Обратная сторона самой древней и уважаемой профессии.
статья
9 причин не поступать в педагогический ВУЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_prichin_ne_postupat_v_pedagogicheskiy_vuz_munar_konkurs_traektoriya_razvitiya.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе «Сложности и радости учительского труда в 2022 году»
Л. Ю. Якубова
МБОУ «СШ №12» г. Новый Уренгой, ЯНАО
Международный конкурс педагогов «Траектории развития»
Обратная сторона самой древней и уважаемой профессии. 9 причин не поступать в педагогический университет.
В работе учителя (как и в любой другой) есть свои плюсы и минусы. Гарантированная зарплата, продолжительный летний отдых, автоматизированная отчетность, живое общение с детьми, непрерывный профессиональный рост учителя, - вот те плюсы, которые скрашивают жизнь любого педагога. Но не все так радужно. Быть педагогом трудно. Ниже перечислены 10 основных, на мой взгляд, минусов профессии. О них должен знать каждый, кто остановил свой выбор на педагогическом ВУЗе.
- Статус.
Раньше учитель был самым уважаемым человеком в селе, на которого с благоговением смотрели не только дети, но и взрослые. Сейчас мы оказываем услуги, и любой желающий может «полить грязью» в соцсетях либо лично продемонстрировать свое «фи». В наше время стало модным обсуждать учительский труд и даже учить педагогов, как те должны работать. Многие граждане демонстрируют отсутствие уважения и сочувствия к труду учителя, а ведь именно учителя формируют будущее страны.
- Небольшая зарплата.
Работая даже на Севере, мы не можем похвастаться большим заработком. При этом мы имеем надбавки в виде северного коэффициента и «полярки». Мы вынуждены работать в 2 смены либо брать часы репетиторства, чтобы прокормить семью. В то же время коллеги в других регионах могут получать по 15-20 тысяч. Не понимаю, почему они еще не бросили свою профессию. С нынешним уровнем цен такая зарплата унизительна. Плевок от правительства. Стоило ли учиться 5 лет в университете?.. Иногда накатывает безысходность от осознания, что с возрастом, если у тебя нет надежного «тыла» в виде мужа-бизнесмена, ты окажешься в нищете.
- Отсутствие каких-либо льгот:
ни служебного жилья, ни компенсации оплаты коммунальных услуг и даже льготную ипотеку для работников бюджетной сферы свернули. В теории служебное жилье должно предоставляться. Как показала практика, оно нам не светит. По крайней мере, учителям начальных классов. Но это уже нюансы отдельных муниципалитетов.
- Недостаточная оснащенность кабинетов.
Да, оргтехника закуплена. Но эта техника требует регулярного обслуживания, иногда ремонта и конечно заправки. И что же мы имеем? Учителя вынуждены выделять часть своей зарплаты, чтобы купить краску для распечатывания тестов, проверочных и контрольных работ. Это в течение года выливается в приличные суммы. Бумагу для принтера и даже бумажные полотенца с туалетной бумагой для учащихся мы покупаем за свой счет, т.к. школа не обеспечивает, а «поборы» с родителей запрещены.
- Несознательность некоторых родителей.
Они не понимают, что проблемы их детей в учебе не пройдут самостоятельно, даже если учитель прилагает все свои усилия. Нужна помощь семьи, а иногда и специалистов. Иным требуется прохождение ПМПК, а родитель закрывает глаза на проблему и отрицает ее, ПМПК воспринимает негативно. Кто-то намекает, что учитель мог бы и позаниматься дополнительно, при этом сами они вряд ли выйдут поработать смену за бесплатно. А учителя должны, «работали же раньше, по вечерам занимались, теперь учителя уже не те».
- Учитель никак не защищён.
Получается, что у учителя есть только обязанности, а прав нет. Руководство чаще встает на сторону родителя, лишь бы те остались довольны. Если поступила жалоба на сайт или в департамент, звонок директору школы, то учитель заведомо виновен. Его точно отчитают, даже если вины за ним нет. Как же, как же! Ведь он не смог избежать конфликта, и репутация школы подмочена! А что родитель? А он настрочил жалобу и сидит довольный, показывая пример другим. Может быть, уже пора защищать растоптанную честь педагогов?
