Статья "Анималотерапия в работе с детьми начальной школы"
статья
Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_animaloterapii_v_rabote_s_detmi.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы анималотерапии в работе с детьми
Педагог-психолог ЦППМСП Приморского района
Санкт-Петербурга
Груздева Екатерина Владимировна
2019
Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия (от англ. animal — животное) — созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).
Почувствовав себя «хозяином природы», человек тем не менее не забыл свое почитание животных, по крайней мере на уровне подсознания, и никогда не разорвет с ними отношения. А передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлений об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, она базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии и этологии.
Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.
В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, телесно-ориентированными методами и др.
Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий — это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
В основе работы использована идея Программы анималотерапии «Ребята и зверята» авторов Кряжевой Н.Л., Орёл В.Е., Рыжковой З.Л. из книги «Кот и пес спешат на помощь», Ярославль, «Академия развития», 2000г.
В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, — всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в «быту» и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается, не агрессивно ли. Важно знать и состояние его здоровья.
Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения обозначается как естественная анималотерапия.
Процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем называется направленной анималотерапией.
Животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции, а иногда, хотя это и противно, служат объектом вымещения негативных эмоций и агрессии (Н. Л. Кряжева, с. 16).
Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.
Стремление иметь домашних животных естественно и особенно проявляется у младших и единственных детей, которыми все управляют, а они — никем. Рыбки, птички в домашних условиях — это элемент интерьера, с ними нельзя вступить в телесный контакт (К.Лоренц, с 38).
Кошки и собаки выполняют в семье разные функции. Кошки чаще всего компенсируют потребность в телесном контакте; собаки — живое эмоциональное общение, реализующее потребность в контроле. Подвижные, гиперактивные дети избыток своей энергии лучше реализуют через взаимодействие с собакой. Однако и нерешительным, замкнутым детям собака может помочь реализовать потребность в установлении контактов.
Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Животные не говорят, а издают звуки. Это их своеобразная речь, и опытные хозяева способны различать в этих сигналах всевозможные формы обращения и выражения желаний и чувств. Ребенок четко улавливает настроение животного, так как оно всем видом: позой, движениями, взглядом – его показывает. Такие наблюдения за поведением животного дают ребенку опыт присоединения, расширяют репертуар эмоции: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы.
Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению.
В многолетней практической работе с психологическими проблемами детей неоднократно приходилось предлагать родителям использовать домашних животных в целях организации естественного процесса анималотерапии.
Н. Л. Кряжева в своей работе применяет и направленную анималотерапию: это различные методики и инструментарий, комбинирование элементов арттерапии, игротерапии, сказкотерапии, детского аутотренинга, телесно-ориентированные техники. Символ животного в виде слайда на стене, образ в воображении ребенка, рисунок-якорь на теле, подвижная игра, мягкая игрушка, сказка и, наконец, реальное животное — вот те методические инструменты, которые расширяют эмоциональный опыт ребенка, активизируют психологические ресурсы, обновляют способы поведения и учат помогать самому себе.
Таким образом, направленной анималотерапией должен заниматься специалист, способный глубоко изучить психологические особенности человека, разобраться в глубинных причинах его внутренней проблемы и владеющий широким методическим инструментарием в плане психокоррекции.
Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, дома у которых есть животные, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений (Мак-Фарленд Д).
Итак, домашние животные, давние жизненные спутники человека, формируют его эмоциональный мир, способствуют обогащению поведенческих реакций, развивают интеллект и обогащают его личность.
Две позиции жизненной активности
В исследовании 3. Л. Рыжковой была выявлена интересная особенность: оказывается, дети, имеющие кошку (и девочки и мальчики), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью, закрытостью. Те, у кого дома есть собаки, аккуратны, собранны, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству, они зависимы от чужого мнения, открыты к взаимодействию. (Оценка качеств личности производилась по проективной методике «Дерево».)
Можно предположить, что каждое животное, его манеры поведения и психологические особенности являются фактором формирования определенных черт личности у детей. Экспериментально-психологические данные в сочетании с историческими сведениями об адаптивных особенностях собаки и кошки позволили использовать их и их символы в предложенной программе.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей 6 – 10 лет, испытывающих трудности в общении со сверстниками, в т.ч. языковой барьер, или имеющих признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, неадекватную самооценку, признаки тревожности, страхи.
При комплектовании групп важно учитывать, что разница в возрасте не должна превышать 2-х лет, группа, по возможности, должна иметь примерно одинаковое количество девочек и мальчиков.
Цель: развитие эмоциональной сферы у детей 6 – 10 лет средствами анималотерапии
Задачи:
- Отработка механизмов межличностного взаимодействия
- Развитие механизмов произвольного поведения и навыков самостоятельности;
- Коррекция самооценки
- Отработка навыков совладания с чувствами, возникающими в ситуации одиночества и разлуки
- Обучение приемам снятия психо-мышечного напряжения
- Развитие эмоциональной сензитивности
Курс занятий, с их невербальными средствами общения, как нельзя лучше подходит для периода адаптации в коллективе, когда ребенок учится понимать и передавать свои эмоции, что дает возможность в дальнейшем успешно общаться со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...
Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы
Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность....
Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы.
О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по программе "Начальная школа 21 века" (система Н. Ф. ...
Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.
ЦЕЛЬ: Определить методы работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми....
Публикация «Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми начальной школы в рамках проектно- исследовательской деятельности: достижения, перспективы»
Статья посвящена вопросам развития детской одарённости...
Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми начальной школы
С каждым годом увеличивается количество детей в общеобразовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать...
Помощь педагогам при работе с детьми начальной школы
Ребенок с помощью школы должен не только научиться добывать самостоятельно знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни. Для этого необходимо изменить и ха...