Рабочая программа "Финансовая грамотность"
рабочая программа (2 класс)

Волкова Елена Александровна

Представлена программа по курсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finan_gramot.docx68.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании МО
учителей ___________

___________________

 «» июня 2022 года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР
____________________

____________________

«» июня 2022 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицей№533

Кунц М.Ю.

приказ №

 _________________

«15» июня 2022года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Финансовая грамотность» - 2 (1ч)

( Направление:)

для учащихся 2 а, 2 б, 2 в, 2 г, 2 д,2-е, 2 з классов

Учитель начальных классов: Исауленко И.В.-высшая категория,

                  Волкова Е.А.- высшая категория,

                   Батурина О.А.- высшая категория, 

                         Александрова Н.А.- высшая категория,

                  Дебердеева Т.К.- высшая категория

Количество часов: 34 часа

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка.

                      Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

              Исходными документами для составления рабочей программы по предмету являются:

  • Федеральный   государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от  06.10.2009.  № 373
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от28.09.2020 №28 «утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила …») (Зарегистрировано

в МИНЮСТЕ России 18.12.2020 №61573)

  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)

Данная рабочая программа может быть частично или полностью реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с использованием сайтов и порталов, рекомендованных Министерством образования и Комитетом образования Санкт-Петербурга.

Актуальность данной программы определена следующими факторами:

1.     Развитие финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

2.     Основывается  на интересе, потребностях учащихся и их родителей.

3.      В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.  

       Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности младших классов на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у учеников за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы является практический характер – учащиеся не только узнают много нового и интересного из мира финансов, но и научатся подсчитывать доходы и расходы условной семьи, составлять семейный бюджет на основе обычного для российской семьи списка доходов и расходов, сравнивать различные виды сбережений.  
        Цель данного курса:

    Развитие экономического образа мышления; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

         Основные задачи курса:  

обучающие

    -Формирование представления о существенных сторонах финансовой грамотности.

  -Содействие целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.

     -Обучение детей пользоваться экономическим инструментарием.     -Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

развивающие

   - Содействие общему развитию школьников: развитие мышления, эмоционально-волевой сферы

    -Развитие культурного экономического мышления 

    -Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

воспитательные

  -Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье.

-

Освоение содержания программы опирается на межпредметные  связи  с такими учебными предметами, как математика, технология, литература и окружающий мир.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

• ситуационная игра;

• образно-ролевые игры;

• исследовательская деятельность;

• урок-практикум;

• дискуссия, обсуждение.

        

         Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

         Исследовательская деятельность -это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

         Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

         Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»

         Дискуссионный клуб–метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

         Для того чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, необходимо пользоваться несколькими условиями:

•         в работу вовлечены все участники;

•         используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

•         обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Планируемые результаты обучения: 

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: 

Обучающийся научится:

• осознанию себя как члена семьи и общества;

• овладению начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

• познавательному интересу к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

 • осознанию личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

• ориентированию в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

• пониманию безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• пониманию различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;

• навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

 Обучающийся получит возможность научиться: 

• пониманию необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

• положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

 Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

 Познавательные:

Обучающийся научится:

 • использованию различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

• использованию логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построению рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

• использованию знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

• владению элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

 Обучающийся научится:

• определению личных целей по изучению финансовой грамотности;

 • постановке финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлению познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• выполнению пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;

• оценке правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;  

• корректированию учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• корректированию своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;

• использованию цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

 Обучающийся получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

• умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 • оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Обучающийся научится:

• правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);

• понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;

• понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;

• умение приводить примеры товарных денег;

 • умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;

• понимание того, что деньги зарабатываются трудом;

 • умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;

• умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;

 • умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;

 • знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;

• умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Обучающийся получит возможность научиться:

 • распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

Содержание программы

1класс

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ТНР.

Тема 1. Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Тема 2. Потребности (2 часа)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.

Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (6 часов)

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа)

 Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Тема 5. Товары и услуги (5 часов)

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.

