ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы робототехники» для 3-х классов
методическая разработка (3 класс)
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Конструирование роботов – это требование времени. Для сегодняшних продвинутых школьников это востребовано, интересно. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны и оригинальны. Очень важно вовремя определить, направить и развивать творческий технический потенциал детей, предоставить все возможности для формирования и развития их инженерного мышления и профессиональной ориентации. Модели, которые, собирают дети, служат отличным обучающим материалом. Учебные занятия по робототехнике способствуют развитию детского воображения и творческих способностей, накоплению полезных знаний, формированию абстрактного и логического мышления, конструкторских, инженерных и общенаучных навыков. Помогают по-другому посмотреть на вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики. Способствует развитию речи, пространственной ориентации, обеспечивают вовлечение учащихся в научно-техническое творчество и дают возможность по максимуму реализовать творческие способности. Содержание и структура программы «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками, а также на развитие исследовательских качеств личности. Актуально воспитание личности с креативным мышлением, обладающей базовыми техническими умениями, но способной применить их в нестандартной ситуации. Поэтому задача школы дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mineeva_robototehnika_rp_dlya_publikatsii.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № ___
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ № ___ Протокол от ___________ № ______ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ГБОУ № __ от ______________ № ______ ___________________ |
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы робототехники»
для 3-х классов
на ____ учебный год
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 68 часов
Педагог, должность: Минеева Людмила Игоревна, методист
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Программа по курсу ВУД «Основы робототехники» для обучающихся начальных классов составлена на основании Положения о разработке программы курса внеурочной деятельности ГБОУ №___.
Актуальность
Образовательная программа внеурочной деятельности детей «Основы робототехники» является программой общеинтеллектуальной направленности. Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Изучение основ робототехники очень перспективно и важно именно сейчас. За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Переход экономики России на новый технологический уклад предполагает широкое использование наукоёмких технологий и оборудования с высоким уровнем автоматизации и роботизации. Робототехника – это сегодняшние и будущие инвестиции и, как следствие, новые рабочие места.
Курс направлен на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
Новизна данной программы
На занятиях дети учатся, играя и, играя, - учатся! Ребята в игровой форме развивают инженерное мышление, получают практические навыки при сборке робота. В ходе сборки школьник учится ориентироваться в чертежах, рационально организовывать работу. Образовательная программа внеурочной деятельности по программе «Основы робототехники» направлена на поддержку среды для детского научно-технического творчества и обеспечение возможности самореализации учащихся. Современная школа меняется: важна не сумма тех знаний, которые получит ученик, а важен личностный рост. Поэтому содержание программы направлено и на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Целью программы является обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования.
Задачи программы:
Образовательные
- Дать знания о конструкции робототехнических устройств
- Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов
- Научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств
- Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением
Развивающие
- Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности
- Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся
- Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения
- Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Воспитательные
- Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем
- Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата
- Формирование навыков проектного мышления, работы в команде
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Конструирование роботов – это требование времени. Для сегодняшних продвинутых школьников это востребовано, интересно. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны и оригинальны. Очень важно вовремя определить, направить и развивать творческий технический потенциал детей, предоставить все возможности для формирования и развития их инженерного мышления и профессиональной ориентации. Модели, которые, собирают дети, служат отличным обучающим материалом. Учебные занятия по робототехнике способствуют развитию детского воображения и творческих способностей, накоплению полезных знаний, формированию абстрактного и логического мышления, конструкторских, инженерных и общенаучных навыков. Помогают по-другому посмотреть на вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики. Способствует развитию речи, пространственной ориентации, обеспечивают вовлечение учащихся в научно-техническое творчество и дают возможность по максимуму реализовать творческие способности. Содержание и структура программы «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками, а также на развитие исследовательских качеств личности. Актуально воспитание личности с креативным мышлением, обладающей базовыми техническими умениями, но способной применить их в нестандартной ситуации. Поэтому задача школы дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно.
В программе «Робототехника» включены содержательные линии:
- аудирование - умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;
- чтение – осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
- говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
- пропедевтика – круг понятий для практического освоения детьми, с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;
- творческая деятельность - конструирование, моделирование, проектирование.
Общая характеристика программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Программа рассчитана для учащихся 3 классов.
Общее количество - 68 учебных часа (34 учебные недели)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Программа реализуется в форме кружка.
