Дополнительная общеобразовательная программа «Юные космонавты»
проект

Димитриева Анна Валерьевна

Цель программы: формирование у младших школьников устойчивого познавательного интереса к космонавтике, астрономии, приобщение к мировым и отечественным достижениям в освоении космоса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_kosmonavty_tihonova.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Канаш Чувашской Республики

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Юные космонавты»  

На 2020-2021 учебный год

                                                           

 Направленность социально-педагогическая.

                                                        Вид деятельности – изучение космонавтики

Срок реализации – 1 год

 Возраст участников – 8-11л.

Общее количество часов –72 ч.

Автор:

Тихонова Анна Валерьевна,

 педагог дополнительного образования

Канаш 2020


Пояснительная записка

Основные направления деятельности

Образовательное направление

  • изучение основ астрономии и развития космоса;
  • знакомство с новейшими достижениями в области космонавтики, с биографиями известных летчиков – космонавтов;

Цель программы: формирование у младших школьников устойчивого познавательного интереса к космонавтике, астрономии, приобщение к мировым и отечественным достижениям в освоении космоса.

Программа реализуется посредством следующих форм организации образовательного процесса:

– занятие теоретическое;

– занятие практическое;

– проектная деятельность;

Теоретические занятия направлены на формирование первоначальных представлений младших школьников о космосе, космонавтах, основах астрономии. Учащиеся в процессе беседы, чтения научно-популярной литературы, просмотра слайдов, иллюстраций приобретают навыки интеллектуальной творческой деятельности. Занятия также включают просмотры видеофильмов и мультфильмов, связанных с космосом, просмотр презентаций.

Практические занятия направлены на изготовление макетов космических кораблей, простейших приспособлений и приборов для наблюдений, наглядных пособий, моделей (например, Солнечной системы). Учащиеся в ходе различных видов практической деятельности закрепляют полученные знания.

Проектная деятельность ориентирована на творческую, индивидуальную или групповую работу младших школьников, направленную на изготовление определенного продукта согласно календарному плану программы.

Интерес к космонавтике и желание больше знать о наших космонавтах, поделиться своими знаниями с другими, вот главные мотивы вхождения ребят в данное объединение и актуальность написания этой программы.

Задачи:

  • Расширение кругозора, активизация интереса школьников к изучению истории развития и освоения космоса.
  • Воспитание патриотизма через героику профессии космонавтов. 
  • Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
  • Способствовать формированию у младших школьников научного мировоззрения, раскрывая современную картину строения и эволюции Вселенной;
  • Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся и их социальной активности;
  • Развивать пространственное и логическое мышление учащихся, воображение и фантазию;

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса

Программа рассчитана на один учебный год (144 ч.)

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1:30 часу. Во время занятий предусмотрены 5-10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 8 до 11 лет.

Количество обучающихся в группе: 1год обучения 12-15 человек, 2 год обучения 10-12 ч, 3 год обучения 8-10 человек.

 Для определения направления работы, выбора форм и методов работы необходима диагностика способностей каждого учащегося. Она дает возможность:

  • Поддержать и направить одних;
  • Дать верную профессиональную ориентацию;
  • Найти способы стимулирования для других.

Диагностика личностного развития обучающегося может проходить в форме:

  • Наблюдения;
  • Тестирования;
  • Анкетирования;
  • Собеседования.

Ожидаемые результаты:

Концу первого года обучения все члены кружка должны:

  • знать историю развития космонавтики биографии исследователи космоса;
  • овладеть умениями и навыками поиска сбора и обработки информации и материалов по истории космонавтики;
  • уметь систематизировать материал для подготовки экспозиционных выставок и тематических экскурсий;
  • понимать необходимость обновления экспозиции, посвященных истории космонавтики; проводить тематические экскурсии;
  • принимать участие в районных и республиканских конкурсах месячников, смотрах отрядов юных космонавтов.

Контроль практических умений осуществляется в процессе наблюдения за трудовой деятельностью.  Результатом деятельности является разработка тем и проведение экскурсий, бесед, праздников кружковцами; изготовление макетов космических кораблей, орбитальных станций, научных баз для различных планет

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы, ее содержание

Количество часов

Промежуточный контроль

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Беседа. Вводный инструктаж по ТБ

1

1

Беседа

2

Мы, дети твои, галактика!» Что должны знать и уметь юные космонавты.