 Тема 6. Деньги (8 часов)

 Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

 Тема 7. Маркетинг (4 часа)

 Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2часа)

Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.  

 2 класс 

Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)

Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»

Тема 2. Потребности (1 час)

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

Тема 3. Торговля (12 часов)

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

Тема 4. Графики (3 часа)

Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»

Тема 5. Деньги (5 часов)

История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки

Тема 6. Занимательная экономика (5 часов)

Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками

Тема 7. Экономические задачи (3 часа)

Решаем задачи с экономическим содержанием

Тема 8. Аренда (1 час)

Аренда. Что такое «аренда». История аренда

Тема 9. Банки. Вклады (2 часа)

Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.

               3 класс  

Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час)

 Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!

 Тема 2. Основы экономического развития (10 часов)

 Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике

 Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа)

 Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;

Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа)

 Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки

 Тема 5. Штрафы (1 час)

Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы

 Тема 6. Деловая этика (1 час)

Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;

Тема 7. История профессий (1 час)

Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии

Тема 8. Налоги (2 часа)

Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)

Тема 9. Международная торговля (1 час)

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт

Тема 10. Экономические задачи (5 часов)

Решаем экономические задачи на нахождение прибыли

Тема 11. Занимательная экономика (5 часов)

 Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

 4 класс

Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)

Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)

Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?

Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов) 

На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета.  Бюджет Российской Федерации.

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов)

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

В случае перехода обучающегося на Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в соответствии с индивидуальной маршрутной картой календарно-тематическое планирование содержит часы индивидуального изучения материала и часы консультаций:

 

Тема

Количество часов по плану

Распределение часов при работе по ИОМ

Часы на индивидуальное изучение материала

Часы консультаций по теме

Аудиторная нагрузка

(контроль знаний)

1

Знакомство с Бурундуком и компанией 

2 ч

1

-

1

 2

Потребности 

1 ч

-

1

-

3

Торговля 

12 ч

8

2

2

4

Графики 

1

1

1

5

Деньги 

2

2

1

6

Занимательная экономика 

2

2

1

7

Экономические задачи 

3 ч

1

1

1

8

Аренда

1 ч

-

1

-

9

Банки. Вклады 

1

-

1

 

Итого часов

34

16

10

8

В случае пропусков занятий обучающийся самостоятельно осваивает материал в соответствии с индивидуальным планированием с использованием электронных ресурсов педагогов по темам, которые соответствуют содержанию программы. http://www.oo-lyceum-533.ru/ol.htm - ссылка на каталоги электронных ресурсов на сайте лицея. Индивидуальные консультации по предмету и график сдачи работ зафиксированы в маршрутной карте обучающегося и соответствуют разделам календарного планирования данной рабочей программы по предмету.

При наличии у обучающегося дистанционной системы взаимодействия с учителем, консультирование по предмету, дополнительные задания и другие формы обучения осуществляются в соответствии с Положением о дистанционном обучении лицея в форме, выбранной обучающимся при заполнении Договора о переходе на ИОМ.

 

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ урока

Раздел (количество часов)

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

практика

Введение в экономику (1 час)

1

Введение. Что изучает наука «экономика».

1

0.5

0.5

Потребности (2 часа)

2

Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность».

1

0.5

0.5

3

Какие бывают потребности?

1

0.5

0.5

Источники удовлетворения потребностей (6 часов)

4

Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?

1

0.5

0.5

5

Материальные, социальные, духовные потребности.

1

0.5

0.5

6

Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны.

1

0.5

0.5

7-8

Источники удовлетворения потребностей.

2

1

1

9

Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить?

1

0.5

0.5

Домашнее хозяйство (4 часа)

10-11

Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи.

2

1

1

12-13

Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства.

2

1

1

                       Товары и услуги (5 часов)

14

Как товар попадает в магазин?

1

0.5

0.5

15

Где можно приобрести товары?

1

0.5

0.5

16

Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка.

1

0.5

0.5

17-18

Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли».

2

1

1

Деньги (8 часов)

19-20

Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги?

2

1

1

21

Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны.

1

0.5

0.5

22

Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги.

1

0.5

0.5

23

Деньги и товары.