Планируемые результатыКОДИФИКАТОР УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
будут сформированы | получит возможность для формирования | ||
Личностные результаты освоения ООП НОО | |||
Л-01 | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | Л-12 | чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой |
Л-02 | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | Л-13 | внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
Л-03 | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Л-14 | выраженной, устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения |
Л-04 | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей | Л-15 | устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач |
Л-05 | способность к оценке своей учебной деятельности | Л-16 | адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности |
Л-06 | основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие | Л-17 | положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» |
Л-07 | ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Л-18 | компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; |
Л-08 | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Л-19 | морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Л-09 | развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, понимание чувств других людей и сопереживание им | Л-20 | установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках |
Л-10 | установка на здоровый образ жизни | Л-21 | осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Л-11 | основы экологической культуры, принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения | Л-22 | эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия |
Регулятивные результаты освоения ООП НОО | |||
Р-01 | принимать и сохранять учебную задачу | Р-09 | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках |
Р-02 | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Р-10 | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Р-03 | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Р-11 | преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Р-04 | учитывать установленные правила в планировании и контроль способа решения | Р-12 | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Р-05 | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Р-13 | самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
Р-06 | оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | Р-14 | осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Р-07 | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Р-15 | самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Р-08 | различать способ и результат действия | ||
Познавательные результаты освоения ООП НОО | |||
П-03 | использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; | П-15 | устанавливать аналогии |
П-04 | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | П-16 | владеть рядом общих приемов решения задач |
П-05 | строить сообщения в устной и письменной форме | П-19 | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
П-06 | ориентироваться на разнообразие способов решения задач | П-20 | осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме |
П-07 | основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | П-21 | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
П-08 | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | П-22 | осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты |
П-09 | осуществлять синтез как составление целого из частей | П-23 | осуществлять сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |
П-10 | проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | П-24 | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
П-11 | устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | П-25 | произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач |
П-13 | обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи | ||
Коммуникативные результаты освоения ООП НОО | |||
К-01 | адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | К-11 | учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной |
К-02 | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | К-12 | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
К-03 | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | К-13 | понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы |
К-04 | формулировать собственное мнение и позицию | К-14 | аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
К-05 | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | К-15 | продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников |
К-06 | строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | К-16 | с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
К-07 | задавать вопросы | К-17 | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
К-08 | контролировать действия партнера | К-18 | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
К-09 | использовать речь для регуляции своего действия | К-19 | адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности |
К-10 | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Содержание программы
№ | Раздел программы | Форма организации занятий | Используемые дидактические материалы | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Форма проведения итогов |
1 | Инструктаж по ТБ | беседа | Компьютерная база-презентация | Словесный. Объяснительно-иллюстрационный | Опрос, Проверка сборки конструктора |
