Развитие младших школьников с нарушением зрения в условиях их адаптации к школе
статья
Развитие младших школьников с нарушением зрения в условиях их адаптации к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения в условиях их адаптации к школе.»
Выполнила:
студентка 4 курса группы 4В
Белозор Юлия Михайловна
Актуальность исследования.
Проблема исследования обусловлена тем, что в России растет число детей с нарушением зрения. В психологии не много исследований психических процессов таких детей. Особенно это касается эмоциональной сферы.
Исследования развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями зрения являются особенно значимыми, так как любое нарушение в развитии сопровождается переменами в эмоциональном состоянии ребенка.
Как известно, процессы регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения, протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка – очень важная задача. А адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты.
Эмоции как особые субъективные переживания ярко выражают то, что
человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции – специфичная группа
психических процессов и состояний, связанных с потребностями,
инстинктами и мотивами, отражающих форму непосредственного
переживания (страх, радость, горе и т.п.).
У детей с нарушением зрения эмоциональная сфера преодолевает значительные трудности, у них возникают определенные барьеры в проявлении эмоций и для того, чтобы решить данные проблемы необходимо развивать эмоциональную сферу.
Эмоциональную сферу детей со зрительными нарушениями изучали многие ведущие исследователи: Т. А. Власова, Л.С. Волкова, В.З. Денискина, В.А. Феоктистова и др.
Огромный вклад в решение проблемы по выявлению своеобразия обучения и воспитания детей при различных степенях нарушений зрения, влекущих за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, в отношениях со средой, внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, М.И. Земцова, Н.Б. Коваленко, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.
Однако эмоциональная сфера психики незрячих все же является наименее исследованной в психологии, что связано главным образом с трудностями объективного изучения эмоций, чувств и воли, а так же со сложностью диагностики этой категории детей. В связи с этим выбор данной темы исследования представляется актуальным.
Цель исследования: изучить особенности формирования эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения в условиях школьной адаптации.
Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения в условиях их адаптации к школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что коррекционно-развивающие занятия с использованием игровых средств и методик, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения положительно скажутся на особенностях их адаптации к школе.
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
2.Подобрать диагностический инструментарий для исследования особенностей развития эмоциональной сферы и особенностей адаптации к школе детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
3.Исследовать особенности развития эмоциональной сферы и особенности адаптации младших школьников с нарушением зрения в сравнении с детьми с условно-нормальным развитием.
4.Разработать и провести коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
5.Определить эффективность применения занятий по коррекции недостатков развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, как фактора преодоления их проблем с адаптацией.
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические: формирующий эксперимент в единстве трех
этапов (констатирующий, формирующий, контрольный)
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
4. Методы презентации данных: таблицы и диаграммы.
Была разработана диагностическая программа, которая направленная на развитие эмоциональной сферы у младших школьников с нарушением зрения. Данная программа включает в себя методики, которые представлены в таблице 1.
Содержание диагностической программы, направленной на исследование эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения.
Таблица 1
№ методики | Название методики | Автор методики | Цель методики | Исследуемый параметр |
1 | «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке». | Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина | Выявление понимания эмоциональных состояния других людей. | Эмоциональное состояние |
2 | «Тест тревожности» | В.Амен, А.М. Прихожан | Определение уровня тревожности | Тревожность |
3 | Исследование социометрического статуса младших школьников | Дж. Морено | Изучение межличностных отношений в группе | Межличностных отношений в детском коллективе |
4 | Опросник для учителя | Л.М. Ковалева | Получение необходимой информации о психолого педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению | Адаптация |
По результатам диагностики было выявлено неоднозначность исследуемых качеств, некоторый дисбаланс эмоциональной сферы испытуемых: в основном, дети имеющие средний уровень эмоциональности показали большую организованность, ответственность и развитие волевых качеств, тогда как замкнутые, необщительные школьники проявили неумение сдерживать свои желания и низкий уровень волевого развития.
В связи с этим была составлена коррекционная программа, направленная на развитие данных параметров и коррекционное воздействие на эмоциональную сферу личности младших школьников с нарушениями зрения.
На основании данных, полученных в ходе апробации диагностической программы, была применена коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения.
Основными задачами программы явились:
- снижение возбудимости, напряженности, закрытости;
- коррекция страхов перед всем новым, необычным;
- развитие регулятивных способностей, самоконтроля.
Список литературы
1.Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной функции регуляции органов общения факторов у младших школьников // Вопр. психологии. 2015- с.53-59
2.Большой функции психологический источников словарь. 3-е издание. С - П., 2016-с.24
3.Бойко является В.В. Энергия факторов эмоций источников в общении органов / В.В.Бойко.- М., 2016-с.123
4.Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь – справочник по развития психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.– СПб.: Питер Ком, 2014 -с.528
5.Венгер А.Л. Психологические уровня рисуночные службы тесты / А.Л. Венгер.- М.,2012-с.32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред. Л.И. П...
Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате
Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...
Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения
В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....
Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Цель работы : максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением слуха, на основе создания оптимальных...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье обозначены особенности развития речи слабовидящих школьников. Раскрыты специальные методические приемы и способы работы над новыми словами....
Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
В стаье описываетсются особые образовательные потребности детей с нарушением слуха и интеллекта и рассказывается об особенностях организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательных п...
Изложения и требования к ним в системе развития речи младших школьников с нарушениями зрения
В статье рассматривается особенности проведения изложения у детей с нарушениями зрения...