Презентация опыта
методическая разработка

"Педагогический дебют 2021" Волгоградская область

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_degtyareva_v.yu_._.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация из опыта работы  «У меня это хорошо получается» на тему «Кубики как средство повышения эффективности работы на уроке»

Здравствуйте. Меня зовут Виктория Юрьевна Дегтярева.

В 2019 году я окончила Михайловский профессионально-педагогический колледж имени В.В. Арнаутова по специальности учитель начальных классов.

Сейчас я работаю в Верхнекардаильской  средней школе Новониколаевского муниципального района. Мой стаж работы небольшой – всего 2 года. Это, конечно, немного, но зато я лишена такого модного сегодня недуга, как профессиональное выгорание (улыбнуться).

 Сегодня я, как и  мои коллеги, поделюсь тем, что у меня уже хорошо получается.

Итак, все мы родом из детства. Все мы знакомы с этими  предметами, у каждого из нас, я уверена, они были. Видя перед собой кубики, мы вспоминаем, как учили буквы алфавита или просто строили башни. Лично меня эти воспоминания подтолкнули к следующему.

На уроках литературного чтения я столкнулась с тем, что дети не могли пересказать сюжет сказки,  ошибались в последовательности действий главных героев.  Чтобы выяснить, в чем заключается такая сложность, я провела диагностическое исследование, после интерпретации был получен результат, который показал, что только 40% учащихся  смогли восстановить последовательности действий главных героев в сказке, а остальным это, к сожалению не удалось. Проанализировав проблему, посоветовавшись с коллегами, я начала искать различные методы, приёмы и средства для её решения. И я вспомнила кубики, как играла с ними в детстве, и как мне было интересно. Значит, может быть интересно и моим ученикам.  

Первыми, у кого я нашла нужную мне информацию, стали Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – советские педагоги-новаторы, которые разработали целую систему развивающих игр. Большинство игр Никитиных – это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон». Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, дети создают бесконечное множество рисунков и объемных моделей. Особое место среди игр Никитина занимают  «Кубики для всех» и «Кирпичики». 

Следующее, на что я обратила внимание - это был приём «сторителлинга», где дети при пересказе истории, сюжета могут ассоциировать себя с понравившимся героем.

Но больше всего мне понравился приём технологии  критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом - "Кубик Блума". Очень важно развивать у ребёнка мышление, внимание, речь, пробуждать интерес к окружающему миру, формировать умение делать открытия и удивляться им.   Предложенная Блумом теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" "Умею". То есть ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и знания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера и решить любую ситуацию.

Изучив методы, приемы и средства, которые нашла, я решила разработать для себя свой вариант работы с кубиками, который объединяет в себе методы наглядного моделирования и игровые технологии, чтобы научить детей пересказывать сказки, строить сюжет, воспроизводить цепочку действий главных героев. И нам с детьми это удалось. На уроках литературного чтения я попробовала использовать кубики. Учащиеся, рассматривали изображения на кубике и сразу называли главных героев, их действия, а также быстро находили описание фрагмента в тексте. Кубики их явно заинтересовали. Дети стали работать намного активнее и по результатам повторной диагностики процент правильно выполненных заданий вырос на 20%.

Когда я поняла, что такой вариант работы эффективен, пользуясь готовыми схемами из прошлого опыта известных авторов и их методик, и совершенствуя их по-своему, у меня возникла мысль об использовании  кубиков на различных уроках на этапах закрепления и при проверке домашнего задания.

 Так, для того, чтобы создать кубики  для  какого-либо урока, нам понадобится шаблон кубика и различные изображения по теме учебного предмета из интернета, программа WORD на ПК. Расположив нужные изображения, печатаю шаблоны с картинками и склеиваю их. Уже в процессе начинаю продумывать с ними работу. Итак, перейдем к примерам из моего опыта.

На урок русского языка  по теме «Фразеологизмы» я сделала кубики, на которых были картинки и фразеологизмы.  Сказала детям, что им предстоит следующее задание в парах: каждому нужно подбросить кубик один раз, рассмотреть рисунок, прочитать выпавший фразеологизм и объяснить его переносное значение. Процесс работы с кубиком понравился детям, они увлеклись, и стали практически безошибочно объяснять каждый фразеологизм.

Для урока литературного чтения по рассказу Осеевой «Почему?» приготовлены кубики  с  картинками, основанными на сюжете рассказа. После того как дети дочитают рассказ, предлагается составить в группах план для пересказа друг другу, и здесь можно применить кубик, который  поможет им лучше запомнить главных героев и воспроизвести сюжет.

На уроке окружающего мира по  теме «Кто что ест?» на нескольких кубиках располагаем виды растений и животных по разному способу питания: хищники, травоядные, всеядные, насекомоядные и т.д. После чего организуется работа в группах и дается задание составить всевозможные цепи питания и подготовить рассказ: кто чем питается? И так дети хорошо запоминают виды растений и животных, и способы их питания.

Работа с кубиками  — превосходный способ  активации работы на уроке. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия игра с кубиками — это идеальная возможность расслабиться, применить свои знания на практике.

Помимо учебной деятельности, кубики можно использовать и в работе с родителями.

Родительское собрание я чаще всего провожу в формате бесед, круглого стола. Чтобы собрание не получилось монотонным и бесполезным, для этого  тоже можно использовать кубики.

Например, я проводила родительское собрание на тему «Школьная травля или буллинг». Родителям раздала кубики, на которых были ситуации связанные с детьми. Каждому родителю нужно было описать происходящее на картинке, определить, есть ли признаки буллинга и как грамотно подойти к решению ситуации. И так, родители были сами вовлечены в процесс обсуждения,  у них возникали  свои мысли по разрешению конфликта.

Таким образом, в процессе работы с кубиками родители применяли теоретические знания при решении практических задач.

Я считаю, что кубики являются эффективным средством повышения продуктивности обучения на уроках в начальных классах. Дети быстро осваивают технику  использования данного приема. Особенно им  интересно, когда мы вместе с ними делаем эти кубики. К тому же они помогают развивать навыки критического мышления, пространственное воображение, мелкую моторику рук и могут быть примером наглядного обучения. Их использование повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками, развитии мышления и памяти.

А сейчас я продемонстрирую на слайдах нашу работу на кубиках.

Спасибо за внимание!

Готова выслушать и ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме "Интерактивные методы обучения"

В материале  представлен опыт работы  и презентация по теме "Интерактивные  методы обучения"....

Презентация опыта работы.

Презентация опыта работы "Воспитание и обучение успехом"....

Презентация опыта работы перед педагогами конкурса "Мой лучший урок" 2010 год

Из программы «Столичное образование-2010» Целевые индикаторы: − полный переход начальной школы всех ОУ Москвы на образовательные программы, обеспечивающие реализацию стандартов нового поколения...

Презентация опыта педагогической деятельности

Презентация опыта педагогической деятельности учителя начальных классов по теме: "Развитие орфографической зоркости"...

Документальное подтверждение общественной презентации опыта

Документальное подтверждение общественной презентации опыта учителя начальных классов Мироновой Инны Александровны ГБОУ ЦО №1430...

презентация опыта

Воспитательная работа в  классе...