2 | Введение: информатика, кибернетика, робототехника | сообщение беседа игра (элемент соревнований) | Компьютерная база, ПО модели для демонстрации конструкторы для построения несложной конструкции модели | Объяснительно- иллюстрационный Практический, словесный, познавательный, мотивационный | Входной тест Практическое задание- Проверка сборки модели элемент соревнований |
3 | Основы конструирования | беседа, практикум | Конструкторы 9632“Технология и физика”,9648 “Ресурсный набор” методическое пособие, рабочие листы, поля | Практический, словесный, познавательный Объяснительно-иллюстрационный, исследовательский | Практическое задание, зачет |
4 | Моторные механизмы | сообщение беседа, практикум | Конструкторы 9632 “Технология и физика”, 9628 “Моторные механизмы”, методическое пособие, рабочие листы, поля | Практический, словесный, познавательный Объяснительно-иллюстрационный, исследовательский | Практическое задание, турнир |
5 | Трехмерное моделирование | Объяснение практикум | Компьютерная база ,ПО: Ldraw, MLCad, Lego Digital Designer, Microsoft Power Point | Практический, словесный, познавательный Объяснительно-иллюстрационный, исследовательский | Зачет |
6 | Введение в робототехнику | Беседа практикум | Компьютерная база, ПО Конструктор 9797 ”Lego Mindstorms NXT” и RCX ПО ”Lego Mindstorms NXT Edu”, дополнительные датчики, поля методическое пособие | Практический, словесный, познавательный Объяснительно-иллюстрационный, исследовательский | Практическое задание, состязания роботов |
7 | Основы управления роботом | беседа инд.задание | Компьютерная база, ПО Конструкторы 9797 ”Lego Mindstorms NXT” и RCX 9648 “Ресурсный набор” 9794 “Автоматизированные устройства“ Дополнительные устройства и датчики, поля ПО: Robolab 2.9 | Практический, словесный, познавательный Объяснительно-иллюстрационный, исследовательский | Практическое задание, состязания роботов, зачет |
8 | Удаленное управление | сообщение практикум | Компьютерная база, По Конструкторы 9797 ”Lego Mindstorms NXT” и RCX 9648 “Ресурсный набор” Дополнительные устройства и датчики, поля ПО: Robolab 2.9 | Практический, словесный, познавательный Объяснительно-иллюстрационный, исследовательский | Практическое задание, состязания роботов, зачет |
9 | Игры роботов | сообщение практикум тренировка, Турнир игра | Компьютерная база , ПО Конструкторы 9797 ”Lego Mindstorms NXT” и RCX 9648 “Ресурсный набор” Дополнительные устройства и датчики,поля | Объяснительно-иллюстрационный, исследовательский | Практическое задание, турнир |
10 | Состязания роботов | сообщение тренировка, турнир | Компьютерная база , ПО Конструкторы 9797 ”Lego Mindstorms NXT” и RCX 9648 “Ресурсный набор” 9786, 9794 “Автоматизированные устройства“, дополнительные устройства и датчики, поля ПО “Robolab 2.9” и др. | Практический, словесный, познавательный Исследовательский | Практическое задание, состязания роботов |
11 | Творческие проекты | Инд. задание | Компьютерная база весь спектр имеющегося оборудования и ПО для робототехники | Практический, словесный, познавательный Исследовательский | Защита проекта |
1. Инструктаж по ТБ
Теория: Знакомство с конструктором ЛЕГО. ТБ при работе с деталями. Правила сборки комплектов конструктора. ТБ при работе с компьютером.
2. Введение: информатика, кибернетика, робототехника
Теория-практика: Развитие наук, путь от компьютера к роботу. Входной тест. Построение простейшей модели. Элемент соревнования.
3. Основы конструирования
Теория: Простейшие механизмы. Названия и принципы крепления деталей. Виды не моторизированного транспортного средства. Рычаг. Зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Колесо, ось. Центр тяжести. Измерения.
Практика: решение практических задач и принципы крепления деталей. Построение «фантастического» животного. Строительство высокой башни. Конструирование механизмов, передач и подбор и расчет передаточного отношения. Построение не моторизированного транспортного средства
3.1. Названия и принципы крепления деталей. Хватательный механизм
3.2. Принцип устойчивости конструкций. Башни.
3.3. Виды механической передачи. Зубчатая и ременная передача. Передаточное отношение
3.4. Повышающая передача. Волчок
3.5. Понижающая передача. Силовая « Крутилка »
3.6 Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением
3.7. «Механическое Сумо» Зачет
4. Моторные механизмы
Теория: Виды моторизованного транспортного средства. Механизмы с использованием электромотора и батарейного блока. Роботы-автомобили, тягачи, простейшие шагающие роботы.
Практика: Конструирование механизмов и роботов.
- Стационарные моторные механизмы
- Одномоторный гонщик
- Преодоление горки
- Робот-тягач
- Сумотори
- Шагающие роботы
- Маятник Капицы
4.8. Зачет
5. Трехмерное моделирование
Теория: Знакомство с трехмерным моделированием. Зубчатая передача
Практика: Создание трехмерных моделей конструкций из Lego
5.1. Введение в виртуальное конструирование. Построение зубчатой передачи.
5.2. Построение простейших моделей.
6. Введение в робототехнику
Теория: Знакомство с контроллером NXT и RCX. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
Практика: Конструирование и программирование моделей.
- Знакомство с контроллером NXT и RCX.
- Одномоторная тележка.
- Встроенные программы.
- Двухмоторная тележка.
- Датчики.
- Среда программирования.
- Колесные, гусеничные и шагающие роботы.
- Решение простейших задач.
- Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
- Виды соревнований: Кегельринг
- Следование по линии
- Путешествие по комнате
7. Основы управления роботом
Теория: Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр.
Практика: Конструирование, программирование и тестирование моделей.
