Программа дополнительного образования "Волшебство фоамиран"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Мария Павловна Кудашкина

Программа "Волшебство фоамирана" разработана в рамках федерального проекта "Успех каждого ребёнка". Проект реализуется на базе Братского педагогического колледжа с целью развития у детей 9-13 лет интереса к творческой деятельности и освоениями ими технических навыков обработки фоамирана (вырезание, склеивание, преобразование формы, окрашивание и пр.). В рамках программы дети учатся работать по готовым выкройкам, шаблонам, а так же самостоятельно разрабатывают идеи выполнения своих работ. Осваивают технику безопасности при работе с электрическими приборами (утюг, клей-пистолет). Участвуют в выставках и конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_volshebstvo_foamirana.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

Принята на заседании

научно- методического совета

Протокол № 06 от "08" июня 2020 года

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности

«Волшебство фоамирана»

Возраст обучающихся: 9-13 лет Срок реализации: 4 месяца (36 часа)

Автор - составитель: Кудашкина Мария Павловна,

преподаватель профессиональных дисциплин

г. Братск, 2020г

Пояснительная записка

В современном образовании в центре внимания находится личность ребенка и её потенциал. С развитием науки и техники появляется большое количество новых материалов для творчества, новых прикладных технологий, вызывающих интерес у детей. Очень важно, чтобы каждый ребёнок смог найти себе занятие по душе, освоить практические и технические навыки необходимые для успешного выполнения этого занятия и раскрыть свои творческий возможности в нём. Стать успешным. Понимание ребёнком того, что его увлекает творческая деятельность, поможет ему легче определиться со своей будущей профессией, понять, что современные и красивые вещи по силам выполнить каждому, осознать, что творчество приносит радость.           Программа построена с учетом стремления обучающихся к открытиям, в том числе познанию направлений и технологий в современном декоративно-прикладном искусстве. Приобщение детей к искусству, к умению самостоятельны выполнять своими руками творческие работы будит в детях стремление к прекрасному, развивает мыслительные процессы: аналитическое мышление, творческое мышление, умение планировать свою деятельность; такие черты характера как усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, формируется потребности в трудовой деятельности.  Таким образом формируется личностный стержень, который позволит ребёнку быть успешным и в учебной, и в творческой деятельности, приводит к гармоничному и целостному развитию обучающихся.

 Фоамиран востребованный и современный материала.  Фоамиран (пластичная замша или резина) имеет самые невероятны и разнообразные расцветки, податлив, легко склеивается и тянется, сохраняет новую форму при нагревании.  Он безопасен и экологичен. Не боится воды и пыли, легко окрашивается. Он располагает к творчеству.  Из него легко можно выполнить яркие, интересные, эстетичные и функциональные изделия – от бусин до кукол. Эти изделия современны, разнообразны и доступны для детей в изготовлении. Но самостоятельно выполнить дети их не смогут, необходимо руководство опытного педагога, для того чтобы освоить основные технические навыки, основы безопасной работы

            Отличительной особенностью данной программы является: использование разнообразного наглядного и раздаточного материала: шаблоны, выкройки, разнообразие образцов изделий по каждой теме, видеотека детского объединения.

 Занятия проходят в основном в форме практической творческой деятельности. В основе обучения:

- Принцип от простого к сложному

- Систематичность занятий

 - Применение репродуктивных методов обучения в сочетании с творческо-поисковыми, когда дети учатся самостоятельно творчески оформлять изделие или же создавать новое, применяя полученные ранее навыки, тем самым формируя компетентности подход в работе с фоамираном.  

Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания гармоничной, духовно-нравственной, творческой личности, развития её индивидуальных способностей.

        Цель программы: Развитие интереса к художественному творчеству, развитие способностей, обучающихся посредством самовыражения через изготовление поделок и изделий.

