Доклад "Методы обучения родному языку в начальной школе"
методическая разработка
В докладе раскрываются проблемы изучения бурятского языка в условиях ФГОС. Что должны знать, уметь учащиеся начальных классов, какими навыками должны обладать по окончании той или иной темы.Учитель учит ребят работать в парах, группах.Предлагает творческие задания. Ребята самостоятельно добывают знания из источников дополнительной литературы, коллективно обсуждают их. Развиваются коммуникативные отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы обучения родному языку в начальной школе | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы обучения родному языку в начальной школе
в условиях перехода на новый ФГОС и проблемы.
Бурятский язык – один из относительно новых предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного общества. Наряду с русским языком, литературным чтением, литературой, иностранным языком он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и формированию основ филологического образования школьников.
Школьный предмет “Бурятский язык”, наравне с предметами “Русский язык”, “Литература” “Иностранный язык” представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия, расширяет лингвистический кругозор учащихся. Общение на бурятском языке - это межкультурное взаимодействие. Специфика изучения бурятского языка отличается именно коммуникативной, диалоговой направленностью, в процессе межнациональной коммуникации формируется уважение и внимание к другим.
Изучение бурятского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на бурятском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство младших школьников бурятским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами бурятского языка.
Деятельностный характер предмета «бурятский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать бурятскую речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметн ые общеучебные предметы и навыки.
Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Бурятский язык» направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о бурятском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарными лингвистическими представлениями, необходимыми для овладения устной и письменной речью на бурятском языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования бурятского языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умениями координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе.
Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном обществе; осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми; знакомство с миром бурятской культуры через средств бурятского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской бурятской художественной литературы традиции).
Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
- развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя различные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младших школьников;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению бурятского языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).
Предметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах бурятского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
- В коммуникативной сфере
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорении:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения
(Этикетный диалог представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула и реплики-реакции.
Например:
Здравствуйте, Эрдэм Баирович!(пароль)
Рад вас видеть (реплика-реакция).
По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп:
- диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);
- побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения, команды, приказ, требования);
- ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение.
Этикетный диалог необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.
Например:
- Танда часы бии гү?
Үгы (намда часы үгы).
Бии (Намда часы бии).
- Танда часы бии гү?
Арбанһаа хорин минута үнгэрөө.
Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.
Диалог-расспрос (запрашивать и сообщать информацию, вопрос-ответ) и
Диалог-побуждение к действию
- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
- дать совет и принять/не принять его;
- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
- сделать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;
- уметь на элементарном уровне рассказать о себе, семье, друге, описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж.
Аудировании:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале;
Чтении:
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
Письменной речи:
- владеть техникой письма;
- списывать небольшие тексты, простые диктанты.
- писать с опорой на образец поздравления с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- знать звуки и буквы бурятского языка и владеть терминами (звук (абяан) и буква (үзэг), звуки гласные(аялган) и согласные (хашалган); гласные краткие (түргэн), долгие (удаан), дифтонги; согласные твёрдые (хатуу) и мягкие (зөөлэн);
- адекватно произносить и различать на слух звуки бурятского языка;
- соблюдать долготные ударения в словах;
- знать, что предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу;
- знать повествовательные (юрэ хөөрэһэн), вопросительные (асууһан) и побудительные (идхаһан) предложения;
- знать утвердительные (баталһан), отрицательные (буруушааһан), восклицательные(шангадхаһан), невосклицательные (шангадхаагүй) предложенияе, и уметь их использовать в разных речевых ситуациях;
- соблюдать логические ударения (удхын сохилто) и его роль в речи;
- соблюдение интонации основных типов предложений;
- применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
- распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы обучения русскому языку в начальной школе в свете психоречевого развития детей логопатов.
Статья о недостатках устной и письменной речи обучающихся....
Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе.
Описание опыта работы по теме "Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе"...
Обучение иностранному языку в начальной школе и методы и приемы,повышающие качество обучения.
В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.В последние годы стала ощущаться нас...
Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
Методическая работа содержит теоретический и практический материал по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...
Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка» (УМК "Начальная школа XXI века")
Тема урока: «Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка»».Цели урока:- создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Урок родного языка»;- помочь детям увид...
Проблемы преподавания родного языка в начальной школе
Выступление на педагогическом совете...
Интерактивные игры на уроках родного языка в начальной школе
Применение интерактивных игр в практике обучения младших школьников родному языку как способ повышения качества образования, позволяющее не только активизировать познавательную деятельность ученика, п...