- Релейный регулятор
- Пропорциональный регулятор
- Защита от застреваний
- Траектория с перекрестками
- Пересеченная местность
- Обход лабиринта
- Анализ показаний разнородных датчиков
- Синхронное управление двигателями
- Робот-барабанщик
8. Удаленное управление
Теория: Управление роботом через bluetooth.
Практика: Программирование моделей.
- Передача числовой информации
- Кодирование при передаче
- Управление моторами через bluetooth
- Устойчивая передача данных
9. Игры роботов
Теория: Изучение правил игры в боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Простейший искусственный интеллект. Проведение состязаний, популяризация новых видов робо-спорта.
Практика: Проведение игр.
9.1. «Царь горы»
9.2. Управляемый футбол роботов
- Футбол с инфракрасным мячом (основы)
10. Состязания роботов
Теория: Подготовка команд для участия в состязаниях роботов различных уровней. Регулярные поездки. Использование микроконтроллеров NXT и RCX.
Практика: Проведение состязаний. Поездки на соревнования роботов различных уровней.
- Сумо
- Перетягивание каната
10.3 Кегельринг
10.4 Следование по линии
10.5 Слалом
10.6 Лабиринт
11. Творческие проекты
Теория: Разработка творческих проектов на свободную тематику. Одиночные и групповые проекты.
Практика: Работа с проектами Правила дорожного движения
11.1 Роботы-помощники человека
11.2 Роботы-артисты
11.3 Свободные темы.
Календарно-тематическое планирование
программы ВУД «Основы робототехники»
1 год обучения
№ п/п | Перечень проектов | Количество часов по каждому разделу | Дата по плану | Дата по факту | ||
Всего | Из них: | |||||
Теоретические занятия | Практические занятия | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Проект «Введение» | ||||||
Техника безопасности. Правила в группе. Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника | 2 | 1 | 1 | |||
Знакомство с конструктором LEGO WeDo 2.0. Элементы набора. Как работать с инструкцией. Символы. Терминология. | 2 | 1 | 1 | |||
Виды роботов, применяемые в современном мире. Знакомство с программным обеспечением конструктора LEGO WE DO 2.0 | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Проект «Первые шаги» | ||||||
Основные блоки программ. Программирование модели по заданному образцу. Конструирование первого робота «Лошадка-качалка» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Собираем модель робота «Краб». Программирование модели «Краб». Создание программ разного уровня сложности | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Проект «Программная среда и управление» | ||||||
Конструирование модели «Майло». Колебания, езда. Программирование модели «Луноход-Майло». Написание программы по описанию действий | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Конструирование модели «Датчик наклона и датчик обнаружения». Программирование модели «Датчик наклона и обнаружения» по описанию действий. | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Создание и программирование собственной модели | 2 | 0 | 2 | |||
Проект «Механизмы и программирование. LEGO Mindstorms» | ||||||
Знакомство с LEGO Mindstorms. Первые шаги. Среда конструирования. О сборке и программировании в программном обеспечении | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Изучение механизмов. Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Понижающая и повышающая зубчатая передача | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача. Снижение, увеличение скорости | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Червячная зубчатая передача, кулачек, рычаг | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Проект «Конструирование и программирование» | ||||||
Изучение датчиков и моторов. Мотор и оси. Датчик наклона и расстояния | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Блоки: "Цикл"; "Прибавить к экрану"; "Вычесть из Экрана"; "Начать при получении письма" | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Забавные механизмы: «Забавные птицы; «Таракан» | 2 | 0 | 2 | |||
Самостоятельный творческий проект | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Итого: | 68 ч |
Ожидаемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.
Методы достижения результатов
Эксперименты и задания организованы так, что в основе каждого нового задания используется часть предыдущего. Поэтому, выполняя задания, изучается что-то новое и при этом используется опыт, полученный ранее. Задания построены от простого к сложному..