Задачи программы: 

Обучающие:

  • Познакомить с техникой выполнения и основными алгоритмами работ из фоамирана различной толщины, правилами раскроя (выкройки, лекало и от руки) и склеивания.
  • Познакомить с правилами работы с утюгом, пистолетом для горячего клея и различными инструментами.
  • Учить методам самостоятельного конструирования игрушек и сувениров

Развивающие:

  • развивать личностные качества (активность, любознательность, внимание, память, восприятие, образное мышление) и творческие способности;
  •  развивать у обучающихся мелкую моторику рук, чувство гармонии и красоты.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность, стремление к саморазвитию.

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 9-13 лет. Формирование групп происходит по желанию на свободной основе. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к обучающимся.

Срок реализации программы – 4 месяца.

Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа (первый год обучения). Дальнейшее обучение можно проводить 2 раза в неделю по 3 часа (второй год и третий год обучения). Через каждые 45 минут делается перерыв.

Формы занятий: индивидуальные (каждый обучающийся выполняет индивидуальную работу, пользуясь консультацией и помощью педагога); групповые (дети объединяются в группы, в которых взаимодействуют друг с другом, а также используется для выполнения коллективных работ).

Методы занятий: словесный (устное изложение темы, пояснение, вопросы, беседа); наглядный (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, фотографий готовых изделий, образцов изделий); практический (овладение техниками и приемами работы, приобретение навыков); частично-поисковый (после освоения основ техники лепки, обучающиеся сами должны придумать композицию и выбрать стиль работы. Программа состоит из основного раздела, изучение которого, в основном, осуществляется на практических занятиях, в рамках которых осуществляется закрепление знаний и умений необходимых для изготовления изделий из фоамирана.  

Принципы построения программы:

  • от простого к сложному;
  • личностно-ориентированный подход;
  • воспитывающая и развивающая направленность;
  • активность и самостоятельность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Техническое оснащение: оборудование (столы, стулья, электроплита); инструменты (канцелярские ножи, плоскогубцы, круглогубцы, зубочистки, ножницы, утюги, пистолеты для горячего клея); материалы (фоамиран различной толщины, флористическая проволока, бусины, бисер, фурнитура для бижутерии, влажные салфетки и т.д.).

Условия реализации программы. Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста, имеющих практическую значимость. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривания помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Ожидаемые результаты: 

  • Обучающиеся демонстрируют стойкий интерес к работе с фоамираном как во время занятий, так и в свободное время;
  • применяют все приемы и техники работы с фоамираном;
  • рассказывают о последовательности своей работы, отвечая на вопросы педагога;
  • демонстрируют умение пользоваться инструментами;
  • создавать гармоничные цветовые решения;
  • самостоятельное создание интересных, красивых и декоративных предметов из фоамирана разной величины;
  • приобретение художественного вкуса, развитие фантазии и воображения.

Способы определения результативности.

Для определения результативности в течение учебного года между обучающимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в выставках, что позволяет выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику. Позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативность выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами и благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома.

Методическое обеспечение рабочей программы. Методическое обеспечение образовательной программы «Волшебство фоамирана» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся 9-13 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется образным мышлением. Следовательно, обучающиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При соблюдении логики, обучающиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование всё же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Учебный план

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Украшения для волос

4

1

3

Представление и защита проектов

2

Украшения для интерьера

12

4

8

Представление и защита проектов

3

Важные мелочи

10

1

9

Представление и защита проектов

4

Новогодний декор

10

1

9

Выставка работ

Итого:

36

7

29

Календарный учебный график

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

Форма контроля

1.

Введение. Материаловедение.

Бантики. Выкраивание деталей.

