В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». 2 класс
план-конспект урока (2 класс)
Технологическая карта урока литературы во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v._yu._dragunskiy_taynoe_stanovitsya_yavnym.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 «А» классе (УМК «Школа России») Дата проведения: 22.04. 2022г. | |
Тема | В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». |
Педагогическая цель | Продолжить знакомство учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развивать навыки осознанного и правильного чтения; развивать умение прогнозировать рассказ, учить составлять план рассказа; задавать вопросы к рассказу, учить подбирать заголовки к частям рассказа, пересказывать текст с опорой на план; анализировать и делать выводы; |
Тип урока | Закрепление изученного материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа. |
Личностные результаты | Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осознание значимости чтения для личного развития; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Познавательные: использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Основные понятия и термины | Произведение, жанр, рассказ, герои рассказа, основная мысль рассказа, план, пересказ. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, м/м презентация. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. - Проверьте, всё ли у вас на столах готово к уроку. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Цель: развитие речи; подготовка артикуля-ционного аппарата к чтению; актуализа-ция субъективного опыта учащихся (лич-ностных смыслов, опорных знаний и спо-собов действий, цен-ностных отношений). | Упражнения в отработке дикции (чистоговорка) | - А сейчас поработаем над произношением. - Прочитаем с вами чистоговорку: Сл. 1 Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Мыло Мила уронила. - Теперь прочитаем все вместе громко/тихо/с удивлением/с огорчением/с радостью. | Определяет задание, контролирует выполнение всеми учениками. | Выполняют упражнение в отработке дикции под руководством учителя. Читают текст с различной целевой установкой |
Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Выразительное чтение рассказа | - С каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке? («Тайное становится явным») - Кто автор этого рассказа? (В. Ю. Драгунский) - Кто главный герой рассказа? (Мальчик, который не любит манную кашу.) -Дома вам нужно было подготовить выразительное чтение этого рассказа и разделить его на смысловые части. Давайте проверим (Читают 4 ученика) | Проводит проверку домашнего задания, задает вопросы | Читают рассказ В. Драгунский «Тайное становится явным», отвечают на вопросы. |
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока, определение темы и задач урока | - С каким произведением Вы познакомились на прошлом уроке? (В. Драгунский «Тайное становится явным») - Ребята, сегодня мы продолжим работу с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным». - Будем учиться составлять план рассказа, учиться пересказывать по нему. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи. | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. |
Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Повторное чтение рассказа с целевой установкой (деление на смысловые части) | - А сейчас мы с вами еще раз прочитаем рассказ, разделим его на части. - Где начинается первая часть, прочитайте. (Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре) - Где она заканчивается? (Я опять почистил зубы и стал завтракать.) - О чем говорится в первой части? (О том, как Дениска услышал фразу «тайное всегда становится явным» и долго размышлял о смысле этой фразы) - От чьего имени ведется рассказ? (от имени мальчика) - У кого мальчик поинтересовался о смысле фразы? (у мамы) - Найдите в тексте объяснение смысла этой фразы (А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание) -Как можно озаглавить первую часть? (Размышление Дениса) - Где начинается вторая часть, прочитайте. (Сначала я съел яйцо.) - Где она заканчивается? (И мама ушла на кухню.) - О чём говорится во второй части? (О том, что мальчик не хотел завтракать, а мама его заставляла и предложила ему пойти в Кремль в обмен на съеденный завтрак.) - Что принесла мама мальчику после съеденного яйца? (манную кашу) - Найдите в тексте слова, которые выражают недовольство мамы Дениса и прочитайте с той интонацией возмущения. (Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.) - С кем мама сравнивает мальчика? (с Кощеем) - Почему мама использует такое сравнение? (Потому, что мальчик очень худой и мама хочет, чтобы он кушал, набирался сил, энергии и получал необходимые витамины) - Чем мама решила заинтересовать мальчика, чтобы он быстрее съел кашу? (предложила совершить экскурсию в Кремль). - Какое условие должен был выполнить Денис, чтобы пойти в Кремль? (Съесть всю манную кашу) - Как можно озаглавить вторую часть? (Завтрак и предложение мамы) - Где начинается третья часть, прочитайте. (А я остался с кашей наедине.) - Где она заканчивается? (Потом сразу вернулся и сел за стол.) - О чём третья часть? (о том, как Денис не хотел есть манную кашу и избавился от неё) - Почему Денис решил избавиться от каши? (потому, что он не любит манную кашу) - Найдите в тексте рассказа и прочитайте слова, которые помогают нам понять, насколько мальчик не любил манную кашу? (Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.) - Что сделал Денис? (Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть!) - От чего у мальчика «глаза на лоб полезли»? - Как вы понимаете фразеологизм «глаза на лоб полезли»? (выражение означает крайнюю степень удивления, испуга, неожиданности, проявление излишней эмоциональности) - Как Денис избавился от каши? (выбросил ее в окно). - Как можно озаглавить третью часть? (Мучения с кашей и избавление от неё) - Где начинается четвёртая часть? Прочитайте. (В это время вошла мама.) - Где она заканчивается? (Пострадавший!) - О чем эта часть? (о том, как милиционер пришел в квартиру и начал возмущаться по поводу поступка