Урок литературного чтения «Капалуха»
материал по чтению (3 класс)
Знакомит учащихся с рассказом В. Астафьева «Капалуха»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_kapaluha.zip | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Утянская средняя общеобразовательная школа
Новосибирская область Доволенский район
Открытый урок в рамках конкурса «Мой лучший урок»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: В.П.Астафьев «Капалуха»
Подготовила и провела
Учитель начальных классов первой категории
Коньшина Елена Анатольевна
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе
Тема: В.П.Астафьев «Капалуха»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Астафьева «Капалуха», определить тему и главную мысль рассказа.
Задачи:
- создать условия для глубокого анализа произведения, формирования читательских умений и навыков
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, творческих способностей в ходе анализа текста рассказа.
- воспитывать любовь и уважение к матери, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:
Предметные: - прогнозировать содержание текста художественного произведения В.П.Астафьева «Капалуха» по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому материалу; стремиться к совершенствованию своих знаний; ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих.
Технологии: технология продуктивного чтения
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация , портрет писателя, карточки с заданиями для работы в паре, толковый словарь .
Межпредметные связи : русский язык ,окружающий мир
Организация пространства : фронтальная работа, индивидуальная работа, парная
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Орг. момент Цель: создание условий для возникновения у детей потребности включения в учебную деятельность | Приветствует. Дает общую установку на урок | Приветствуют учителя. Определяют самоготовность | Умеют слушать в соответствии с установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II.Актуализация знаний. Антиципация чтения. Цель: организовать учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания, заинтересовать учащихся | - Как называется большой раздел который изучаем. - Чему мы учимся в этом разделе? Выделите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать. Поработаем в парах. SLBИWGKTSVIOLPS ПGIESTPSWVOBLИЧ LI WAV CSTLIAФ LЬGEВSL (слайд 2-3) Биография автора (слайд 4) , (слайд 5 ) По опорным словам , биографии автора, названию и иллюстрации предугадать, о чем или о ком мы будем читать рассказ. | Отвечают на вопросы учителя Слушают рассказ, рассматривают портрет. Высказывают свое мнение | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта Формулируют собственное мнение и позицию Учитывают разные мнения и обосновывают собственную позицию Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока. (слайд 6) | Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с …, мы узнаем…, мы будем учиться… -Знаете ли вы, значение слова капалуха? Предположите. Давайте проверим ваши предположения, прочитав рассказ, используя прием «диалог с автором». | Обсуждают тему урока, формулируют цели. Появляется желание прочитать рассказ | В сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи |
IV.Работа с текстом во время чтения 1Словарная работа (слайд 7-13) 2Первичное чтение текста. «Диалог с автором»( аудиозапись текста рассказа с остановками и прогнозированием событий) (слайд 14) Цель: эффективно воспринимать новый материал; понимать практическую значимость изучаемого материала | Узнаем лексическое значение трудных слов (пастьба, просека, валежник, альпийские луга, тайга, черничник) Использование приема «диалог с автором» 1.Как вы думаете, ребята, почему поднялся шум? Проверим ваши предположения (продолжение аудиозаписи текста) 2.Что же он увидел? 3.Как вы думаете, почему бегала глухарка? Кто же такая капалуха? 4.Что же было в гнезде? Давайте проверим. 5.Как вы думаете, зачем им яйца? Что ответил мальчик? 6.Как вы думаете, что будет с капалухой? 7.Почему живот у капалухи был голый? Проверяем ваши предположения 8.Как вы думаете, что было дальше с капалухой? Предположите. Аудиозапись до конца текста | Чтение и объяснение слов с помощью толкового словаря и презентации. -Слушают аудиозапись и следят по учебнику. Прогнозируют, что случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться конкретный эпизод. Дети следят по учебнику | Строят речевое высказывание в устной форме Прогнозируют, предугадывают содержание художественного текста Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
V. Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту. Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Физминутка Творческие задания. Работа с кластером. (слайд 16-17) Работа с пословицей Составление синквейна | Понравился вам рассказ? Какие чувства вызывает у вас эта история? Подтвердились ли ваши предположения, о которых вы говорили перед чтением рассказа? Какую птицу охотники называют капалухой? Сообщение о глухаре подготовил ребенок. Перечитайте рассказ про себя . Найдите в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи после ухода людей? Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? Кто из героев рассказа думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Какое правило забыли дети? Выберите слова , характеризующие капалуху, составьте кластер. Из карточек соберите пословицу Как можно связать данную пословицу и прочитанное произведение? Как вы думаете, изменится ли отношение ребят к природе после этого случая или нет? Какая главная мысль этого рассказа ? Прочитайте последнее предложение рассказа. Почему автор именно такими словами заканчивает свой рассказ? Вам понравилось произведение? Захотелось ли вам прочитать другие рассказы В .П.Астафьева? Выставка книг Астафьева Составьте синквейн с помощью опорных карточек . (слайд 18) | Формулируют свои ответы Ученик рассказывает о глухаре Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Работа в парах Материнская ласка конца не знает Самостоятельная работа в парах | Строят логические рассуждения и речевое высказывание в устной форме Делают выводы, извлекают информацию из различных источников Аргументируют свою точку зрения. Формулируют свое мнение и позицию. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных, так и поступков окружающих людей Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: определение эмоционального состояния учащихся | Оцените свою работу на уроке и выберите соответствующую надпись на слайде. (слайд 19) На уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя… Мне понравились ответы таких ребят… | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Проводят самооценку. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
VII Домашнее задание Творческие задания | Какое домашнее задание вы могли бы предложить? Каждый сделает одно из перечисленных заданий по выбору | Предлагают творческие задания | Повышают устойчивый учебно - познавательный интерес , стремятся к совершенствованию своих знаний. |
Ссылка на урок https://youtu.be/mb3gpIqD7oE
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.
3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...
Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"
Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"
Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...
Конспект урока литературного чтения "Капалуха"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьев; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воо...
Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии
Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии...