«Анималотерапия - как один из методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
материал
Сообщение на тему "Анималотерапия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
animaloterapiya_-_kak_odin_iz_metodov_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Анималотерапия - как один из методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с нарушением интеллекта является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на уроках предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов обучения и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.
Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
Анималотерапия - оказание психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).
Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Задача метода анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими.
В своей работе я использую различные методы психокоррекции: сказкотерапию, куклотерапию, игротерапию, арттерапию и др. Дети с удовольствием включаются в анималотерапевтические игры и упражнения. Могут представить себя любимым зверьком, представить его сценически – с его походкой, характерными движениями. Когда дети внешне представляют кого-либо – посредством тела или через него, то им гораздо легче проникнуть в душу этого существа.
На коррекционно-развивающих занятиях использую образы и символы животных.
На занятиях применяю:
-игры с мягкими игрушками;
-чтение и инсценирование сказок о животных;
-просмотр фрагментов фильмов о животных или с участием животных;
-прослушивание звуков природы;
-упражнения на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
-упражнения на развитие речи и общения.
В своёй работе использую программу анималотерапии эмоционально - личностных проблем у детей «Ребята изверята» (авторы Кряжева Н.Л., Орёл В.Е., Рыжкова З. Л.) Цель: коррекция эмоционально – волевой сферы детей, испытывающих трудности в адаптации и общении – страхи, замкнутость, чувство одиночества и ответственности, неадекватная самооценка, агрессивность.
Игры с мягкими игрушками животных и птиц вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции. Звучание игрушки придает занятию дополнительную привлекательность - ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие. Поэтому игрушки зверей частые гости на занятиях.
Чтение и инсценирование сказок о животных решает дидактические, коррекционные задачи, развивает мышление и воображение детей, творческий потенциал, учит ребёнка находить решения в нестандартных ситуациях. Сценическое воплощение образов животных не только придает веселый характер занятиям, но и побуждает наблюдать за привычками и повадками животных, проникать во внутренний мир животного, узнавать больше о его жизни, вызывает теплые чувства к «братьям нашим меньшим». Для игры-драматизации подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. Например: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и т.д. Образы животных использую и для проработки страхов у детей. Жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро побеждает зло, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности.
На занятиях просматриваем фрагменты фильмов о животных или с участием животных – это прекрасный способ расслабления.
Так же использую аудиозаписи звуков природы как лечебное средство.
Для развития мелкой моторики, диалогической речи, использую предметы–заместители (пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и размера) в игровых пальцевых тренингах («Лиса», «Кошка и курица», «Птичка» и др.). Для развития и совершенствования статической и динамической координации движений рук - упражнения «Кошка», «Погладим котёнка» и др. Для развития графомоторных навыков используются воспроизведение изображения с помощью опорных точек, раскрашивание, дорисовывание недостающих деталей у фигур животных. А также упражнения и игры для тонкой моторики и координации движений (лепка, вырезание из бумаги, аппликация и др.).
Для автоматизации и дифференциации звуков: скороговорки, чистоговорки, стихи, стихи-небылицы, загадки, потешки, где главные герои – животные.
В заключении хочется сказать, что анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, даёт импульс фантазии и воображению, снижает эмоциональную напряженность, агрессивность, облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги у учащихся.
Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых методик, подтверждаемую результатами педагогического наблюдения. Проводимая таким образом работа способствует повышению эффективности в развитии эмоциональной, познавательной и двигательной сфер у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пути развития ребёнка.Игра-один из важнейших приёмов работы с детьми младшего школьного возраста.Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса.Учить играя....
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Опыт использования анималотерапии в волонтерской работе с детьми
В статье описана терминология, суть метода, варианты применения в работе учителя, описан личнный опыт проведения мероприятий с применением анималотерапии, перечислены положительные моменты для учащихс...
Статья "Методы и приёмы анималотерапии в работе с детьми"
Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и...
«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.»
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...
Сказкотерапия как один их эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе
Обобщение опыта работы с авторской дидактической сказкой...