что не вызывает каких-либо сомнений у тех, кто когда-то имел дело с детьми. На самом деле отличия между мальчиками и девочками весьма ощутимы, и для этого существует множество причин. Некоторые из этих отличий мы постараемся рассмотреть ниже.
Когда девочки появляются на свет, их мозг уже ориентирован на «женственность», точно так же у мальчиков программирование на «мужественность» происходит внутриутробно. Структура головного мозга ответственна за многочисленные различия в поведении и мышлении мальчиков и девочек.
Именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.
В частности, у девочек быстрее развивается кора головного мозга, которая определяет интеллект. По этой причине считается, что в раннем возрасте девочки владеют речью лучше, чем мальчики. Девочки раньше овладевают навыками чтения (по сравнению с мальчиками). Что касается мальчиков, то у них масса и объем головного мозга примерно на 10-15 процентов больше, чем девочек. У них лучше развиты внутренние связи в правом полушарии, поэтому мальчики лучше ориентируются в пространстве. Опять же из-за особенностей структуры и работы мозга у девочек раньше развивается способность оценивать, что происходит вокруг, они раньше и большей степени начинают испытывать страх.
Мальчики подвержены страху в меньшей степени. Известно, что уже по достижении возраста девяти-десяти месяцев мальчики обладают навыке контроля над чувствами страха, занимаясь игрушками или развлекая себя каким-либо другим способом. И эта черта сохраняется у мальчиков, когда они становятся взрослыми.
Особенности мальчиков:
• Эмоции мальчик выражает через действия, а не через слова.
• Мальчики значительно превосходят девочек в пространственно-временной ориентации, поэтому они успешны в тех видах деятельности, где необходимо пространственное мышление.
• Мальчикам труднее выполнить несколько задач одновременно.
• В телах мальчиков содержится большое количество тестостерона, что приводит к большей двигательной активности, агрессивности в поведении.
• Мальчики склонны к проявлению взрывов физической и двигательной активности, за которыми следуют периоды бездеятельности. Игры мальчиков требую большего пространства и энергии, чем у девочек.
Особенности девочек:
• Девочки обычно старше по биологическому возрасту ровесников-мальчиков, их организм созревает быстрее.
• У девочек в дошкольном возрасте более развита мелкая моторика.
• У девочек лучше проявляется адаптивность, они более устойчивы к стрессам.
• Девочки чаще всего могут контролировать своё импульсивное поведение.
• У девочек лучше развита речь, они раньше начинают говорить.
Гендерные аспекты воспитания и обучения детей
В современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.
Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.
Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.
Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
организации внимания;
в формах активации эмоций;
в мотивации деятельности и оценки достижений;
в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки :
быстрее схватывают новый материал;
легче усваивают алгоритмы и правила;
любят задания на повторение;
чаще используют ближнее зрение;
воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
лучше выполняют задания на сообразительность;
не терпят однообразия;
лучше выполняют задания при ярком свете;
новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Существуют различия в готовности мальчиков и девочек к школе.
Исследования свидетельствуют о том, что девочки подготовлены лучше, т.к. девочки лучше развита способность к общению, лучше сформирована произвольность общения и поведения, у них больший объем пространственно-зрительной памяти, более высокий уровень работоспособности, лучшее понимание учебной задачи. Также девочки уже знают, что такое учебная деятельность и разграничивают ее и игровую деятельность. А вот мальчики ходят в школу не только, чтобы учится, но и играть. Девочки лучше запоминают расположение вещей, мелкие детали, лучше противоположного пола сосредоточиваются в непривычной обстановке (например, в шумном месте), могут делать несколько дел одновременно, у женского пола лучше выносливость.
Мальчики, как правило, лучше разбираются в математике, лучше справляются с заданиями на внимание, память. У мужского пола лучше развито трехмерное мышление, т.е. мальчики могут представить, например, нарисованную геометрическую фигуру в объеме, могут вращать ее в разном направлении. Такое мышление как правило сформировано у мальчиков уже к 7 годам. У девочек обычно выше успеваемость, и различия в отметках незначительные, у мальчиков же разброс в отметках может составлять 3
балла.
Практическая часть
Приступив к работе в гендерных классах, мы узнали, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул – это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Мы работаем по системе УМК «Школа России», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному и используются разные методические приёмы.