1

1

Опрос

3

Отбор и подготовка юных космонавтов. Изучение материала о развитии космонавтики, о жизни и полете космонавтов страны, международных экипажах.

3

3

6

4

Что такое космонавтики?

Развитие космонавтики в России.

1

1

5

Человек и Космос

1

1

7

Безграничная Вселенная

2

2

8

Движение Земли. Смена дня и ночи. Смена времени года.

2

2

9

Луна – наш космический спутник. Происхождение Луны. Исследования Луны

2

2

11

В космос: шаг за шагом.

3

2

5

Классные часы

13

Первый полет в космос. Животные – космонавты.

2

2

4

Доклад

14

Профессия – космонавт. Зачем на борту космонавт? Кого же берут в космонавты? Как живется на борту?

3

3

Опрос

15

С человеком на борту. Первый космонавт, полетевший в космос.

2

2

4

Тест

16

Космонавт Николай Бударин. Презентация о космонавте.

2

2

4

Презентация

17

Космонавт Мусса Манаров.

2

2

4

Альбом

18

Женщины – космонавты. Первая женщина космонавт В. Терешкова.

2

2

4

Выставка

19

Светлана Совицкая – женщина, вышедшая в космос.

2

2

4

Альбом

20

Подготовка к зачету юных космонавтов

4

2

6

Зачет

27

Космодромы. Создание презентаций о космодромах.

2

3

5

28

МКС. Запуск первой МКС.

2-1

2

29

Прославленные отечественные летчики. Просмотр видеофильмов.

2

2

4

Опрос

30

Роль Чувашии в развитии Отечественной авиации

3

3

Опрос

31

Подготовка и проведение итогового зачетного сбора.

2

2

4

Зачет

Всего:

46

26

72

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение

- наглядные пособия;

- учебники;

- книги;

- дидактические материалы;

Материально-техническое обеспечение:

- учебный кабинет;

- столы;

- стулья;

- компьютер.

Список литературы

  1. А.Г. Николаев «Дорога длиною в жизнь»
  2. Атлас «Человек и Вселенная» под редакцией И.В. Мучникова.
  3. Внешкольник №1. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2004
  4. Внешкольник №4. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2000
  5. Внешкольник №4. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2004
  6. Внешкольник №4. С.18-19, – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2006
  7. Внешкольник №8. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2002
  8. Завуч. Управление современной школой. – Научно-практический журнал, с.39-49, - М., №4 2007
  9. Завуч. Управление современной школой. – Научно-практический журнал, с.60-61, - М., №4 2007
  10.  О.П Свистюр «Космос начинается с Земли»
  11. О.П Свистюр «Космос начинается с Земли», с.17. – Внешкольник №4.

    – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2005

  1. Образовательный программы дополнительного образования детей, выпуск 1. – М., МАКС ПРЕСС, 2006
  2. Республиканская программа движения отрядов юных космонавтов «Нас зовут космические дали!» (2005-2010гг.) – Чебоксары, 2005
  3. Республиканская программа движения отрядов юных космонавтов «Нас зовут космические дали!» (2005-2010гг.) – Чебоксары, 2005
  4. Энциклопедия для детей. Том 25. Космонавтика
  5. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия
  6. Ю.Ветров «Авиация спасает жизнь»

Ю.Ветров «Авиация спасает жизнь», с.23. – Внешкольник №11. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»

Кружок "Юный журналист"Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельност...

Конкурсный материал "Дополнительная общеобразовательная программа Юный инспектор движения" "Фестиваль педагогического мастерства 2022"

           Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, от...

дополнительная общеобразовательная программа "Юные помощники леса"

программа рассчитана на 1-4 класс, 1 раз в неделю....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный Инспектор (ЮИД)»

сегодня дети ведут себя на улицах и дорогах неосторожно, выходят на проезжую часть дороги из-за деревьев, стоящих машин и других препятствий. В результате происходит дорожно-транспортное происшествие....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход" 1-4 кл....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Юный инспектор дорожного движения» для слепых и слабовидящих детей

Программа имеет социально-гуманитарную направленность, нацелена на повышение культуры поведения всех участников дорожного движения, в том числе слепых и слабовидящих, и уменьшения травматизма, социали...