В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

Технологическая карта урока литературы во 2 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._yu._dragunskiy_taynoe_stanovitsya_yavnym.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 «А» классе   (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 22.04. 2022г.

Тема

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Педагогическая цель

Продолжить знакомство учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского;  развивать навыки осознанного и правильного чтения; развивать умение прогнозировать рассказ, учить составлять план рассказа; задавать вопросы к рассказу,  учить подбирать заголовки к частям рассказа, пересказывать текст с опорой на план; анализировать и делать выводы;

Тип урока

Закрепление  изученного материала.

Планируемые результаты (предметные)

Уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа.

Личностные результаты

Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: осознание значимости чтения для личного развития; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные: использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Основные понятия и термины

Произведение, жанр, рассказ, герои рассказа, основная мысль рассказа, план, пересказ.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, м/м презентация.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

- Проверьте, всё ли у вас на столах готово к уроку.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

  1.  Речевая разминка

Цель: развитие речи; подготовка артикуля-ционного аппарата к чтению; актуализа-ция субъективного опыта учащихся (лич-ностных смыслов, опорных знаний и спо-собов действий, цен-ностных отношений).

Упражнения в отработке дикции (чистоговорка)

- А сейчас поработаем над произношением.

- Прочитаем с вами чистоговорку:

Сл. 1

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

Мыло Мила уронила.

- Теперь прочитаем все вместе громко/тихо/с удивлением/с огорчением/с радостью.

Определяет задание, контролирует выполнение всеми учениками.

Выполняют упражнение в отработке дикции под руководством учителя.

Читают текст с различной целевой установкой

  1. Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Выразительное чтение рассказа

- С каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке? («Тайное становится явным»)

- Кто автор этого рассказа? (В. Ю. Драгунский)

- Кто главный герой рассказа? (Мальчик, который не любит манную кашу.)

-Дома вам нужно было подготовить выразительное чтение этого рассказа и разделить его на смысловые части. Давайте проверим (Читают 4 ученика) 

Проводит проверку домашнего задания, задает вопросы

Читают  рассказ В. Драгунский «Тайное становится явным», отвечают на вопросы.

  1. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока, определение темы и задач урока

- С каким произведением Вы познакомились на прошлом уроке? (В. Драгунский «Тайное становится явным»)

- Ребята, сегодня мы продолжим работу с рассказом В. Драгунского  «Тайное становится явным».

- Будем учиться составлять план рассказа, учиться пересказывать по нему.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

  1. Изучение нового материала

Цель:  обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Повторное чтение рассказа с целевой установкой (деление на смысловые части)

- А сейчас мы с вами еще раз прочитаем рассказ, разделим его на части.

- Где начинается первая часть, прочитайте. (Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре)

- Где она заканчивается? (Я опять почистил зубы и стал завтракать.)

- О чем говорится в первой части? (О том, как Дениска услышал фразу «тайное всегда становится явным» и долго размышлял о смысле этой фразы)

- От чьего имени ведется рассказ? (от имени мальчика)

- У кого мальчик поинтересовался о смысле фразы? (у мамы)

- Найдите в тексте объяснение смысла этой фразы (А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание)

-Как можно озаглавить первую часть? (Размышление Дениса)

- Где начинается вторая часть, прочитайте. (Сначала я съел яйцо.)

- Где она заканчивается? (И мама ушла на кухню.)

- О чём говорится во второй части? (О том, что мальчик не хотел завтракать, а мама его заставляла и предложила ему пойти в Кремль в обмен на съеденный завтрак.)

- Что принесла мама мальчику после съеденного яйца? (манную кашу)

- Найдите в тексте слова, которые выражают недовольство мамы Дениса и прочитайте с той интонацией возмущения. (Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.)

- С кем мама сравнивает мальчика? (с Кощеем)

- Почему мама использует такое сравнение? (Потому, что мальчик очень худой и мама хочет, чтобы он кушал, набирался сил, энергии и получал необходимые витамины)

- Чем мама решила заинтересовать мальчика, чтобы он быстрее съел кашу? (предложила совершить экскурсию в  Кремль).

- Какое условие должен был выполнить Денис, чтобы пойти в Кремль? (Съесть всю манную кашу)

- Как можно озаглавить вторую часть? (Завтрак и предложение мамы)

- Где начинается третья часть, прочитайте. (А я остался с кашей наедине.)

- Где она заканчивается? (Потом сразу вернулся и сел за стол.)

- О чём третья часть? (о том, как Денис не хотел есть манную кашу и избавился от неё)

- Почему Денис решил избавиться от каши? (потому, что он не любит манную кашу)

- Найдите в тексте рассказа и прочитайте слова, которые помогают нам понять, насколько мальчик не любил манную кашу? (Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.)

- Что сделал Денис? (Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть!)

- От чего у мальчика «глаза на лоб полезли»?

- Как вы понимаете фразеологизм «глаза на лоб полезли»? (выражение означает крайнюю степень удивления, испуга, неожиданности, проявление излишней эмоциональности)

- Как Денис избавился от каши? (выбросил ее в окно).

- Как можно озаглавить третью часть? (Мучения с кашей и избавление от неё)

- Где начинается четвёртая часть? Прочитайте. (В это время вошла мама.)

- Где она заканчивается? (Пострадавший!)

- О чем эта часть? (о том, как милиционер пришел в квартиру и начал возмущаться по поводу поступка Дениса)

- Кто пришел в квартиру к мальчику? (Милиционер)

- Какую новость сообщил он маме, найдите в тексте и прочитайте их с интонацией возмущения? (Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!)

