Роль тьютора в классе
статья (1 класс)

Анастасия Николаевна Злотко

В данной статье, рассказывается о роли тьютера, в процессе обучения детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tyutor.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Роль тьютора в классе

 

Согласно письму Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью” общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования даннымиобучающимися.

В соответствии с разъяснениями в приложении к данному письму, специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК).

Одним из специальных условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчёта по 1 штатной единице на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ с учётом их особенностей.

В случае отсутствия в заключении ПМПК рекомендаций по организации специального сопровождения учащихся с ОВЗтьютором и (или) ассистентом, психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМП консилиум)образовательной организации может принять решение о предоставлении данных услуг:

- на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

- на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

- на постоянной основе. 

Также ПМП консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае

- положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, 

- освоения образовательной программы.

Согласно Единому квалификационному справочнику по должностям работников образования (далее ЕКС, 2019), должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, имеющим высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет. 

Таким образом, тьютор – это педагогический работник. 

Согласно ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее Закон об образовании) "педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности".

Закон об образовании не конкретизирует понятие "педагогический работник", но из приведённого определения ясно, что педагогическим работником, является учитель.

Таким образом, тьютор – это учитель.

Исходя из вышесказанного, на классе, где есть обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в специальных условиях для получения образования, работает два учителя. 

Основным педагогом является учитель класса, который ведёт процесс обучения, отслеживает динамику обучения учащихся, учебную нагрузку, подбирает методики и пишет учебныепрограммы. 

Тьютор выступает в роли второго педагога на классе. Основной задачей которого является оказание помощи учащемуся с ОВЗ (учащимся) в освоении данных программ, а учителю – в их написании и реализации. Тьютору необходимо понимать, каким образом строится образовательный процесс, что входит в содержание уроков и  какой вид помощи в соответствии с программой ему необходимо оказать учащемуся с ОВЗ. 

Учителю в свою очередь необходимо оценивать уровень нагрузки и помощи, который нужен учащимся с ОВЗ, чтобы совместно с тьютором понять, кому необходима помощь, в каком объёме и как часто.

Сотрудничество между тьютором и учителем - основной фактор успеха в освоении образовательной программы учащимися с ОВЗ.

Если учитель на классе обладает опытом в работе сучащимися с ОВЗ, то он выполняет роль куратора и наставника в передаче данного опыта тьютору. 

Например, освоение «графомоторных навыков». Если ученик не в состоянии на момент прихода в школу держать ручку и писать ею, то первоочерёдной задачей первого года обучения является подготовка руки ребёнка к данному процессу. Это возможно через изо-деятельность, где требуется активное участие пальцев, чередование напряжения и расслабления кисти. Одним из примеров может послужить «выполнение пластилиновыми мазками рисунка на картоне» (пластилин должен быть мягким, подготовленным к работе), работа с глиной, лепка из солёного теста. Т.е. та часть класса, которая может писать по инструкции учителя или с образца, пишет, а ученик, испытывающий сложности в удержании ручки или карандаша в руках, с помощью тьютора готовит руку к письму. Данная работа проходит под руководством учителя класса.

Если и учитель, и тьютор (второй учитель) только начинают работать с особой категорией детей, то их сотрудничество строится на совместном поиске методов и подходов, которые помогут учащемуся овладеть знаниями. Педагоги делятся информацией, принимают совместное решение о введении методики для учащегося, нуждающегося в специальных образовательных условиях, и используют её.

Например, большая часть детей с РАС в период адаптации вшколе нуждаются в создании единого режима обучения и тяжело переносят перемены. Для создания комфортной ситуации в моменты переходов или незапланированных событий может использоваться «Методика визуального расписания», т.е. расписания уроков или последовательности выполнения заданий во время урока в форме картинок, фотографий, либо рисунков, доступных для понимания ребёнка с ОВЗ. Учитель может использовать визуальное расписание как для всего класса, так и индивидуально для учащегося с ОВЗ. Если визуальное расписание в картинках предназначено только для одного учащегося, то тьютор находится рядом и помогает с помощью него соотнести инструкцию учителя с визуальным образом на картинке и выполнить задание. И тьютору, и учителю необходимо понимать принцип и особенности работы с методикой, чтобы грамотно ею пользоваться и способствовать успешному освоению ребёнком образовательной программы.

В ситуации, когда тьютор владеет дополнительными средствами передачи знаний от учителя к ученику, например, использует жестовою речь, либо карточки PECS или «Макатон», но не владеет методикой преподавания предмета, происходит обмен знаниями между педагогами. Учитель объясняет, каким образом и в какой последовательности следует преподавать предмет, а тьютор обучает как, в какой форме и с помощью каких средств  это лучше преподнести учащемуся с ОВЗ. Возможность получать знания доступным для ребёнка способом повышает уровень и качество его знаний, давая больше возможностей для дальнейшего получения образования.

Исходя из вышесказанного, наличие тьютора, т.е. второго учителя на классе, является не только специальным условиемдля получения образования данным обучающимся, но и улучшением качества оказываемого ему образования. Учитель класса, имея помощь второго педагога, получает возможность охватить в своей работе всех детей, в том числе и учащихся с ОВЗ, доказывая этим «право каждого на образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РП тьютора 4 класс

Программам индивидуального тьюторского сопровождения + Программы внеурочных занятий 4 класс...

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...

Эссе "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"

Представленный материал содержит эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"....

Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Рассуждение на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...

Роль тьютора в обучении детей с ОВЗ

В инклюзивном образовании большая роль отводится тьютору-специалисту, который создает условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду....

Роль тьютора в инклюзивном образовании

Для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является нали...

Роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.

В данной статье рассматриваются роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра, тьюторское сопровождение, отмечается важность работы тьютора на этапе н...