Классный час: «Праздник русской Матрешки»
классный час (1, 4 класс)

Латкина Юлия Сергеевна

 

Фестиваль открытых классных часов на тему: «Сохранение народного искусства, культурного наследия народов, населяющих нашу страну»

Тема открытого классного часа: «Праздник русской Матрешки»

I. Общие сведения

1.Название классного часа: «Праздник русской Матрешки»

2.Дата проведения,  класс:  1 «ж»  доп., 3 «г» классы (2 вариант)

3. Организатор мероприятия: классный руководитель Латкина Ю.С.

4. Цель и задачи мероприятия:

           Цель: воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа (через стихи,  игры, песни, танцы).

 

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей матрешки, расширять кругозор, углубляя представления о  Матрёшке, как символе русской красавицы, символе России.
  2. Развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте, развивать фантазию, творчество, воображение.
  3. Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре и вызвать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него, самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов;

воспитывать любовь к народному искусству.

Для реализации каждой задачи были подобраны оптимальные приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме эти задачи.

         Для проведения занятия были подобраны демонстрационные, раздаточные и наглядные материалы. Наглядные пособия отвечают методическим требованиям: достаточного размера, эстетически оформлены.

В течение всего мероприятия старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя.

       Для того чтобы донести информацию до каждого ребенка, она предлагалась в следующих формах – форме  стихов, карточек, раздаточного маериала.

         Этапы занятия по длительности были оптимальны. Так же на занятии осуществлялся дифференцированный подход к обучению детей.

            Дети познакомились с историей матрешки, расширили представление о Матрешке, как символе русской красавицы, символе России, научились в ходе конкурсов разбирать и собирать русскую народную игрушку, водить хоровод, разучили русскую игру «Веселая косыночка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СО «Школа АОП № 11 г. Балашова»

Фестиваль открытых классных часов на тему: «Сохранение народного искусства, культурного наследия народов, населяющих нашу страну»

Тема открытого классного часа: «Праздник русской Матрешки»

Класс: 1 «ж» доп., 3 «г» классы, (2 вариант)

           Цель: воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа (через стихи,  игры, песни, танцы).

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей матрешки, расширять кругозор, углубляя представления о  Матрёшке, как символе русской красавицы, символе России.
  2. Развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте, развивать фантазию, творчество, воображение.
  3. Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре и вызвать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него, самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов;

воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: Оборудование: русские народные костюмы, украшение на школьную доску, фото матрешек разных народных мастеров, 2 большие деревянные матрешки, набор маленьких деревянных матрешек для конкурса, раскраски «Матрешки», цветные карандаши, косынка для музыкального конкурса

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!

Ой, вы гости-господа!

Слушайте, вы все сюда!

О какой сейчас игрушке

Поведём веселый сказ!

Эй, круглёшка!

Эй, куклёшка!

Распишу тебя сейчас

Перышком своим:

Глазки округлим,

Бровки подведём,

Носик, ротик выведем.

А на платок, кофту, сарафан

Силы все свои отдам.

Полюбуйтесь на неё:

Милое существо.

Деревянная круглёшечка

Стала вдруг…

Дети: Матрёшечкой!

Учитель:

  Вот она – русская матрёшка! Образ матрёшки – образ русской деревенской красавицы – дородной, круглолицей, румяной девицы.

  Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие  глаза прикрыл длинными ресницами.

  Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

 Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

 Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

И назвали ее старинным русским именем – Матреной.

А как будет звучать  ласковое имя Матрены?

- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.

    Любят Матрешек русские люди. А народные мастера  с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки  разные получаются:

 

  - Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.

C:\Users\ASUS\Desktop\классный час\матрешки-2-1.jpg

  - Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в  городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место  занимают букеты красивых цветов на фартучке.

Из тихого зеленого городка Семёнова.

В гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бордовых

В подарок принесла.

Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие  краски используют семёновские мастера  для узоров? (ответы детей)

C:\Users\ASUS\Desktop\классный час\ru127904II0009d501cfe559ecfd8239079ac4edfe506.jpg

   - А эта  Матрешка из Полхов-Майдана.

Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.

  У Полхов-Майданских  матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.

C:\Users\ASUS\Desktop\классный час\Рисунок2.jpg

Игра «Веселая косыночка»

 (дети  встают в хоровод, передают косынку по кругу под музыку, музыка останавливается. Дети обращаются к тому, у кого в руках окажется косынка:

Ты косынку завяжи, завяжи,

В центр круга выходи, выходи,

Ну ка … (имя ребенка) попляши, попляши,

Нам матрешку покажи, покажи!

