Роль тьютора в обучении детей с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В инклюзивном образовании большая роль отводится тьютору-специалисту, который создает условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tyutora.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместны.
Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.
Ребенок в своем развитии -не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Это значит, что тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним.
Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например – в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.
Тьютор – это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка. В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо.
Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.
Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.
Участие тьютора в жизни ребенка с ОВЗ осуществляется непродолжительное время, по мере развития его самостоятельности участие постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с учителями, педагогами.
Эффективное достижение целей тьюторской деятельности в образовательной организации возможно при создании условий для:
- успешного обучения ребенка с ОВЗ;
- успешной его социализации;
- максимального раскрытия потенциала его личности.
Успешность включенности ребенка в образовательное пространство зависит от развития у него:
- когнитивной (познавательной) сферы: компетенций/ знаний и навыков;
- коммуникативной сферы: умения общаться;
- эмоциональной сферы: психологической адаптации к образовательной деятельности в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в образовательной среде;
- самостоятельности.
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Существуют общие этапы индивидуального тьюторского сопровождения:
- сбор информации о ребенке;
- анализ полученной информации и собственные наблюдения;
- совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;
- решение поставленных задач;
- анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.
ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
По причине неоднородности категории детей с ОВЗ уровень сопровождения и задачи сопровождения таких детей в образовательной организации также будут различными. Дети с ОВЗ очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной, доброжелательной, ритмичной обстановке. Им требуются особые методики преподавания и адаптация учебного материала, особая организация образовательной деятельности в связи с учетом особенностей развития:
– специфика восприятия (позднее включение, рассеянность внимания, проблемы с запоминанием и т.п.), снижение памяти и внимания, нарушение волевой регуляции;
– нарушение работоспособности (астенические проявления, неравномерность, перепады), истощаемость психических процессов;
– недостаточность знаний и представлений об окружающем мире;
– отсутствие бытовых навыков (неумение манипулировать школьными инструментами, неопрятность и др.);
– физические особенности (дефекты зрения, слуха, невозможность долго находиться в сидячем положении, пониженный/повышенный мышечный тонус и т.п.);
– особенности поведения, эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка; иждивенческие установки; повышенная эмоциональная привязанность к родителям (значимому взрослому).
В целом у всех детей с ОВЗ снижены характеристики по скорости, точности и полноте восприятия, им нужно больше времени на то, чтобы понять инструкции и выполнить их.
Для всех детей, а для обучающихся с ОВЗ особенно, крайне важна похвала, положительная оценка достижений и успехов, прорисовка положительной перспективы, повышение самооценки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ФОРМЫ ИХ ФИКСАЦИИ
Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:
- адаптация обучающегося к образовательной среде, изменение егоповедения;
- развитие коммуникативных способностей обучающегося;
- динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося.
Фиксация результатов работы тьютора отражается в портфолио обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора.
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. "Родительское собрание" Роль родителей в обучении детей""
Первое родительское собрание в первом классе...
Роль семьи в обучении детей младшего школьного возраста
Семья и школа. Проблемы взаимодействия. Основные способы ее решения....
Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"
В представленной презентации и статье к ней, предложенной для учителей начальных классов, имеющих в своих классах детей с ОВЗ, показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...
Роль учителя при обучении детей с ОВЗ
Выступление на пед.совете...
Роль тьютора в классе
В данной статье, рассказывается о роли тьютера, в процессе обучения детей с РАС....
Методические разработки учителей начальных классов играют ключевую роль в успешном обучении детей.
Методические разработки учителей начальных классов играют ключевую роль в успешном обучении детей. Они помогают структурировать учебный процесс, сделать его интересным и доступным для каждого ученика....