Опыт учителя Подобедовой Д.Е. "Формирование функциональной грамотности младших школьников"
статья (3 класс)

Подобедова Дарья Евгеньевна

Опыт работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

Опыт работы

Формирование функциональной

грамотности младших школьников

        

Выполнила: учитель начальных классов

Подобедова Дарья Евгеньевна

2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

1 Читательская грамотность        4

2 Математическая грамотность        8

3 Естественнонаучная грамостность        10

Список использованных источников        13

ВВЕДЕНИЕ

ФГОС 3-го поколения поставил перед учителями задачу сформировать у учащихся  читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотный человек должен уметь использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

У младших  школьников  она характеризуется следующими показателями:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
  • возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Перед учителем в начальной школе стоят задачи:

  • развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
  • развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
  • пространственное восприятие
  • развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
  • развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Для успешного формирования   таких способностей методические пособия предлагают следующие педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные      и       коммуникационные технологии;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

 

В новых ФГОС подчеркивается, что  ученики к моменту окончания начальной школы  должны овладеть   четырьмя главными способностями:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3) оценивать свое знание-незнание;

4) стремиться к саморазвитию.

 

Для формирования данных способностей я, как и большинство учителей начальных классов, использую следующие  формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

  • групповая форма работы
  • игровая форма работы
  • творческие задания
  • тестовые задания
  • практическая работа
  • ролевые и деловые игры
  • исследовательская деятельность

Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность.  Ученики должны   научиться  понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Оно  создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство». Это могут быть:

  • пробно-поисковые ситуации;
  • беседы-дискуссии;
  • сам задай вопрос;
  • личный пример учителя;
  • приём устного словесного рисования;
  • словарно-стилистическая работа;
  • инсценировки.

На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя нашей школы применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.

1.        «Чтение с остановками». Материалом для его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2.         «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению   уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

3.         «Работа с вопросником». Этот прием применяют при введении нового материала на  этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

              Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1.      Назовите главных героев произведения.

2.      Где происходят события?

3.      Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4.      Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?    и т.д.

Следующие методы и приемы:

4.         «Знаю, узнал, хочу узнать».

 Применяется как на стадии  объяснения нового  материала, так и на стадии закрепления.

5.         «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

6.         «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

 7.  Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.                                                  

8.  «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

9. «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

10. «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.  

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы                            

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?      

2) Тонкие вопросы

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Мною была проведена проверка техники чтения учащихся 3 класса в 4 четверти. Проанализировав полученные результаты, я  пришла к выводу о том, что по сравнению с проверкой в III четверти, темп чтения вырос у большинства учеников.

45 % учащихся читают со скоростью выше нормы, установленной для 4 четверти 3 класса. Три ученика читают со скоростью ниже нормы, остальные 23 обучающихся 3 класса усвоили обязательный минимум содержания образования и готовы к продолжению обучения.

Рис.1 – Техника чтения

Полученные результаты доведены до сведения родителей. Учащиеся получили на лето  читательские дневники, образцы их ведения, а также список рекомендованной литературы для летнего чтения. Родители также уведомлены о нормативах техники чтения в 4 классе.

Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника -

Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

 

Примером могут служить следующие задания:

  • решение ребусов;
  • задания типа «Заполнить пустые места», «Продолжить ряд чисел»;
  • использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение);

Формы работы над задачей:

1.     (Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

2.     Решение обратных задач.

3.     Решение задач различными способами.

4.     Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

5.     Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").

6.     Самостоятельное составление задач учащимися. и др.

Примеры логических задач:

1)        Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19

      2)  10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей. Сколько всего лапок оказались свободными?

Ученики моего класса активно участвуют в олимпиадах на различных интерактивных платформах. таких как учи.ру. Двое из них стали победителями во Всероссийской онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству для 1-9 классов. Также 12 учеников приняли активное участие в данном мероприятии, за что получили похвальные грамоты и сертификаты об участии.

На платформе учи.ру в мае 2022 года был проведен мониторинг, который  помог выявить трудности учеников по основным темам программы. Результаты представлены в следующей диаграмме.

Рис 2. – Результаты мониторинга по математической грамотности.

Результаты проверки таблицы умножения по окончании 3 класса, показали, что 90% учащихся знают таблицу на оценки «4» и «5». С учениками, у которых возникли трудности с таблицей умножения, ведется индивидуальная работа.

Итоги были доведены до сведения родителей на собрании, а также подробный отчет мониторинга  учи.ру и рекомендации высланы родителям на электронный почтовый адрес.

Естественнонаучная грамотность  - это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей  естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Например, одна из групп заданий  я назвала «Как узнать?».

В этих заданиях ребятам было  предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

При изучении темы в 3 классе «Разнообразие веществ» мы знакомились с таким веществом, как крахмал. Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определенных продуктах крахмал? В ходе практической работы дети сделали вывод, что определить крахмал можно с помощью йода.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.

Пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким  вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно.

Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или  словесного описания.

При изучении темы «Вода в природе» я предложила детям  игру  «Где спряталась вода?».  Они отвечали на вопросы к картинкам и делали  вывод, что вода в природе бывает разной (в жидком, твердом и газообразном состоянии).

Я также активно пользую различные интерактивные образовательные платформы. Одна из которых – учи.ру.  На ней дети решают карточки по всем предметам школьного курса, а также участвуют в олимпиадах.

Так, одна из учениц  стала победительницей Всероссийской онлайн-олимпиады учи.ру по окружающему миру и экологии для учеников 1-6 классов. Еще один ученик награжден похвальной грамотой за участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде учи.ру по окружающему миру и экологии для учеников 1-6 классов.  

        Каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного я считаю  проблему повышения его технологической компетентности, включающей в себя  глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Губанова М. И. и др. Функциональная грамотность

младших школьников: проблемы и перспективы формирования. / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева // Начальная школа плюс до и после. — М. : Баллас, 2009. — № 12

2 Иванова Т. А. и др. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности. / Т. А. Иванова, О. В. Симонова // Вестник ВятГГУ, 2009. — № 1

3 Карачевцева, А. П. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника средствами интерактивной образовательной платформы "учи.ру" / А. П. Карачевцева // Педагогический поиск. - 2019. - № 5.

4 Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.

5 Серых Л.В. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт : сборник методических материалов. Часть 2 / под ред. Л.В. Серых, С.А. Пульной, С.Е. Тереховой, О.В. Беловой.−Белгород, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

"Формирование функциональной грамотности младших школьников"

Презентация раскрывает понятие "Функциональной грамотности младших школьников"...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Формирование функциональной грамотности младшего школьника

Презентация по теме "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"...