Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ
статья
Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно, так как в настоящее время встречается все больше и больше детей с недостатками речевого развития. Работа над исправлением различных нарушений речи формирует речевые умения и навыки, развивает познавательные способности, совершенствует общую и интеллектуальную деятельность ребёнка. В последнее время активно развивается инновационная деятельность в педагогической практике, увеличивается степень свободы, расширяются возможности для проявления инициативы свободного выбора оптимальных технологий, серьёзно изменяются цели, содержание и функции образования и воспитания детей с ОВЗ.
Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям. Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и приёмы, инструменты, являющие конечным результатом деятельности педагога. Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка с ОВЗ, новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.
Инновационными технологиями в логопедии являются следующие технологии:
- Арт-терапевтические технологии;
- Современные технологии логопедического массажа;
- Современные технологии сенсорного воспитания;
- «Су-Джок» терапия;
- Музыкотерапия
- Сказкотерапия
- Хромотерапия (цветотерапия)
- Куклотерапия
- Песочная терапия
- Мнемотехника
-Информационные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ»
Выполнила:
Астафьева Елена Анатольевна,
учитель
ГБОУ школа №7
Санкт-Петербург
2022
Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ
Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно, так как в настоящее время встречается все больше и больше детей с недостатками речевого развития. Работа над исправлением различных нарушений речи формирует речевые умения и навыки, развивает познавательные способности, совершенствует общую и интеллектуальную деятельность ребёнка. В последнее время активно развивается инновационная деятельность в педагогической практике, увеличивается степень свободы, расширяются возможности для проявления инициативы свободного выбора оптимальных технологий, серьёзно изменяются цели, содержание и функции образования и воспитания детей с ОВЗ.
Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям. Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и приёмы, инструменты, являющие конечным результатом деятельности педагога. Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка с ОВЗ, новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.
Инновационными технологиями в логопедии являются следующие технологии:
- Арт-терапевтические технологии;
- Современные технологии логопедического массажа;
- Современные технологии сенсорного воспитания;
- «Су-Джок» терапия;
- Музыкотерапия
- Сказкотерапия
- Хромотерапия (цветотерапия)
- Куклотерапия
- Песочная терапия
- Мнемотехника
-Информационные технологии.
"Арт-терапия" является средством свободного самовыражения. Через рисунок, музыку, игру, сказку мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
"Арт-терапия"–это путь к психологическому здоровью ребёнка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребёнка.
Виды "Арт-терапии": музыкотерапия (вокалотерапия, игра на инструментах), изо-терапия, сказкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, креативная игротерапия, смехотерапия, ароматерапия, хромотерапия, кинезиотерапия (танцетерапия, логоритмика, психогимнастика).
Арт-терапии в работе с детьми способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимоотношений между детьми, а также между ребёнком и взрослым. Учит ребёнка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки в зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
- нормализация биоритма;
- стимуляция слухового восприятия;
- улучшение исполнения качества движений;
- коррекция и развитие ощущений,
- стимуляция речевой функции;
- нормализация тембра, ритма, интонации.
-формирования навыков словообразования;
- формирования слоговой структуры слова.
Техники Изо-терапии, используемые для развития речи (нетрадиционное рисование): "кляксография"пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование на стекле, "ниткография", рисование на манке, техника рисования листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
Элементы сказкотерапии: сотрудничество взрослого и ребёнка, создание благоприятной психологической атмосферы, приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору. Сказкотерапия является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья которые имеют отклонения в речевом развитии, эмоциональной, физической и поведенческой сфере. Этот метод является открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающая запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии связной речи, зрительной и слуховой памяти, внимания, ассоциативного мышления, воображения, ускорения процессов автоматизации поставленных звуков. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается изображение, весь текст зарисовывается схематически. С помощью этих схем ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Креативная игротерапия (песочная терапия) – метод способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Песочная терапия способствует совершенствованию умений и навыков практического общения, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания, развитию фантазии и образного мышления.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять боль. Расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Ароматерапия - это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность, позволяют поддерживать хорошее настроение, помогают излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Виды ароматерапии: ванны, распыление, ингаляция, массаж.
Хромотерапия (цветотерапия) – восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специального подобранного цвета. Период детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна. Работа с цветом способствует решению многих задач:
- повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
- обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей
В детях природой заложена определённая реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребёнок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребёнка может бодрить, улучшать настроение, а переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Цветотерапия несомненно способствует улучшению стимуляции интеллектуального и развития школьников; приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Телесноориентированые техники также являются инновационными технологиями в логопедии. Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Обращая внимания на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют тонус мышц. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Массаж. В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий), массаж основанный на приёмах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя и т. п.), а также элементы самомассажа.
Терапии являются одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и речевую сферу ребенка.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Использования "Информационных технологий " в логопедии способствует повышению мотивации к занятиям, организация объективного контроля развития и деятельности детей; расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; возможность быстрого создания собственного дидактического материала; за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Помимо нетрадиционных методов работы с детьми, важное место занимают традиционные технологии обучения, которые позволяют обогащать воображение воспитанников, стимулируют развитие речи. Модернизацией традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм. Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровьесберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Использование здоровьесберегающей технологий на коррекционных занятиях позволяет решить ряд задач:
- повышает речевую активность детей;
- развивает речевые умения и навыки;
- восстанавливает работоспособность на занятии;
- улучшает концентрацию внимания;
- укрепляет здоровье детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать.
Заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. А также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определённой цели. Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекции. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма.
Обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф.М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, люди занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...
Эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Данный материал поможет в выборе инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ...
«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...
"Использование инновационных технологий при работе с детьми с овз в коррекционо-образовательных учреждениях."
Методический материал....
«Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ в коррекционно-образовательном учреждении»
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...
Статья "Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ"
Статья "Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ"...