Возникновение конфликтов в классе и пути их решения
материал
Пед.совет на тему :"Возникновение конфликтов в классе и пути их решения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_na_temu.docx | 130.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Возникновение конфликтов в классе и пути их решения».
Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.
Задачи:
- рассмотреть понятие конфликта, его виды;
- изучить причины возникновения конфликтов;
- способствовать осмыслению путей выхода из конфликтной ситуации.
Ход
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашей сегодняшней встречи: «Возникновение конфликтов в классе и пути их решения».
Актуальность
Актуальность проблемы, связана с проблемой школьного конфликта, определяется тем, что конфликты, как социальное явление, в школе являются довольно частым явлением. Негативная семейная обстановка, агрессивная среда на улице – все это может повлиять на ребенка и вызвать любой конфликт в школе. А ведь школьная среда является одним из главных социальных институтов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Поэтому перед педагогическим коллективом стоит прямая и особо ответственная задача по предупреждению и разрешению тех конфликтов, которые представляют особую угрозу не только для гармоничного развития обучающихся, но для всего учебно-воспитательного процесса.
Основная часть
-Дорогие коллеги, как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим? (изучить причины конфликтов и выявить способ решения конфликтных ситуаций.)
-Как вы думаете, что такое конфликт?
Конфликт(от лат. conflictus — столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого Конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. ( Большая психологическая энциклопедия)
- Сейчас мы рассмотрим классификацию конфликтов. По классификации М. Дойча основанием является истинность/ложность конфликта или его реальность. Он выделяет следующие виды конфликтов: подлинный, случайный (условный), смещённый, неверно приписанный, латентный, ложный.
- подлинный конфликт – это тот, который реально объективно существует и адекватно воспринимается участниками и окружающими.
- Случайный (условный) – такой, который зависит от легко меняющихся обстоятельств, но стороны его этого не осознают.
- Смещённый конфликт – это явный конфликт, за которым скрывается другой, неявный, но который на самом деле лежит в основе явного.
- Неверно приписанный – тот, в котором стороны неправильно поняли друг друга, неправильно истолковали проблему.
- Латентный конфликт – такой, который должен был бы произойти, но не происходит, так как стороны по каким-либо причинам не осознают его.
- И, наконец, ложный конфликт – это конфликт, который существует только в силу неправильного понимания, ошибки восприятия, при отсутствии объективных оснований для конфликта.
-Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
- Как вы думаете, какие могут быть причины конфликта между учениками?
Причины могут быть следующие:
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
- Давайте с вами попробуем составить алгоритм решения любого школьного конфликта.
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Анализ ситуаций (в группах).
Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам проанализировать педагогическую ситуацию. Используйте наш составленный алгоритм решения конфликта.
Ситуация
В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.
Решение
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.
Итог и фиксация результатов
Уважаемые коллеги, достигли ли мы цели? Изучили ли причины конфликтов и выявили способ решения конфликтных ситуаций?
Сейчас я вам раздам памятки по профилактике конфликтов в классе.
Рефлексия
- Уважаемые коллеги, перед вами мишень. Если вам была интересна наша сегодняшняя встреча, вы извлекли что-то новое и будете что-то из этого использовать в своей дальнейшей практике- приклейте зеленого стикер в середину мишени.
Желтого цвета, если информация для вас была полезной, но ее еще надо обдумать
Красного цвета, если вы не узнали ничего нового, и вам было неинтересно
Наша встреча подошла к концу. Дополнительную информацию по теме вы можете прочитать ( на слайде доп. Литература):
Ситуация
В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.
Ситуация
В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.
Ситуация
В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.
Ситуация
В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.
Ситуация
В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.
Ситуация
В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Трудности,с которыми сталкивается учитель при работе в начальных классах и пути их решения"
Классы у нас разные и в зависимости от подбора детей –мы сталкиваемся с определенными трудностями и ,отталкиваясь от этого,планируем свою учебную деятельность.Я хочу назвать несколько основных труднос...
Из опыта работы. Конфликт в школе и пути его решения.
Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: “... без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели б...
Причины возникновения конфликтов и способы их решения
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению агрессивности в обществе. Данная тенденция не обошла и школу....
Статья "Методы изучения проблем семейного чтения в начальных классах и пути их решения".
Изучение проблем семейного чтения для возрождения роли чтения книги в семьях учащихся, как средство семейного досуга. Мотивировать родителей к совместному чтению и обсуждению детской литературы с ребе...
Занятие с учащимися 4 класса Тема:“Конфликт и пути его решения”.
Цель – формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.Задачи: Воспитание чувства уважения друг к другу;Улучшение взаимоотношений в классе;Ознакомить учащихся ...
Доклад "Причины возникновения конфликтов среди участников образовательного процесса и способы их решения"
Из личного опыта....
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Конфликты и пути их решения», 4 класс
Конспект занятия Тема: «Конфликты и пути их решения» Цель деятельности учителя: формирование новых знаний о конфликтах, создание благоприятной атмосферы в классе.Планируем...