1 класс Математика
Обучение грамоте (русский язык)
Обучение грамоте (чтение)
Окружающий мир
Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам важно самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включиться в поисковую деятельность, а уже потом учитель обобщает и объясняет, как надо было действовать. От того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.
Высокая мотивация, которая формируется у наших учеников в процессе применения гендерного подхода, пробудила у них интерес к учебным предметам. Это позволяет ребятам повысить качество знаний по предметам и стимулирует у них желание заниматься предметами более углублённо, что показывают результаты диагностических работ МЦКО:
Предмет | 1 «А» (девочки) | 1 «Б» (мальчики) |
Русский язык | Высокий уровень – 15 Повышенный уровень – 3 Средний уровень – 0 Низкий уровень – 1 | Высокий уровень – 15 Повышенный уровень – 8 Средний уровень – 3 Низкий уровень – 1 |
Литературное чтение | Высокий уровень – 7 Повышенный уровень – 7 Средний уровень – 3 Низкий уровень – 2 | Высокий уровень –17 Повышенный уровень – 8 Средний уровень – 2 Низкий уровень – 0 |
Математика | Высокий уровень – 14 Повышенный уровень – 4 Средний уровень – 0 Низкий уровень – 1 | Высокий уровень – 17 Повышенный уровень – 8 Средний уровень – 2 Низкий уровень – 0 |
Сравнивая работу в обычном классе и в гендерных классах, мы заметили, что в наших классах дети быстрее воспринимают требования школы. На уроках они не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли. В гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.
Главным недостатком гендерного обучения и воспитания его противники считают недостаток общения с противоположным полом. По нашему мнению, эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине – матери, брата к сестре, отца к дочери. Мы составили совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе встречаются на уроках хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях:
- КВН «Умники и умницы»
- «Мальчишки – девчонки»
- «А, ну-ка, девочки!»
- «Вперёд, мальчишки!»
- «Все работы хороши!»
- «Рыцарский турнир»
- «Мир волшебных сказок»
- «Секреты русской грамматики»
- «Литературный фестиваль»
- Конкурс патриотической песни
- Танцевальный конкурс «Весенние ритмы»
- Совместные экскурсии
С удовольствием наши ученики принимают участие в классных, школьных, городских предметных олимпиадах, в играх-конкурсах: «Учи.ру», «Я люблю математику», «Инфознайка», «Шаг в будущее».
Исходя из полученного опыта работы с гендерными классами, мы сформулировали следующие рекомендации:
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга).
Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.
Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”
Список литературы:
- Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и не доминантного полушарий. - Л., 1976.
- БеденкоМ.В. Сборник текстовых задач по математике. М.: «Вако», 2006
- Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М., 1981.
- (Геодакян В.А.) Сост. и редактор Соколова Е.И. Два пола: зачем и почему? – СП б., 1992.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
- Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. - М., 1978.
- Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г
- Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.
- Кон И. С. Совместное и раздельное обучение: научно–теоретические основы //.
- Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. - М., 1971.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
- Мишакина Т.Л., Алдонина Н.Е. Тренажёр по русскому языку. М.: «Ювента», 2009 г.
- Мишакина Т.Л., Гладкова С.А., ЧижиковаС.Б. Тренажёр по окружающему миру. М.:«Ювента», 2009 г.
- Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
- Попова Л. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”// “Детский сад от А до Я”.- 2004.- № 2.- с.110-123.
- Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М., 1983
- Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М., 1991.
- Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание на основе гендерного подхода
В материале к родительскому собранию говорится о том, что нужно учитывать родителям, воспитывающим детей разного пола, ведь девочка - не мальчик, а мальчик - не девочка....
Гендерный подход в воспитании и обучении
В данной статье я обобщила теорию по вопросу "гендерный подход в воспитании и обучении", собственный опыт и составила рекомендации для учителей....
Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов
Проблемы гендерной социализации начального образования в аспекте влияния на нее гендерных стереотипов...
Гендерный подход в образовании.
Опыт работы в гендерных классах....
Гендерный подход в образовании.
Гендернов воспитание....
Статья "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ И НАУЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ"
В школу ежегодно приходят дети со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с разными установками, типами характера, поведения и разные по своему биологическому возрасту. Школ...