Многие коллеги сетуют, что сейчас у педагогов практически отсутствует возможность влиять на учеников. Отчислять нельзя, на второй год оставлять не принято, даже двойку за год поставить не смей. А если ученик написал итоговую контрольную на «2», то это учитель не научил, это вина учителя. А сколько было жалоб от знакомых учителей, что им не позволили вывести четверки потенциальному медалисту, хотя ученик предмет не тянул! А как некоторые родители просят и даже требуют поставить четверки вместо заработанные троек… Уверена, что каждый учитель наслышан либо сталкивался с подобными случаями.
- Работа всегда, везде и всюду.
Успешным ученик может стать при тесном взаимодействии учителя, родителей, а если нужно, и дополнительных специалистов в области здоровья и развития. Но, к сожалению, психолога мы видим раз в год при проведении очередной диагностики. При этом результат обследования даже не сообщат классному руководителю. О реальной работе с детьми речи не идет. Учащиеся не знаю ни имени, ни лица данного специалиста. О какой помощи со стороны психолога может идти речь? Логопеда на всех не хватает, хотя детей с логопедическими проблемами масса. Учитель вынужден сам решать все проблемы самостоятельно либо рекомендовать платного специалиста.
Мы почти не видим свою семью, у нас не хватает времени на собственных детей. Утром – уроки, днем – уроки, вечером – подготовка к урокам и очередные отчеты, планирования, ночью – кошмары от проверочных работ))
- Армейские правила, по которым приказы не обсуждаются, а выполняются.
Учителя должны беспрекословно подчиняться директору, директор не смеет спорить с чиновниками, те тоже перед своим начальством стоят по стойке «смирно». А страдают дети и наше общее дело. То учителя на выборах задействованы, то на ЕГЭ, то на митинг их гонят, то на какой-нибудь встрече с главой муниципалитета сидят для массовки. Помню, когда жила в Екатеринбурге, была вынуждена посещать митинги 1 мая и предвыборные митинги «Единой России», парад 9 мая, и не по собственному желанию, а потому что был приказ сверху. Раз работаешь в бюджетной сфере, то будь добр выйти под флагом и с транспарантом лидирующей партии. Чувствуешь себя не свободным человеком, а бесправным рабом.
Радует, что в последнее время стало меньше отчетов, что отменили ведение бумажных журналов, а электронные автоматически выводят все текущие и итоговые отчеты. Но осталась масса опросов, анкет, которые мы обязаны, видите ли, пройти. И после прохождения отчитаться. Кроме того, мы обязаны отчитаться, сколько детей/ родителей прошли это анкетирование, потому что вышестоящее руководство требует отчет с каждого муниципалитета. В итоге мы имеем липовые показатели, нечестность и недовольство со стороны респондентов.
- Профессиональное выгорание.
Мы даже не замечаем, как превращаемся в «училок» и на автомате поправляем родных, друзей, знакомых, когда они допускают ошибку в речи или на письме. Мы всегда знаем, как правильно, и всегда всех учим.
Но куда страшнее эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, начинается депрессия, а усталость наступает раньше обычного.
Вот так выглядит обратная сторона работы учителя. Конечно, если есть желание и лежит душа, то никакие трудности не испугают. Выпускнику, остановившему выбор на профессии учитель, следует слушать свое сердце, оно подскажет правильный ответ. Отрицательный опыт - тоже опыт. Слушать только себя. Послушать аргументы близких, но решение принимать самостоятельно, чтобы потом никого не винить за свои ошибки.
Стоит добавить, что я не хотела очернить свою профессию, по которой работаю уже 15 лет. Нужно помнить, что в любой работе есть сложности и радости, будь на дворе хоть 2000, хоть 2022 год. И каждый сам определяет, что пересиливает именно для него: плюсы или минусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле»
Сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии учителя....
Классный час "Самая главная в жизни "профессия"-быть Человеком"
Классный час в 4 классе, проектная работа....
Деловая игра "Самая важная профессия"
Организация деловых игр на уроках и во внеурочное время...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Родительское собрание «Поведение – обратная сторона души»
Цель: обсудить проблемы поведения учащихся в школе, дома, на улице;формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов;формировать у родител...
Классный час на тему Профессия врач – самая важная профессия в мире!
Классный час на тему: Профессия врач – самая важная профессия в мире!...
Самые древние государства. Тест. 3 класс.
Система Л.В. Занкова.3 класс....