Теоретическое занятие

2

Устный опрос

2

Бантики. Крепление к заколкам и резинкам

Практическое занятие

2

Пед.наблюдение

3

Сложные бантики на резинке

Практическое занятие

2

Презентация моделей

4

Карандашница. Выполнение выкроек

Теоретическое + практическое

2

Пед.наблюдение

5

Карандашница. Сборка и декорирование

Практическое занятие

2

Презентация моделей

6

Открытка «Хорошее настроение»

Практическое занятие

2

Презентация моделей

7

Корзиночка для мамы. Выполнение основы

Теоретическое + практическое

2

Пед.наблюдение

8

Корзиночка для мамы. Декорирование

Практическое занятие

2

Презентация моделей

9

Букет фиалок. Выкраивание и сборка цветов

Теоретическое + практическое

2

Пед.наблюдение

10

Букет фиалок. Оформление основы и сборка композиции

Практическое занятие

2

Презентация моделей

11

Кошелек

Практическое занятие

2

Пед.наблюдение

12

Пенал

Практическое занятие

2

Презентация моделей

13

Игрушка на елку: балеринка подготовка выкроек и основных деталей

Теоретическое + практическое

2

Пед.наблюдене

14

Игрушка на елку: балеринка

Сборка, оформление

Практическое занятие

2

Презентация моделей

15

Магнит на холодильник «Бычок»

Практическое занятие

2

Пед.наблюдение

16

Елочка новогодняя. Выполнение основы

Теоретическое + практическое

2

Пед.наблюдение

17

Елочка новогодняя. Сборка и декорирование

Практическое занятие

2

Презентация моделей

18

Организация выставки работ

Практическое занятие

2

Презентация моделей

Содержание учебного курса

Тема 1. Введение. Материаловедение. Бантики. Выкраивание деталей.

Теоретическая часть. Правила техники безопасности при работе с острыми

инструментами и приспособлениями. Свойства материала. Основные секреты работы с фоамираном.

Практическая часть. Диагностическая работа по определению у детей уровня владения техническими навыками (ножницы, карандаш, шаблон) – подготовка шаблонов для выполнения бантиков. Особенности работы с фоамираном разной толщины. Вырезывание.

Тема 2. Бантики. Крепление к заколкам и резинкам

Теоретическая часть. Технология изготовления резинки и заколки для волос. Способы крепления бантика к резинке и заколке.

Практическая часть. Создание объёмных бантиков, крепление.

Тема 3. Сложные бантики на резинке или заколке

Теоретическая часть. Работа со сложными шаблоном. Вырезывание. Крепление на основу.

Практическая часть. Использование дополнительных деталей для декорирования: украшения, фатин, стразы. Создание сложных композиций.

Тема 4. Карандашница. Выполнение выкроек

Теоретическая часть. Основные алгоритмы выполнения карандашницы, работа с клеем (Титан, ПВА) и ножницами.

Практическая часть. Разработка эскиза карандашницы. Подготовка выкроек  деталей, оклеивание основы (металлическая банка)

Тема 5. Карандашница. Сборка и декорирование

Теоретическая часть. Цветовые сочетания в готовом изделии.

Практическая часть. Создание полу объёмной аппликации на основе, декорирование.

Тема 6. Открытка «Хорошее настроение»

Теоретическая часть. Технология выполнения открытки, работа с эскизом, подготовка фона.

Практическая часть. Подготовка деталей, построение композиции, оформление работы фломастерами.

Тема 7. Корзиночка для мамы. Выполнение основы

Теоретическая часть. Знакомство с технологией выполнения оъемных декоративных изделий. Подбор материала по толщине, по цветовой гамме.

Практическая часть. Изготовление корзинки. Использование шаблонов и клеевого пистолета (клея Титан, ПВА).

Тема 8. Корзиночка для мамы. Декорирование

Теоретическая часть. Особенности окрашивание фоамирана: рисование контуром, тонирование маркером контура подставки корзинки, цветов на ручке.

Практическая часть. Выполнение элементов декора (бантики, цветы

Тема 9. Букет фиалок. Выкраивание и сборка цветов

Теоретическая часть. Изучения строения цветов. Технология работы с флористической проволокой,  фоамираном на утюге. Шаблоны.

Практическая часть. Создание цветков фиалки на проволоке. Работа с утюгом.

Тема 10. Букет фиалок. Оформление основы и сборка композиции.

Теоретическая часть. Способы выполнения основы для букета (на основе капсулы от киндер-сюрприза, оазиса флористического, утеплителя), крепление букета.