- Как можно озаглавить четвёртую часть? (Возмущенный милиционер)

- Где начинается пятая часть? (И к нам вошел какой-то дяденька.)

- Где она заканчивается? (И они все трое вышли в коридор.)

- О чём эта часть? (о возмущениях пострадавшего дяденьки)

- Куда попала вылетевшая из окна каша? (на голову прохожего)

-Куда шел прохожий? (фотографироваться)

-Представьте себя на месте этого прохожего, как бы чувствовали себя вы? Представьте, если люди идут фотографироваться, они идут нарядными, хорошо одетыми, и вдруг, им на голову разливается каша!

- Как вы думаете, какое настроение было у прохожего? (Сначала он был удивлен, потом испытал обиду, злость.)

- Когда Денис понял, что не пойдет в Кремль? (Когда увидел дяденьку в каше)

- Как можно озаглавить пятую часть? (Пострадавший дяденька)

- Где начинается шестая часть? Прочитайте. (А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.)

- Где она заканчивается? (– Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил: – Да.)

- О ком эта часть? (о рассерженной маме и о том, что Денис запомнил это на всю жизнь)

- Что сказал Денис подойдя к маме пересилив свой страх? Найдите в рассказе. (– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!)

- Как вы думаете, мальчик понял смысл фразы «тайное становится явным»?

- Как можно озаглавить эту часть? (Урок на всю жизнь)

Организует работу по анализу рассказа, делят на смысловые части, озаглавливают их.

Анализируют рассказ, делят на смысловые части, озаглавливают их.

Выявление основной мысли рассказа

- Ребята, какая главная мысль рассказа? (Главная мысль рассказа кроется в самом названии  всё, что мы скрываем, всегда становится явным. Поэтому врать и скрывать правду нельзя, даже суровую правду нужно уметь сказать.)

- Чему учит нас рассказ? (Рассказ учит нас быть честными и даже не пытаться обманывать своих близких. Ведь это нечестно, а за совершенный проступок придется отвечать.)

Наталкивает на выявление главной мысли.

Выявляют главную мысль рассказа.

Составление плана рассказа

- Ребята, мы с вами озаглавили каждую смысловую часть рассказа.

- Это и будет план рассказа.

План:

1.Размышление Дениса

2.Завтрак и предложение мамы

3.Мучения с кашей и избавление от неё

4.Возмущенный милиционер

5.Пострадавший дяденька

6.Урок на всю жизнь

Организует работу по составлению плана рассказа.

Составляют план

Восстановление последовательности событий в рассказе

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд, правильно ли соотнесены иллюстрации и названия смысловых частей?? (Нет)
- Необходимо восстановить последовательность событий в рассказе.

- Будем работать по цепочке.

Организует работу по определению последовательности событий в рассказе.

Рассматривают рисунки, расставляют их в нужной посследовательности.

ФИЗМИНУТКА

- А теперь, пришло время немного отдохнуть.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась  и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

  1. Закрепление изученного

Цель: закрепить полученные знания на уроке.

Пересказ рассказа

(с опорой на план)

- Ребята, теперь давайте попробуем пересказать текст с опорой на план.

(пересказ по одному пункту плана)

Ставит перед учащимися учебную задачу и контролирует ее выполнение

Пересказывают текст.

Работа с пословицами

- Посмотрите на доску. Необходимо из трёх пословиц выбрать одну подходящую к рассказу.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Резва ложь, да от правды не уйдешь.

- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

- Какая пословица подходит к рассказу? (Резва ложь, да от правды не уйдешь.)

- Какой смысл этой пословицы?

Предлагает поработать с пословицами.

Выбирают подходящую пословицу, объясняют её смысл.

  1. Итог урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Обобщающая беседа

- С каким произведением мы сегодня работали на уроке? Кто его автор? (Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным?»)

- Как вы поняли название рассказа?

- О чем заставил задуматься автор произведения? (О том, что нельзя совершать плохие поступки за спиной, ведь рано или поздно все всё узнают.)

Задает вопросы, подводит итоги по произведению.

Отвечают на вопросы, подводят итоги.

Рефлексия, выставление оценок

- Ребята, посмотрите на слайд, перед вами вопросы, сейчас я прочитаю их  и тот, кто ответил бы на них словом «ДА» поднимет 2 руки, а тот кто «НЕТ» 1 руку.

1. Понравилось ли мне произведение В.Драгунского?

2. Хорошо ли я запомнил содержание произведения?

3. Нужно ли сразу признаваться в поступке?

Проводит рефлексию учащихся при помощи «листа самооценки».

Оценивают свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

- Читать рассказы В. Ю. Драгунского.

Диктует домашнее задание.

Записывают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В. Драгунский "Тайное становится явным" 3 класс "Гармония"

Предложенный конспект позволяет интнресно и разнообразно организовать работу на уроке при минимальной подготовке учителя, даёт возможность детям достаточно глубоко проанализировать произведение и оцен...

В.Драгунский. Тайное становится явным. 2 класс

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе ЗПР...

Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным" 2 класс

Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, ...

Конспект урока литературного чтения «В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс)

Цели деятельности учителя:организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя В. Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»;формировани...

конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...

Технологическая карта по литературному чтению на тему: "«В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»" 2 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них. Планируемые результаты: Предметные: знать прои...