Дополнительная общеобразовательная программа «Юные космонавты»
проект
Цель программы: формирование у младших школьников устойчивого познавательного интереса к космонавтике, астрономии, приобщение к мировым и отечественным достижениям в освоении космоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_kosmonavty_tihonova.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Канаш Чувашской Республики
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юные космонавты»
На 2020-2021 учебный год
Направленность социально-педагогическая.
Вид деятельности – изучение космонавтики
Срок реализации – 1 год
Возраст участников – 8-11л.
Общее количество часов –72 ч.
Автор:
Тихонова Анна Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Канаш 2020
Пояснительная записка
Основные направления деятельности
Образовательное направление
- изучение основ астрономии и развития космоса;
- знакомство с новейшими достижениями в области космонавтики, с биографиями известных летчиков – космонавтов;
Цель программы: формирование у младших школьников устойчивого познавательного интереса к космонавтике, астрономии, приобщение к мировым и отечественным достижениям в освоении космоса.
Программа реализуется посредством следующих форм организации образовательного процесса:
– занятие теоретическое;
– занятие практическое;
– проектная деятельность;
Теоретические занятия направлены на формирование первоначальных представлений младших школьников о космосе, космонавтах, основах астрономии. Учащиеся в процессе беседы, чтения научно-популярной литературы, просмотра слайдов, иллюстраций приобретают навыки интеллектуальной творческой деятельности. Занятия также включают просмотры видеофильмов и мультфильмов, связанных с космосом, просмотр презентаций.
Практические занятия направлены на изготовление макетов космических кораблей, простейших приспособлений и приборов для наблюдений, наглядных пособий, моделей (например, Солнечной системы). Учащиеся в ходе различных видов практической деятельности закрепляют полученные знания.
Проектная деятельность ориентирована на творческую, индивидуальную или групповую работу младших школьников, направленную на изготовление определенного продукта согласно календарному плану программы.
Интерес к космонавтике и желание больше знать о наших космонавтах, поделиться своими знаниями с другими, вот главные мотивы вхождения ребят в данное объединение и актуальность написания этой программы.
Задачи:
- Расширение кругозора, активизация интереса школьников к изучению истории развития и освоения космоса.
- Воспитание патриотизма через героику профессии космонавтов.
- Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
- Способствовать формированию у младших школьников научного мировоззрения, раскрывая современную картину строения и эволюции Вселенной;
- Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся и их социальной активности;
- Развивать пространственное и логическое мышление учащихся, воображение и фантазию;
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на один учебный год (144 ч.)
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1:30 часу. Во время занятий предусмотрены 5-10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся: от 8 до 11 лет.
Количество обучающихся в группе: 1год обучения 12-15 человек, 2 год обучения 10-12 ч, 3 год обучения 8-10 человек.
Для определения направления работы, выбора форм и методов работы необходима диагностика способностей каждого учащегося. Она дает возможность:
- Поддержать и направить одних;
- Дать верную профессиональную ориентацию;
- Найти способы стимулирования для других.
Диагностика личностного развития обучающегося может проходить в форме:
- Наблюдения;
- Тестирования;
- Анкетирования;
- Собеседования.
Ожидаемые результаты:
Концу первого года обучения все члены кружка должны:
- знать историю развития космонавтики биографии исследователи космоса;
- овладеть умениями и навыками поиска сбора и обработки информации и материалов по истории космонавтики;
- уметь систематизировать материал для подготовки экспозиционных выставок и тематических экскурсий;
- понимать необходимость обновления экспозиции, посвященных истории космонавтики; проводить тематические экскурсии;
- принимать участие в районных и республиканских конкурсах месячников, смотрах отрядов юных космонавтов.
