Возникновение конфликтов в классе и пути их решения
материал

Проскурякова Мария Владиславовна

Пед.совет на тему :"Возникновение конфликтов в классе и пути их решения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_na_temu.docx130.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Возникновение конфликтов в классе и пути их решения».

Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.

Задачи:

- рассмотреть понятие конфликта, его виды;

- изучить причины возникновения конфликтов;

- способствовать осмыслению путей выхода из конфликтной ситуации.

Ход

Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашей сегодняшней встречи: «Возникновение конфликтов в классе и пути их решения».

Актуальность

Актуальность проблемы, связана с проблемой школьного конфликта, определяется тем, что конфликты, как социальное явление, в школе являются довольно частым явлением. Негативная семейная обстановка, агрессивная среда на улице – все это может повлиять на ребенка и вызвать любой конфликт в школе. А ведь школьная среда является одним из главных социальных институтов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Поэтому перед педагогическим коллективом стоит прямая и особо ответственная задача по предупреждению и разрешению тех конфликтов, которые представляют особую угрозу не только для гармоничного развития обучающихся, но для всего учебно-воспитательного процесса.

Основная часть

-Дорогие коллеги, как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим? (изучить причины конфликтов и выявить способ решения конфликтных ситуаций.)

-Как вы думаете, что такое конфликт?

Конфликт(от лат. conflictus — столкновение)  столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого Конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. ( Большая психологическая энциклопедия)

- Сейчас мы рассмотрим классификацию конфликтов. По классификации М. Дойча основанием является истинность/ложность конфликта или его реальность. Он выделяет следующие виды конфликтов: подлинный, случайный (условный), смещённый, неверно приписанный, латентный, ложный.

  • подлинный конфликт – это тот, который реально объективно существует и адекватно воспринимается участниками и окружающими.
  • Случайный (условный) – такой, который зависит от легко меняющихся обстоятельств, но стороны его этого не осознают.
  • Смещённый конфликт – это явный конфликт, за которым скрывается другой, неявный, но который на самом деле лежит в основе явного.
  • Неверно приписанный – тот, в котором стороны неправильно поняли друг друга, неправильно истолковали проблему.
  • Латентный конфликт – такой, который должен был бы произойти, но не происходит, так как стороны по каким-либо причинам не осознают его.
  • И, наконец, ложный конфликт – это конфликт, который существует только в силу неправильного понимания, ошибки восприятия, при отсутствии объективных оснований для конфликта. 

-Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

- Как вы думаете, какие могут быть причины конфликта между учениками?

Причины могут быть следующие:

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

- Давайте с вами попробуем составить алгоритм решения любого школьного конфликта.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Анализ ситуаций (в группах).

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам проанализировать педагогическую ситуацию. Используйте наш составленный алгоритм решения конфликта.

Ситуация

В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.

Решение

Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.

Итог и фиксация результатов

Уважаемые коллеги, достигли ли мы цели? Изучили ли причины конфликтов и выявили способ решения конфликтных ситуаций?

Сейчас я вам раздам памятки по профилактике конфликтов в классе.

Рефлексия

- Уважаемые коллеги, перед вами мишень. Если вам была интересна наша сегодняшняя встреча, вы извлекли что-то новое и будете что-то из этого использовать в своей дальнейшей практике- приклейте зеленого стикер в середину мишени.

Желтого цвета, если информация для вас была полезной, но ее еще надо обдумать

Красного цвета, если вы не узнали ничего нового, и вам было неинтересно

Наша встреча подошла к концу. Дополнительную информацию по теме вы можете прочитать ( на слайде доп. Литература):

Ситуация

В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.

Ситуация

В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.

Ситуация

В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.

Ситуация

В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.

Ситуация

В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.

Ситуация

В классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Трудности,с которыми сталкивается учитель при работе в начальных классах и пути их решения"

Классы у нас разные и в зависимости от подбора детей –мы сталкиваемся с определенными трудностями и ,отталкиваясь от этого,планируем свою учебную деятельность.Я хочу назвать несколько основных труднос...

Из опыта работы. Конфликт в школе и пути его решения.

Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: “... без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели б...

Причины возникновения конфликтов и способы их решения

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению агрессивности в обществе. Данная тенденция не обошла и школу....

Статья "Методы изучения проблем семейного чтения в начальных классах и пути их решения".

Изучение проблем семейного чтения для возрождения роли чтения книги в семьях учащихся, как средство семейного досуга. Мотивировать родителей к совместному чтению и обсуждению детской литературы с ребе...

Занятие с учащимися 4 класса Тема:“Конфликт и пути его решения”.

Цель – формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.Задачи: Воспитание чувства уважения друг к другу;Улучшение взаимоотношений в классе;Ознакомить учащихся ...

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Конфликты и пути их решения», 4 класс

Конспект занятия Тема: «Конфликты и пути их решения»   Цель деятельности учителя: формирование новых знаний о конфликтах, создание благоприятной атмосферы в классе.Планируем...