Дениса) - Кто пришел в квартиру к мальчику? (Милиционер) - Какую новость сообщил он маме, найдите в тексте и прочитайте их с интонацией возмущения? (Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!) - Как можно озаглавить четвёртую часть? (Возмущенный милиционер) - Где начинается пятая часть? (И к нам вошел какой-то дяденька.) - Где она заканчивается? (И они все трое вышли в коридор.) - О чём эта часть? (о возмущениях пострадавшего дяденьки) - Куда попала вылетевшая из окна каша? (на голову прохожего) -Куда шел прохожий? (фотографироваться) -Представьте себя на месте этого прохожего, как бы чувствовали себя вы? Представьте, если люди идут фотографироваться, они идут нарядными, хорошо одетыми, и вдруг, им на голову разливается каша! - Как вы думаете, какое настроение было у прохожего? (Сначала он был удивлен, потом испытал обиду, злость.) - Когда Денис понял, что не пойдет в Кремль? (Когда увидел дяденьку в каше) - Как можно озаглавить пятую часть? (Пострадавший дяденька) - Где начинается шестая часть? Прочитайте. (А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.) - Где она заканчивается? (– Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил: – Да.) - О ком эта часть? (о рассерженной маме и о том, что Денис запомнил это на всю жизнь) - Что сказал Денис подойдя к маме пересилив свой страх? Найдите в рассказе. (– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!) - Как вы думаете, мальчик понял смысл фразы «тайное становится явным»? - Как можно озаглавить эту часть? (Урок на всю жизнь) | Организует работу по анализу рассказа, делят на смысловые части, озаглавливают их. | Анализируют рассказ, делят на смысловые части, озаглавливают их. |
Выявление основной мысли рассказа | - Ребята, какая главная мысль рассказа? (Главная мысль рассказа кроется в самом названии всё, что мы скрываем, всегда становится явным. Поэтому врать и скрывать правду нельзя, даже суровую правду нужно уметь сказать.) - Чему учит нас рассказ? (Рассказ учит нас быть честными и даже не пытаться обманывать своих близких. Ведь это нечестно, а за совершенный проступок придется отвечать.) | Наталкивает на выявление главной мысли. | Выявляют главную мысль рассказа. | |
Составление плана рассказа | - Ребята, мы с вами озаглавили каждую смысловую часть рассказа. - Это и будет план рассказа. План: 1.Размышление Дениса 2.Завтрак и предложение мамы 3.Мучения с кашей и избавление от неё 4.Возмущенный милиционер 5.Пострадавший дяденька 6.Урок на всю жизнь | Организует работу по составлению плана рассказа. | Составляют план | |
Восстановление последовательности событий в рассказе | - Ребята, посмотрите внимательно на слайд, правильно ли соотнесены иллюстрации и названия смысловых частей?? (Нет) - Будем работать по цепочке. | Организует работу по определению последовательности событий в рассказе. | Рассматривают рисунки, расставляют их в нужной посследовательности. | |
ФИЗМИНУТКА | - А теперь, пришло время немного отдохнуть. Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась. | Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. | Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. | |
Цель: закрепить полученные знания на уроке. | Пересказ рассказа (с опорой на план) | - Ребята, теперь давайте попробуем пересказать текст с опорой на план. (пересказ по одному пункту плана) | Ставит перед учащимися учебную задачу и контролирует ее выполнение | Пересказывают текст. |
Работа с пословицами | - Посмотрите на доску. Необходимо из трёх пословиц выбрать одну подходящую к рассказу. - Без труда не выловишь и рыбку из пруда. - Резва ложь, да от правды не уйдешь. - Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. - Какая пословица подходит к рассказу? (Резва ложь, да от правды не уйдешь.) - Какой смысл этой пословицы? | Предлагает поработать с пословицами. | Выбирают подходящую пословицу, объясняют её смысл. | |
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Обобщающая беседа | - С каким произведением мы сегодня работали на уроке? Кто его автор? (Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным?») - Как вы поняли название рассказа? - О чем заставил задуматься автор произведения? (О том, что нельзя совершать плохие поступки за спиной, ведь рано или поздно все всё узнают.) | Задает вопросы, подводит итоги по произведению. | Отвечают на вопросы, подводят итоги. |
Рефлексия, выставление оценок | - Ребята, посмотрите на слайд, перед вами вопросы, сейчас я прочитаю их и тот, кто ответил бы на них словом «ДА» поднимет 2 руки, а тот кто «НЕТ» 1 руку. 1. Понравилось ли мне произведение В.Драгунского? 2. Хорошо ли я запомнил содержание произведения? 3. Нужно ли сразу признаваться в поступке? | Проводит рефлексию учащихся при помощи «листа самооценки». | Оценивают свою деятельность на уроке. | |
Домашнее задание | - Читать рассказы В. Ю. Драгунского. | Диктует домашнее задание. | Записывают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В. Драгунский "Тайное становится явным" 3 класс "Гармония"
Предложенный конспект позволяет интнресно и разнообразно организовать работу на уроке при минимальной подготовке учителя, даёт возможность детям достаточно глубоко проанализировать произведение и оцен...
В.Драгунский. Тайное становится явным. 2 класс
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе ЗПР...
Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным" 2 класс
Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, ...
Урок литературного чтения по теме "Нравственный смысл рассказа В.Драгунского "Тайное становится явным", 2 класс, УМК "Школа России"
2 класс Школа "России"...
Конспект урока литературного чтения «В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс)
Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя В. Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»;формировани...
конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...
Технологическая карта по литературному чтению на тему: "«В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»" 2 класс
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них. Планируемые результаты: Предметные: знать прои...