Статья "Педагогический аудит как форма объективного контроля формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов"
статья
Внимательно прочитав данную статью можно узнать о цели и задачах службы педагогического аудита, о том чем отличается работа службы в начальной школы. Подробно описаны различия заданий для учащихся на разных ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический аудит как форма объективного
контроля формирования УУД учащихся начальных классов
Первый опыт создания работ для учеников начальных классов в тестовом формате был в 1997 – 1998 годах, когда, работая в сотрудничестве с бельгийскими коллегами, были созданы тесты по всем предметам и по всем изучаемым темам в 1 – 3 классах. Конечно, это были тесты, направленные на проверку предметных результатов обучения, но уже тогда возникла идея о том, что именно процесс работы с тестовыми заданиями и тестами – средство формирования того, что сейчас мы называем универсальными учебными действиями, а именно:
- Анализ;
- Синтез;
- Умение делать выводы;
- Умение подводить под понятие;
- Умение самостоятельно рассчитывать время на выполнение каждого задания;
- Умение планировать свои действия и выбирать эффективные способы действия при выполнении каждого задания.
В 2003 году в гимназии была создана служба педагогического аудита, основной задачей которой стал объективный контроль выполнения программных требований на всех этапах обучения. Т. е. как требовал стандарт первого поколения – предметные результаты.
Почему же возникла необходимость создания отдельной службы? Работающие учителя точно знают, что при составлении контрольной работы на подсознательном уровне любой педагог анализирует, что его учениками усвоено блестяще, а что требует серьёзной дополнительной работы. А далее, в зависимости от личностных качеств учителя (не профессиональных), проводящего работу возможны два варианта:
1) Включение в работу только тем и подтем, которые не вызывают у учащихся никаких сложностей;
2) Включение в работу только тем и подтем, вызывающих у большинства учащихся сложности в усвоении.
Соответственно, отметка, выставленная в условном классе 1 ≠ отметке, выставленной в условном классе 2. Ни о какой объективной отметке речь идти не может.
С целью объективности контроля и соблюдения прав учащихся и была создана служба педагогического аудита в нашей гимназии.
Работа службы педагогического аудита в начальной школе имеет ряд существенных отличий от работы наших коллег в средней школе.
Цель работы службы педагогического аудита в начальной школе равна цели работы учителя начальных классов. Учить детей учиться, т. е. формирование у учеников способности с саморазвитию и самосовершенствованию, путём активного присвоения нового опыта.
Работая с тестовыми заданиями и тестами, ученики получают новый опыт, могут проанализировать свои успехи, составить план работы над ошибками. Только чтобы это произошло, следует серьёзная и вдумчивая работа каждого учителя совместно со службой педагогического аудита. В совместной работе мы решаем следующие задачи:
- Создаём условия, в которых учащиеся учатся понимать и формулировать учебную задачу;
- Учим планированию учебных действий;
- Создаём условия для применения имеющихся знаний в нестандартной, стрессовой ситуации;
- Самое сложное действие для учеников начальной школы – самоконтроль.
Как же поклассно выстаивается работа:
1 класс
- Никаких контрольных и контрольных тестовых работ в первом классе не проводится.
- На уроках систематически предлагаем задания с выбором ответа, где ученики обводят, вычёркивают, зачёркивают…
- В первом классе вводятся и задания на установление соответствия.
- Разумеется, что заданий с самостоятельным конструированием ответа в 1ом классе нет.
2 класс
- Во втором классе ученики пишут не только тренировочные, но и контрольные тесты;
- Ученики вторых классов – это дети 7 – 8 лет, навык чтения находится в стадии формирования, поэтому в первом полугодии первичное чтение задания ложится на плечи учителя.
- По объёму – это небольшие тесты;
- Во втором классе ученикам предлагается пошаговая инструкция:
Стандартная инструкция
- Обведи букву и найди значение числового выражения, которое читается так: 73 уменьшить на сумму чисел 25 и 19.
Пошаговая инструкция
- Обведи букву числового выражения, которое читается так: 73 уменьшить на сумму чисел 25 и 19.
- Найди его значение.
3 класс – 4 класс
- В третьем классе на первое место уже выходит функция объективного контроля;
- Большая часть контрольных работ – тестовые работы;
- Переход учеников из начальной школы в среднюю – по итогам тестовых контрольных работ и контрольных работ.
Каковы результаты такой пошаговой работы?
По мнению коллег средней школы и начальной школы результаты таковы:
- На более высокой ступени обучения работа с контрольными работами в тестовом формате не вызывает у учащихся затруднений. Большинство самостоятельно определяют цель выполнения задания, планируют свои действия при выполнении работы, могут рассчитать время и выбрать рациональные способы действий.
