Описание собственной инновационной педагогической идеи
статья
«Уроки-проекты в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sobstvennoy_innovatsionnoy_pedagogicheskoy_idei.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание
инновационной педагогической идеи профессиональной деятельности
Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность?
Проблема, над которой я начала работать «Уроки-проекты в начальной школе»
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои возможности, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.
В своей работе я внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектов. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Используя технологии проектного обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни.
В начальной школе могут быть использованы следующие типы проектов:
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.);
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
-практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
-исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках уроков, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.
На уроках можно выполнять мини-проекты. Например, изучая тему «Наше питание» (3 класс, «Окружающий мир ») на уроке проводили мини-исследование на тему «Пища полезная и вредная». Дома дети составили примерное меню своего завтрака, обеда и ужина. В классе, используя состав продуктов, выяснили, содержатся ли в продуктах меню белки, жиры, углеводы, витамины. Какие преобладают, каких мало и сделали выводы. Работу по этой теме можно продолжить на занятиях внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни». Предложить детям оформить плакат «Продукты полезные и вредные», дети рисуют на одной стороне плаката полезную пищу, на другой стороне вредную, затем делают выводы.
Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому моя роль здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей.
В 4 классе на уроке русского языка с учениками выполняли проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». Учащиеся нашли прилагательные в сказке, сделали красочные иллюстрации к сюжетам.
На уроке математике в 4 классе проект «Наш город (село) в цифрах и числах». В данном проекте учащиеся рассказали о зданиях нашего села, в каком году они были основаны. Рассказали о площади села, о количестве проживающих в нем жителей. В 4 классе на уроке литературного чтения выполняли проект «Природа и мы». Дети самостоятельно сочиняли стихотворения о природе, придумывали загадки и делали иллюстрации к изученным стихотворениям.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, учатся самостоятельно добывать информацию и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Метод проектов может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Проводимая работа развивает творческие и познавательные способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...
Описание опыта инновационной педагогической деятельности Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников
В данной статье представлен обобщение опыта работы по теме" Сотрудничество как способ социализации младших школьников"...
Описание собственного инновационного опыта
Здесь я описываю собственный инновационный опыт моей работы в качетве учителя начальных классов....