Практическая часть. Выполнение основы для букета, декорирование (шпагатом, креп-бумагой). Работа с горячим клеем, клеем Титан.

Тема 11. Кошелек

Теоретическая часть. Технология выполнения кошелька, работа с дыроколом. Подбор материала по цветовой гамме.

Практическая часть. Разработка эскиза оформления изделия. Выполнение выкройки, подготовка отверстий. Сборка кошелька, украшение.

Тема 12. Пенал

Теоретическая часть. Обсуждение эскизов пенала, способов выполнения. Подбор идей для выполнения оформления (аппликации с эффектом объёма), способы тонирования.

Практическая часть. Выполнение работы по разработанному алгоритму.

Тема 13. Игрушка на елку: балеринка подготовка выкроек и основных деталей

Теоретическая часть. Создание полу объёмной композиции. Обработка

тыльной стороны, подбор цветового решения.

Практическая часть. Работа с шаблонами, вырезание мелких деталей, сборка

Тема 14. Игрушка на елку: балеринка. Сборка, оформление

Теоретическая часть. Использование нетканого материала (сетка) в декоре. Технология выполнения работы, использование швейных игл, простейшие швы.

Практическая часть: подбор материалов по цветовому сочетанию, выполнение оформления сеткой и тесьмой, декорирование стразами, полу бусинами, крепление петельки

Тема 15. Магнит на холодильник «Бычок»

Теоретическая часть. Создание полу объёмной композиции. Работа с утюгом. Подготовка мелких деталей. Способ крепления магнита.

Практическая часть: Выполнение поделки, оформление элементами декора.

Тема 16. Елочка новогодняя. Выполнение основы.

Теоретическая часть. Подготовка основы-конуса из картона, тонирование  основы, оклеивание крепбумагой.

Практическая часть. Построение выкройки основы ёлки. Выполнение основы, подготовка к дальнейшей работе.

Тема 17. Особенности выполнения деталей на  основе лент из фоамирана.  Практическая часть. Подготовка лент. Выполнение множественных надрезов Обработка деталей на утюге. Фиксирование на основе, декор готового изделия.

Тема 18. Выставка работ

Теоретическая часть. Подведение итогов. Самооценка. Особенности организации выставки.  

Практическая часть. Организация выставки детских работ. Встреча с родителями

Список использованной литературы:

1. Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. — «Феникс», Ростов-на- Дону: 2011

2. Дубровская Ю. «Цветы из фоамирана» - Москва 2015г.

3. Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана- «Формат-М», 2015

Список рекомендуемой учебной литературы:

1. Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.

2. Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков.

— «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011.

3. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.

4. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик — «Феникс», 2015.

5. Герасимова Е.Е Брошь-букеты: красота в деталях — «Феникс»,2015.

6. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты волшебства Царицы Музыки

Познавательное музыкальное занятие...

Игра-путешествие "Труд - это волшебство"

Игра - путешествие с  элементами театрализации "Труд - это волшебство"  -- как итоговое занятие в обьединении, по работе с бумагой (аппликация, оригами, бумагопластика и др.). Для детей млад...

Методическая разработка 2класс на тему: «Знаменитая школа волшебства Хогвартс» -внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

На этом занитии учащиеся закрепляют знания полученные на уроках математике, русского языка, литературного чтения. Узнают для чего нужна математика и громатика. Отгадывают загадки,  кроссворды, ребусы,...

"Волшебство помогает, но не всегда"

Ежегодно, начиная с 1943 г., в нашей стране проводится Неделя детской и юношеской книги. Впервые "Книжкины именины"  были проведены по инициативе Льва Кассиля. Он и дал Неделе детской и юношеской...

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

Волшебство бывает не только в сказках

Дети должны верить в силу волшебства. Я учу своих учеников, тому что любое волшебство возможно, стоит только захотеть. Всё в наших руках и чудеса живут рядом!...

Программа дополнительного образования Волшебство кукольного театра

Программа культурологической направленности «Я - исследователь» разработана на основе программы «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова. Содерж...