- В обществе бытует мнение, что школьные уроки подменяются натаскиванием на задания ЕГЭ. Мы убедились, что подобная работа, которая начинается с первого класса, ничего общего с «натаскиванием» на выполнение заданий не имеет ничего общего – это осознанная, планируемая деятельность каждого ученика.
- Соответственно и функция контроля не воспринимается болезненно учениками.
- Работая совместно с учителями, проходя один запланированный этап за другим, мы выполняем основную функцию начальной школы – учить детей учиться.
Изменились ли задания в тестовых и контрольных работах в связи с работой по ФГОС второго поколения.
С 6 октября 2009 года (с введением ФОГС второго поколения) изменились и требования к контролю.
- Наряду с проверкой предметных результатов, контролю должны быть подвергнуты метапредметные и личностные результаты. Личностные результаты - … Этот вопрос я задавала авторам различных УМК. Конкретного ответа на заданный вопрос пока не получила. Мы активно исследуем сейчас опыт других школ.
- Во что вылился наш опыт:
(Показать книги)
- «Формирование тестовой культуры», М. Учитель, 2009
- «Итоговая аттестация за курс начальной школы. Математика». М. Эксмо, 2017
(книга написана в соавторстве с Васильевой Ольгой Евгеньевной)
Анализ результатов
- По итогам проведения тестовых и контрольных работ заполняются бланки анализа работ. По этическим представлениям я не могу показать заполненные бланки, тк они содержат личные данные учащихся.
Благодаря подробному анализу, мы имеем возможность отследить не только группу учеников, которые требуют особого педагогического внимания из-за трудностей в усвоении программы, но и группу учеников, которым тоже требуется особое педагогическое внимание. Это группа одарённых учащихся, которые требуют дополнительного внимания, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Ученики этих групп попадают в зону особого внимания не только учителей, но и специалистов ППМС-центра: психологов, логопедов, социальных педагогов, которые проводят кропотливую работу с этими группами учеников, помогая учителю и родителю разработать индивидуальный маршрут, обеспечивают необходимый уровень и качество сопровождения учащихся, определяют необходимый перечень заданий, которые будут работать на зону ближайшего развития как учащихся, имеющих определённые проблемы, так и учащихся, которых можно отнести к группе одарённых.
Образовательный минимум
Кроме контрольных работ, как в традиционной форме, так и тестовой, начиная со второго полугодия 4 класса, ученики начальной школы включаются в такой проект, как «Образовательный минимум». Образовательный минимум – минимально-необходимый уровень знаний по предмету. Это то, что должен знать каждый ученик, Совместно с заместителем директора по начальной школе мы отбираем необходимое содержание. Составляется памятка для учащихся, о том, что надо знать и уметь при сдаче образовательного минимума. Готовятся рабочие бланки. Бланки соответствуют содержанию памятки, заранее выдаваемой учащимся. Содержание образовательных минимумов по классам можно найти и на сайте «АГ №56» Санкт-Петербурга. В 4ом классе ученики пишут образовательный минимум только по русскому языку и математике, в средней школе постепенно перечень предметов увеличивается.
За работу ученики не получают отметки. Работа оценивается «зачёт» - «незачёт». Если ученик не сдал образовательный минимум, то он имеет шанс доучить и пересдать в другое назначенное время.
Сдаёт до тех пор, пока не получит «зачёт».
Благодаря работе с заданиями образовательного минимума ученики осознают, что незначительных моментов на уроке не бывают, становятся более ответственными и собранными.
Завершая статью, хочу немного отойти от темы «Сопровождение учащихся…» и обратить ваше внимание на ещё одну важную сторону деятельности службы педагогического аудита, а именно «Сопровождение педагогов…». Не является секретом, что первым пунктом
(1.1 Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого образовательной организацией*
от 20% до 39% от числа участвующих – 10 б.
или
от 40% до 59% от числа участвующих – 20 б.
или
от 60% и более от числа участвующих – 40 б.)
экспертного заключения является требование представить справку о результатах освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого образовательным учреждением. Каждый учитель к аттестации получает готовую справку с результатами и заключением. Таким образом, имеет возможность получить от 10 до 40 баллов к аттестации.
Так как мы работаем в тесном сотрудничестве с ППМС-центром гимназии, то и для сотрудников ППМС-центра я тоже к аттестации готовлю справку, согласно пункту 1.1, отслеживая результаты группы учеников, с которыми работает специалист. Это тоже приносит к аттестации от 10 до 40 баллов.
Следует отметить, что работа в качестве методиста отдела аудита приносит мне не только удовольствие от процесса исследования, но и практическую пользу, как работающему учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучаю...

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов –
Материал можно использовать для выступления на МО....

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Основная задача,стоящая перед образовательной школой на современном этапе развития - формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также ...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...
Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы
Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов»
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов...
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»
Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....