Контроль практических умений осуществляется в процессе наблюдения за трудовой деятельностью. Результатом деятельности является разработка тем и проведение экскурсий, бесед, праздников кружковцами; изготовление макетов космических кораблей, орбитальных станций, научных баз для различных планет
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы, ее содержание | Количество часов | Промежуточный контроль | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие. Беседа. Вводный инструктаж по ТБ | 1 | 1 | Беседа | |
2 | Мы, дети твои, галактика!» Что должны знать и уметь юные космонавты. | 1 | 1 | Опрос | |
3 | Отбор и подготовка юных космонавтов. Изучение материала о развитии космонавтики, о жизни и полете космонавтов страны, международных экипажах. | 3 | 3 | 6 | |
4 | Что такое космонавтики? Развитие космонавтики в России. | 1 | 1 | ||
5 | Человек и Космос | 1 | 1 | ||
7 | Безграничная Вселенная | 2 | 2 | ||
8 | Движение Земли. Смена дня и ночи. Смена времени года. | 2 | 2 | ||
9 | Луна – наш космический спутник. Происхождение Луны. Исследования Луны | 2 | 2 | ||
11 | В космос: шаг за шагом. | 3 | 2 | 5 | Классные часы |
13 | Первый полет в космос. Животные – космонавты. | 2 | 2 | 4 | Доклад |
14 | Профессия – космонавт. Зачем на борту космонавт? Кого же берут в космонавты? Как живется на борту? | 3 | 3 | Опрос | |
15 | С человеком на борту. Первый космонавт, полетевший в космос. | 2 | 2 | 4 | Тест |
16 | Космонавт Николай Бударин. Презентация о космонавте. | 2 | 2 | 4 | Презентация |
17 | Космонавт Мусса Манаров. | 2 | 2 | 4 | Альбом |
18 | Женщины – космонавты. Первая женщина космонавт В. Терешкова. | 2 | 2 | 4 | Выставка |
19 | Светлана Совицкая – женщина, вышедшая в космос. | 2 | 2 | 4 | Альбом |
20 | Подготовка к зачету юных космонавтов | 4 | 2 | 6 | Зачет |
27 | Космодромы. Создание презентаций о космодромах. | 2 | 3 | 5 | |
28 | МКС. Запуск первой МКС. | 2-1 | 2 | ||
29 | Прославленные отечественные летчики. Просмотр видеофильмов. | 2 | 2 | 4 | Опрос |
30 | Роль Чувашии в развитии Отечественной авиации | 3 | 3 | Опрос | |
31 | Подготовка и проведение итогового зачетного сбора. | 2 | 2 | 4 | Зачет |
Всего: | 46 | 26 | 72 |
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение
- наглядные пособия;
- учебники;
- книги;
- дидактические материалы;
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- столы;
- стулья;
- компьютер.
Список литературы
- А.Г. Николаев «Дорога длиною в жизнь»
- Атлас «Человек и Вселенная» под редакцией И.В. Мучникова.
- Внешкольник №1. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2004
- Внешкольник №4. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2000
- Внешкольник №4. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2004
- Внешкольник №4. С.18-19, – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2006
- Внешкольник №8. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2002
- Завуч. Управление современной школой. – Научно-практический журнал, с.39-49, - М., №4 2007
- Завуч. Управление современной школой. – Научно-практический журнал, с.60-61, - М., №4 2007
- О.П Свистюр «Космос начинается с Земли»
- О.П Свистюр «Космос начинается с Земли», с.17. – Внешкольник №4.
– М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2005
- Образовательный программы дополнительного образования детей, выпуск 1. – М., МАКС ПРЕСС, 2006
- Республиканская программа движения отрядов юных космонавтов «Нас зовут космические дали!» (2005-2010гг.) – Чебоксары, 2005
- Республиканская программа движения отрядов юных космонавтов «Нас зовут космические дали!» (2005-2010гг.) – Чебоксары, 2005
- Энциклопедия для детей. Том 25. Космонавтика
- Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия
- Ю.Ветров «Авиация спасает жизнь»
Ю.Ветров «Авиация спасает жизнь», с.23. – Внешкольник №11. – М., ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Кружок "Юный журналист"Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельност...
Конкурсный материал "Дополнительная общеобразовательная программа Юный инспектор движения" "Фестиваль педагогического мастерства 2022"
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, от...
дополнительная общеобразовательная программа "Юные помощники леса"
программа рассчитана на 1-4 класс, 1 раз в неделю....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный Инспектор (ЮИД)»
сегодня дети ведут себя на улицах и дорогах неосторожно, выходят на проезжую часть дороги из-за деревьев, стоящих машин и других препятствий. В результате происходит дорожно-транспортное происшествие....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход" 1-4 кл....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Юный инспектор дорожного движения» для слепых и слабовидящих детей
Программа имеет социально-гуманитарную направленность, нацелена на повышение культуры поведения всех участников дорожного движения, в том числе слепых и слабовидящих, и уменьшения травматизма, социали...