1

0.5

0.5

24-25

Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи.

2

1

1

26

Роль денег в жизни человека.

1

0.5

0.5

Маркетинг (4 часа)

27

Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»).

1

0.5

0.5

28-29

Рынок. Обмен. Торговля.

2

1

1

30

Продавец и покупатель.

1

0.5

0.5

31

Конкуренция.

1

0.5

0.5

Задачи от Гнома - Эконома (2часа)

32

Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес».

1

0.5

0.5

33

Подводим итоги первого экономического года.

1

0.5

0.5

 

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ урока

Раздел (количество часов)

Тема занятий

Кол-во часов

Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)

1-2

Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики. Экономика в жизни человека.

2

Потребности (1 часа)

3

Труд и удовлетворение потребностей.

1

Торговля (12 часов)

4

Когда и где возникла торговля?

1

5-6

Зачем современному обществу нужна торговля?

2

7-8

Как и где производятся товары?

2

9-11

Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара?

3

12

Товары ежедневного потребления. Какие они?

1

13

Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно.

1

14

Качество товара и его себестоимость.

1

15

Рынок. Проблема выбора качественного товара.           

1

Графики ( 3 часа)

16

Отношения покупателя и продавца. Этикет.

1

17-18

Что такое график? Виды графиков.

2

Деньги (5 часа)

19

Графики доходов и расходов.

1

20

История денег. Деньги бумажные и металлические.

1

21

Деньги России и мира.

1

22

Почему каждый народ имеет свои деньги?

1

23

Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.

1

Занимательная экономика (5 часов)

24-25

Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.

2

26

Экономика и русский язык.

1

27

Экономика в окружающем нас мире.

1

28

«Мой первый экономический проект».

1

Экономические задачи (3 часа)

29

Экономические задачи.

1

30-31

Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара».

2

Аренда ( 1 час)

32

Аренда. Что такое аренда? История аренды.

1

Банки. Вклады ( 2 часа)

33-34

Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают деньги в банк.

2

№ урока

Раздел (количество часов)

        Тема занятий

Кол-во часов

теория

практика

Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)

1-2

Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики. Экономика в жизни человека.

2

1

1

Потребности (1 часа)

3

Труд и удовлетворение потребностей

1

0.5

0.5

Торговля (12 часов)

4

Когда и где возникла торговля?

1

0.5

0.5

5-6

Зачем современному обществу нужна торговля?

2

1

1

7-8

Как и где производятся товары?

2

1

1

9-11

Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара?

3

1

2

12

Товары ежедневного потребления. Какие они?

1

0.5

0.5

13

Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно

1

0.5

0.5

14

Качество товара и его себестоимость.

1

0.5

0.5

15

Рынок. Проблема выбора качественного товара.           

1

0.5

0.5

Графики ( 3 часа)

16

Отношения покупателя и продавца. Этикет.

1

0.5

0.5

17-18

Что такое график? Виды графиков.

2

1

1

Деньги (5 часа)

19

Графики доходов и расходов.

1

0.5

0.5

20

История денег. Деньги бумажные и металлические.

1

0.5

0.5

21

История денег. Деньги бумажные и металлические.

1

0.5

0.5

22

Почему каждый народ имеет свои деньги?

1

0.5

0.5

23

Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.

1

0.5

0.5

Занимательная экономика (5 часов)

24-25

Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.

2

1

1

26

Экономика и русский язык.

1

0.5

0.5

27

Экономика в окружающем нас мире.

1

0.5

0.5

28

«Мой первый экономический проект».

1

0.5

0.5

Экономические задачи (3 часа)

29

Экономические задачи.

1

0.5

0.5

30-31

Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара».

2

1

1

Аренда ( 1 час)

32

Аренда. Что такое аренда? История аренды.

1

0.5

0.5

Банки. Вклады ( 2 часа)

33-34

Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают деньги в банк.

2

1

1

 

Календарно-тематическое планирование

3 класс    

 № урока

Раздел (количество часов)

Тема занятий

Кол-во часов

теория

практика

Встреча в лесной экономической школе (1 час)

1

Встреча в лесной экономической школе.

