Формирование функциональной грамотности младшего школьника
презентация к уроку

Оксана Владимировна Осадченко

Презентация по теме "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальные проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе Осадченко О.В.

Слайд 3

«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский

Слайд 4

https://fs03.metod-kopilka.ru/iages/doc/38/32278/img8.jpg

Слайд 9

Орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Слайд 10

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала .

Слайд 11

Тип и восприятия и запоминания орфографического материала Тип Упражнения Зрительное Объяснительный диктант; письмо по памяти; выборочное списывание; графическое выделение орфограмм; анализ заданий и текста упражнений; корректировка письма . Слуховое Выборочный, предупредительный диктанты; использование сигнальных карточек. Артикуляционное Орфографическое проговаривание. Моторное восприятие Имеет важное значение при выполнении ВСЕХ упражнений. Комбинированное восприятие (наиболее эффективно) В процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Слайд 12

Далее предложены упражнения , которые обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения. Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости.

Слайд 13

Поиск орфограмм в "чистом” тексте вместо часто используемого «вставь букву» Для упражнения нужны 2 карточки. Первая карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Вторая карточка-ключ - это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют: -развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами; -самостоятельно проверить результат работы; -видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия; -если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность "подглядеть” их.

Слайд 14

Орфографическое чтение Необходимо , начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении ) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат ( задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

Слайд 15

Комментированное письмо с указанием орфограмм При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего , находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Слайд 16

Письмо с проговариванием Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Слайд 17

Зрительный диктант ( цель – предупреждение ошибок) На доске записывается несколько предложений или текст. Текст выразительно читается. Выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' ( закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Если ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Слайд 18

Диктант "Проверяю себя” Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Слайд 19

Специально организованное списывание Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек . Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат: проводить ежедневно , на протяжении всей начальной школы; должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех (см. дальше).

Слайд 20

Памятка 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано. 5. Повтори предложение так, как будешь писать. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Слайд 21

Какографические упражнения Предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Слайд 22

Работа над ошибками Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправлять, вместо этого ставить на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы), а в конце работы – вместо отметки точку. Ученик , получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками.

Слайд 23

Диктант с постукиванием Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Слайд 24

Выборочный диктант, самодиктант , взаимодиктант Когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста.

Слайд 25

Возможные и психологические причины неразвитости орфографической зоркости: у обучающихся низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти . Кропотливый ежедневный труд учителя, ученика, родителей, психолога над развитием орфографической зоркости позволит добиться высокого качества обучения.

Слайд 26

Упражнения: • П остоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец), • И спользовать задания ловушки (сколько звуков в слове "два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата” мягкие?) • Игровые приёмы: "Найди одинаковый звук”, "Определи место звука в слове”, "Найди предметы с заданным звуком”, "Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху. • ''Найди опасное место'' Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Е сть ли в слове безударный гласный звук? Если есть, то существует и ''опасное место''. • " Зажги маячок” Ученики должны зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

Слайд 27

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

"Формирование функциональной грамотности младших школьников"

Презентация раскрывает понятие "Функциональной грамотности младших школьников"...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...