Развитие младших школьников с нарушением зрения в условиях их адаптации к школе
статья

Развитие младших школьников с нарушением зрения в условиях их адаптации к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения в условиях их адаптации к школе.»

Выполнила:

студентка 4 курса группы 4В

Белозор Юлия Михайловна

Актуальность исследования.

Проблема исследования обусловлена тем, что в России растет число детей с нарушением зрения. В психологии не много исследований психических процессов таких детей. Особенно это касается эмоциональной сферы.

Исследования развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями зрения являются особенно значимыми, так как любое нарушение в развитии сопровождается переменами в эмоциональном состоянии ребенка.

Как известно, процессы регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения, протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка – очень важная задача. А адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты.

Эмоции как особые субъективные переживания ярко выражают то, что
человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции – специфичная группа
психических процессов и состояний, связанных с потребностями,
инстинктами и мотивами, отражающих форму непосредственного
переживания (страх, радость, горе и т.п.).

У детей с нарушением зрения эмоциональная сфера преодолевает значительные трудности, у них возникают определенные барьеры в проявлении эмоций и для того, чтобы решить данные проблемы необходимо развивать эмоциональную сферу.

Эмоциональную сферу детей со зрительными нарушениями изучали многие ведущие исследователи: Т. А. Власова, Л.С. Волкова, В.З. Денискина, В.А. Феоктистова и др.

Огромный вклад в решение проблемы по выявлению своеобразия обучения и воспитания детей при различных степенях нарушений зрения, влекущих за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, в отношениях со средой, внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, М.И. Земцова, Н.Б. Коваленко, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.

Однако эмоциональная сфера психики незрячих все же является наименее исследованной в психологии, что связано главным образом с трудностями объективного изучения эмоций, чувств и воли, а так же со сложностью диагностики этой категории детей. В связи с этим выбор данной темы исследования представляется актуальным.

Цель исследования:  изучить особенности формирования эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения в условиях школьной адаптации.

Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников с нарушениями зрения.

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения в условиях их адаптации к школе.

Гипотеза исследования состоит в том, что коррекционно-развивающие занятия с использованием игровых средств и методик, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения положительно скажутся на особенностях их адаптации к школе.

Задачи исследования:

1.Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

2.Подобрать  диагностический инструментарий для исследования особенностей развития эмоциональной сферы и особенностей адаптации к школе детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

3.Исследовать особенности развития  эмоциональной сферы и особенности адаптации младших школьников с нарушением зрения в сравнении с детьми с условно-нормальным развитием.

4.Разработать и провести коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

5.Определить эффективность применения занятий по коррекции недостатков развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, как фактора преодоления их проблем с адаптацией.

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования:

1. Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме

исследования.

2. Эмпирические: формирующий эксперимент в единстве трех

этапов (констатирующий, формирующий, контрольный)

3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.

4. Методы презентации данных: таблицы и диаграммы.

Была разработана диагностическая программа, которая направленная на развитие эмоциональной сферы у младших школьников с нарушением зрения. Данная программа включает в себя методики, которые представлены в таблице 1.

Содержание диагностической программы, направленной на исследование эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения.

Таблица 1

№ методики

Название методики

Автор методики

Цель методики

Исследуемый параметр

1

 «Изучение понимания эмоциональных состояний людей,

изображенных на

картинке».

Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина

Выявление понимания эмоциональных состояния других людей.

Эмоциональное состояние

2

«Тест тревожности»

В.Амен, А.М.

Прихожан

Определение уровня тревожности

Тревожность

3

Исследование социометрического статуса младших школьников

Дж. Морено

Изучение межличностных отношений в

группе

Межличностных отношений в

детском коллективе

4

Опросник для

учителя

Л.М. Ковалева

Получение

необходимой

информации о

психолого

педагогическом

статусе

первоклассников

для

предупреждения

и преодоления

трудностей периода

адаптации к

школьному

обучению

Адаптация

По результатам диагностики было выявлено неоднозначность исследуемых качеств, некоторый дисбаланс эмоциональной сферы испытуемых: в основном, дети имеющие средний уровень эмоциональности показали большую организованность, ответственность и развитие волевых качеств, тогда как замкнутые, необщительные школьники проявили неумение сдерживать свои желания и низкий уровень волевого развития.

В связи с этим была составлена коррекционная программа, направленная на развитие данных параметров и коррекционное воздействие на эмоциональную сферу личности младших школьников с нарушениями зрения.

На основании данных, полученных в ходе апробации диагностической программы, была применена коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения.

Основными задачами программы явились:

- снижение возбудимости, напряженности, закрытости;

- коррекция страхов перед всем новым, необычным;

- развитие регулятивных способностей, самоконтроля.

Список литературы

1.Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной функции регуляции органов общения факторов у младших школьников // Вопр. психологии. 2015- с.53-59

2.Большой функции психологический источников словарь. 3-е издание. С - П., 2016-с.24

3.Бойко является В.В. Энергия факторов эмоций источников в общении органов / В.В.Бойко.- М., 2016-с.123

4.Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь – справочник по развития психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.– СПб.: Питер Ком, 2014 -с.528

5.Венгер А.Л. Психологические уровня рисуночные службы тесты / А.Л. Венгер.- М.,2012-с.32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...

Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения

В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....

Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Цель работы :  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением слуха, на основе создания оптимальных...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье обозначены особенности развития речи слабовидящих школьников. Раскрыты специальные методические приемы и способы работы над новыми   словами....

Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

В стаье описываетсются особые образовательные потребности детей с нарушением слуха и интеллекта и рассказывается об особенностях организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательных п...

Изложения и требования к ним в системе развития речи младших школьников с нарушениями зрения

В статье рассматривается особенности проведения изложения у детей с нарушениями зрения...