1

0.5

0.5

Основы экономического развития (10 часов)

2-3

Экономика и основы экономического развития.

2

1

1

4

Коммерческая тайна. Тайна производства.

1

0.5

0.5

5-6

Акционерное общество. Создание акционерного общества.

2

1

1

7

Акции. Ценные бумаги.

1

0.5

0.5

8

Кризис в экономике.

1

0.5

0.5

9-10

Что такое «монополия». Кто такие «монополисты». Естественная и искусственная монополия.

2

1

1

11

Роль правительства в экономике.

1

0.5

0.5

Реклама. Качество товара (4 часа)

12-13

Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя рекламировать?

2

1

1

14

Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и некачественные товары.

1

0.5

0.5

15

Штрих-коды на товарах: что они обозначают?.

1

0.5

0.5

Банки. Ценные бумаги (3 часа)

16

Банки. История и виды вкладов.

1

0.5

0.5

17

Назначение и виды ценных бумаг.

1

0.5

0.5

18

Сбербанк – главный банк страны.

1

0.5

0.5

Штрафы ( 1 час)

19

Штрафы: кто платит, когда и за что?

1

0.5

0.5

Деловая этика ( 1 час)

20

Деловая этика.

1

0.5

0.5

История профессий ( 1 час)

21

Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все профессии нужны»

1

0.5

0.5

Налоги  (2 часа)

22-23

Налоги и их виды.

2

1

1

Международная торговля (1 час)

24

Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют друг с другом?

1

0.5

0.5

Экономические задачи (  5 часов)

25-26

Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение прибыли».

2

1

1

27-29

Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена», «Выручка».

3

1

2

Занимательная экономика (5 часов)

30-34

«Занимательная экономика».

5

2

3

Календарно-тематическое планирование

               4 класс                                    

 № урока

Раздел (количество часов)

Тема занятий

Кол-во часов

теория

практика

Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)

1

Как появились деньги?

1

0.5

0.5

2

История монет

1

0.5

0.5

3

Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ)

1

0.5

0.5

4

Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»

1

0.5

0.5

5

Бумажные деньги

1

0.5

0.5

6

Безналичные деньги

1

0.5

0.5

7

Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?

1

0.5

0.5

8

Исследование «Деньги современности»

1

0.5

0.5

9

Представление результатов исследования

1

0.5

0.5

10

Валюты

1

0.5

0.5

11

Интерактивная викторина «Деньги»

1

0.5

0.5

12

Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»

1

0.5

0.5

13

Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

1

0.5

0.5

Из чего складываются доходы в семье (8 часов)

14

Откуда в семье берутся деньги

1

0.5

0.5

15

Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи.

1

0.5

0.5

16

На что семьи тратят деньги?

1

0.5

0.5

17

Вот я вырасту и стану…

1

0.5

0.5

18

Профессии будущего и настоящего

1

0.5

0.5

19

А чем занимаются банкиры?

1

0.5

0.5

20

Как приумножить то, что имеешь?

1

0.5

0.5

21

Как правильно планировать семейный бюджет?

1

0.5

0.5

Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать              (5 часов)

22

На что семья тратит деньги?

1

0.5

0.5

23

Подсчитаем все расходы семьи.

1

0.5

0.5

24

Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет?

1

0.5

0.5

25

Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет.

1

0.5

0.5

26

Бюджет Российской Федерации

1

0.5

0.5

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов)

27

 Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника

1

0.5

0.5

28

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения

1

0.5

0.5

29

Если расходы превышают доходы, образуются долги

1

0.5

0.5

30

Товары и услуги. Игра «Древо решений»

1

0.5

0.5

31

Странное слово «Монополисты» Игра «Монополия»

1

0.5

0.5

32 -33

Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта

2

1

1

34

Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

1

0.5

0.5

Список литературы:

Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь    

Интернет-источники:

 1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

  2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

  3. Портал «Профориентир»  «Мир профессий» – http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях»  — http://subsidii.net/

 5. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

 6. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  — http://festival.1september.ru/

 7. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

 8. Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

  9. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/

 10. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность".

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность"....