- Движение от простого к сложному: много общих задач для начинающих
- Активное вовлечение детей в состязания, конференции, выставки, поездки
- Дополнительные творческие задания
- Поощрение, стимулирование
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Ведущей идеей модернизации образования сегодня на всех уровнях от общего до высшего профессионального является компетентностно-деятельностные его результаты, которые проявляются в способности выпускников каждого уровня образования к адекватной адаптации в современных динамичных ритмах социально-экономической сферы. В качестве стратегической задачи ставится постепенный переход на компетентностную основу в оценивании результативности процесса обучения. Компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций. Ученику важно не просто уметь что-то делать, но необходимо хотеть делать и быть готовым делать. Компетентностный подход также предполагает: согласование цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; увеличение доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам; работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации; подготовку учащихся к успеху в жизни через применение знаний и умений в жизненных ситуациях. Формирование жизненного опыта вводятся в рамки учебного процесса как его значимые элементы; обеспечение на практике единства учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, что приводит учащийся к пониманию значимости собственной культуры для его жизни. Ценностным ориентиром при реализации данной программы должен стать ребенок развивающийся, а не развиваемый.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Основы робототехники»
Личностные результаты (к личностным результатам освоения курса можно отнести):
− критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
− развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
− развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
− воспитание чувства справедливости, ответственности;
− начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
− принимать и сохранять учебную задачу;
− планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
− формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
− осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
− адекватно воспринимать оценку учителя;
− различать способ и результат действия;
− вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
− в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
− проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
− осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
− оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
− осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
− использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
− ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
− осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
− проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
− строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
− устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
− моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
− синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
− выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− выслушивать собеседника и вести диалог;
− признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
− планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
− осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
− управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
− уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- конструктивные особенности различных роботов;
- как передавать программы NXT;
- как использовать созданные программы;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.;
- основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ.
уметь:
- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
- конструировать различные модели; использовать созданные программы;
- применять полученные знания в практической деятельности;
владеть:
- навыками работы с роботами;
- навыками работы в среде ПервоРобот NXT.
В результате освоения программы учащиеся научатся строить роботов и управлять ими.
Ожидаемым результатом всей деятельности является повышение интереса и мотивации учащихся к учению, развитие умения моделировать и исследовать процессы, повышение интереса к естественным наукам, информатике и математике среди учащихся 5 - 6 классов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
Перечень методического обеспечения:
Печатные пособия:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов
- Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6
классов / Д.Г.Копосов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 87 с.
3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ педагога:
- Руководство пользователя ПервоРобот NXT Lego mindstorms education.
- Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов
- Копосов –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 286 с.
- Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6
классов / Д.Г.Копосов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 87 с.
5. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
Видео-, аудиоматериалы:
1. Руководство пользователя ПервоРобот NXT Lego mindstorms education
2. Компакт-диски: “Индустрия развлечения”.
3. Интерактивный практикум ROBOLAB.
4. Перворобот NXT. Введение в робототехнику. Книга проектов. CD –диск. LEGO, Carnegie Mellon Robotics Academy, 2007
Цифровые ресурсы:
1. Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот NXT Lego mindstorms
education [Электронный ресурс]. Режим доступа:
• http://www.gruppa-prolif.ru/content/view/23/44/
• http://robotics.ru/
• http://moodle.uni-altai.ru/mod/forum/discuss.php?d=17
• http://ar.rise-tech.com/Home/Introduction
• http://www.prorobot.ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass.php
• http://www.prorobot.ru/lego.php
• http://robotor.ru
Оборудование:
Для реализации программы в кабинете должно иметься следующее оборудование:
- Набор для изучения робототехники LEGO Mindstorms – базовых и резервных;
- Дополнительные датчики.
- Зарядные устройства, аккумуляторы
- Персональный компьютер с установленной программой;
- Мультимедийный проектор -1 шт.;
- Интерактивная доска;
- Презентация (ЦОР «Основы робототехники»)
- Технологические карты;
- Принтер – 1 шт.;
- Мультимедиа проектор – 1 шт.;
- Поля для соревнований роботов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 1-3 класс
Программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» включает цель, задачи, тематическое планирование и краткое содержание каждого занятия для 1, 2, 3 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы робототехники"
Программа кружка «Основы робототехники» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.Программа составлена на основе авторской программы у...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Основы безопасности жизнедеятельности» Спортивно – оздоровительного направления Программа разработана для детей 10-11 л...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы логики и конструирования" в 1 классе
Данный курс имеет пропедевтический (подготовительный) характер по отношению к внеурочной деятельности в области «Робототехника», а также таким дисциплинам, как информатика, математика (в с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"
Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельностив начальной школе. Урочные часы за счёт времени части учебного плана, формируемой участниками образовательного процес...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности"
Для составления программы использовала ссылки на основные положения закона об образовании, государственного образовательного стандарта, основной программы начального общего образован...