 (под музыку ребенок танцует – выполняет движения из рус. нар. танцев)

Конкурс «Собери матрешку»

Очень интересно собирать и разбирать детали:

“Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

Дети, что же вы сидите?

Аль играть вы не хотите?

Вот малютки наши крошки,

Встали дружно на дорожке.

С ними будем мы играть.

Расставлять и собирать.

 

- Давайте разделимся на 2 команды и будем собирать наших матрешек.Кто быстрее соберет свою матрешку, та команда выиграла.

Конкурс «Хоровод матрешек»

 Обеим командам предлагается собрать мелких матрешек в хоровод. Чья команда будет  бысрее, та и выиграл

Учитель:.

Эй, народ честной,

Понапрасну не стой,

Собирайтесь в хоровод,

Колокольчик всех зовет!

Игра «Жаворонок»

Учитель:

- Ой, ребята, вы не слышали – будто кто-то в дверь скребётся тихо-нечко. Пойдёмте, посмотрим. (У двери стоит коробка.) Что за диво такое? Что тут у нас за сюрприз? Откроем коробку? (В коробке – заготовки матрёшек-раскрасок и записка.) Да тут есть ещё записка, читаем: «Художник заболел, помогите, пожалуйста, расписать эту партию матрёшек. » Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрёшки. Ну что, ребята, поможем расписать этих матрёшек? (Дети: - Да, поможем)

Раскрашиваем матрешек цветными карандашами.

- Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Какие они красивые! А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась?

Учитель:

-А теперь послушайте, какое интересное задание я хочу вам задать. Вы придете домой и вместе с родителями создайте свою. Эта матрешка должна быть из любого материала и только ваша, семейная. Выберите форму, цвет и элементы узора, чтобы матрешка не была похожа на другие. Придумайте ей название. И мы сделаем выставку вашей семейной матрешки. Хорошо?

Пусть матрёшки всегда улыбаются и радуют малышей!

          -А наш с вами праздник подошел к концу, вы все молодцы!!!!!

 

Самоанализ  открытого классного часа: «Праздник русской Матрешки»

Класс: 1 «ж» доп., 3 «г» классы, (2 вариант)

I. Общие сведения

1.Название классного часа: «Праздник русской Матрешки» 

2.Дата проведения,  класс: 02.03.2022 г., 1 «ж»  доп., 3 «г» классы (2 вариант)

3. Организатор мероприятия: классный руководитель Латкина Ю.С.

4. Цель и задачи мероприятия:

           Цель: воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа (через стихи,  игры, песни, танцы).

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей матрешки, расширять кругозор, углубляя представления о  Матрёшке, как символе русской красавицы, символе России.
  2. Развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте, развивать фантазию, творчество, воображение.
  3. Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре и вызвать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него, самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов;

воспитывать любовь к народному искусству.

            II. Анализ хода мероприятия.

Для реализации каждой задачи были подобраны оптимальные приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме эти задачи.

         Для проведения занятия были подобраны демонстрационные, раздаточные и наглядные материалы. Наглядные пособия отвечают методическим требованиям: достаточного размера, эстетически оформлены.

В течение всего мероприятия старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя.

       Для того чтобы донести информацию до каждого ребенка, она предлагалась в следующих формах – форме  стихов, карточек, раздаточного маериала.

         Этапы занятия по длительности были оптимальны. Так же на занятии осуществлялся дифференцированный подход к обучению детей.

             

  Дети в течение мероприятия были достаточно активны, внимательно слушали и выполняли задания, выполняли условия игр и заданий.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной.

Дети познакомились с историей матрешки, расширили представление о Матрешке, как символе русской красавицы, символе России, научились в ходе конкурсов разбирать и собирать русскую народную игрушку, водить хоровод, разучили русскую игру «Веселая косыночка»

Считаю, что внеклассное мероприятие соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся. Поставленная цель и задачи в ходе проведения классного часа были выполнены.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская матрешка

В данной работе представлены материалы по истории русской матрешки...

классный час "Праздник русской березки"

"Праздник русской березки"...

Классный час"Праздник русской матрёшки"

Классный час содействует эстетическому воспитанию детей,развитию художественного вкуса....

Классный час «Неизвестное об известном. Русская матрешка»

Цель: расширить представления о деревянной игрушке – Матрёшке...