Знакомство учеников начальной школы с устным народным творчеством.
статья (1 класс)

Блинова Ольга Николаевна

Статья "Мезенская роспись"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Знакомство учеников начальных классов

с русским народным творчеством.

   « Необходимо формировать основы художественной культуры у детей, развивать интерес к искусству и закреплять их знания об искусстве, как виде творческой деятельности людей».

  Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что большинство очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

   Работая с первоклассниками и   проверив их знания  о прошлом русского народа, мы  решили обратиться к истокам русской народной культуры. В первую очередь – к фольклору. Ведь именно содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства.

В классе проводятся народные праздники: Святки, Масленица. С детьми ведутся беседы о науке, изучающей прошлое – археологии, которая рассказывает историю, быт славянских народов. Знакомство с устным народным творчеством (скороговорки, пословицы, частушки) в повседневном общении с детьми. Знакомимся с жизнедеятельностью предков через народные игры и забавы. Так же большое внимание уделяем декоративно-прикладному искусству (дымка, гжель, хохлома, городецкая, жостовская, мезенская росписи).

   Столкнувшись с мезенской росписью, меня заинтересовал простой, нехитрый, но в тоже время очень красивый алгоритм росписи. С учен6иками было проведено ознакомление с мезенской росписью на досках, фотографиях и иллюстрациях из вспомогательных материалов. Дети самостоятельно прописывали элементы росписи в тетрадях и делали прорисовки.

   Расскажу немножко об истории мезенской росписи.

На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь. Вот эта прялка расписана на берегах Северной Двины, а эта мастерами с Пинеги, а эту красавицу, самую маленькую по размеру и необычную по росписи, сделали в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу Мезени. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название — мезенская роспись. Это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. Сравнивая стили народных росписей по дереву в различных областях России, один известный ученый назвал мезенскую роспись «таинственной и крайне любопытной», указав на ее связи с древними греческими стилями.

Наиболее интересным объектом исследования и, пожалуй, самым емким является обычная крестьянская прялка, которая при глубоком изучении раскрывает такие глубины русской и мировой культуры, что буквально захватывает дух.
Основными образами мезенских прялок являются птицы, кони и олени, которые входят в крут древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии и хорошо знакомых детям по волшебным сказкам.

Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы. Как правило, в среднем ярусе к изображениям животных присоединяются изображения птиц, тогда как в верхнем ярусе присутствуют одни только птицы. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствовали трем мирам — подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих нардов мира. Как известно, герои русских волшебных сказок также путешествуют по разным мирам, Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльных сторонах прялок разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному.

Изображения, помещаемые на внутренней стороне прялок (так называемые «бытовые сцены»), чаще всего являются вариантами широко распространенных мировых сюжетов. В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или «древо жизни», которое обычно изображалось с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях. Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет — «выезд в санях» или на повозках, запряженных одной или парой лошадей. Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий миры. Интересно, что подобные образы несложно отыскать у многих народов мира, в том числе и у славянских. Еще один мотив мезенских прялок — «всадник на черном коне». По мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корнями и отображает различные мифологические сюжеты, изображающие бога-всадника. Можно с большой долей уверенности утверждать, что рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.

Таким образом, мезенская прялка и традиционная народная роспись — это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества, познакомиться с мировым культурным наследием.

Список литературы:

  1. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина  Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 1999.-384с.
  2. С. Вохринцева  Росиночка. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Екатеринбург, 2008
  3. Искусство детям. Мезенская роспись. М, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество -урок во 2 классе по УМК Начальная школа 21 века

Нетрадиционный урок был дан в рамках проведения семинара на муниципальном уровне. Дети на уроке работают фронтально, в группах и индивидуально....

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

Работа над устным народным творчеством по программе Начальная школа XXI века

В первом классе на уроках слушания учащиеся работают с отдельными произведениями фольклора (загадки, сказки, песенки и т. д.), во втором классе жанровый состав этих произведений расширяется, в третьем...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка,загадка, пословица» УМК "Школа России" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о малом жанре устного народного творчества-потешка,загадка,пословица.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Фо...