Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Истоки»
(духовно-нравственное направление)
для 3 класса «Б»
2021/2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от 21.05.2021г. № 5 | Согласовано Заместитель директора по УР _______ С.В. Бондаренко от 04.06.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Излучинская ОНШ» __________Е.В.Шагвалеева Приказ от 04.06.2021 г. № 343 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Истоки»
(духовно-нравственное направление)
для 3 класса «Б»
2021/2022 учебный год
Составитель:
Михайлова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
пгт. Излучинск
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Истоки» духовно-нравственного направления для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НООПриказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: развивать у обучающихся духовно – нравственные ценности, накапливать социокультурный опыт, развивать навыки общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Задачи программы:
⮚освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
⮚ оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
⮚ личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
⮚развитие мотивации к саморазвитию;
⮚введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Активные формы проведения занятий:
⮚ресурсный круг;
⮚ресурсный круг с делегированием;
⮚работа в паре;
⮚работа в микрогруппе;
⮚работа в четверке.
⮚теоретические (беседа, анализ ситуации, работа с материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал));
⮚ практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).
Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги».
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради обучающиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Основные методы и технологии:
⮚технология обучения в сотрудничестве;
⮚проблемное обучение;
⮚моделирующая деятельность;
⮚поисковая деятельность;
⮚информационно-коммуникационные технологии;
⮚здоровьесберегающие технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
- Планируемые результатыосвоения курса
Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются формирование следующих умений:
⮚ активное освоение духовно-нравственных ценностей нашего общества;
⮚ целостное восприятие окружающей социальной жизни;
⮚самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
⮚ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Истоки»
является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
⮚формулировать и удерживать учебную задачу;
⮚составлять план и последовательность действий;
⮚ выполнять учебные действия;
⮚сравнивать способ действия и его результат с эталоном;
⮚вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
⮚выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
⮚устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели;
⮚определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
⮚высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
⮚работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь).
Познавательные УУД:
⮚делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
⮚добывать новые знания;
⮚извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
⮚наблюдать и делать самостоятельные выводы;
⮚поиск и выделение необходимой информации;
⮚перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста;
⮚ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;
⮚находить нужную дидактическую иллюстрацию;
⮚работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью);
⮚ сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
Коммуникативные УУД:
⮚видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них;
⮚ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь;
⮚договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
⮚формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;
⮚донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
⮚слушать и понимать речь других;
⮚учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование базового социокультурного ряда.
Ожидаемые результаты:
⮚формирование системы духовно-нравственных ценностей;
⮚развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
⮚приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
⮚умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
⮚расширение кругозора и словарного запаса.
⮚освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.
Содержание занятий в третьем классе
Вера (10 часов)
ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.
ВЕРНОСТЬ-преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу? Нарушать клятву-веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду»? Честное дело не таится.
Честь и хвала-награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Надежда (9 часов)
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие иразногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь(9 часов)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь-добро. Любовь-единство.
Любовь-дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в поступке, отречение от зла.
Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
София(6 часов)
УМДАРАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬИВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.
ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины.
Слово истины. Истина в деле. Истовость. Истина в образе. Путеводный образ.
ЗНАНИЕИМУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София-премудрость. Почему Вера, Надежда и любовь - родные сестры
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.
Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность.
Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность.Искренность.
Главными целями курса в 3-м классе являются:
- освоение социокультурных категорий Вера, Надежда, Любовь,София;
- развитие социокультурного опыта присоединения к истокам духовности и нравственности;
- развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовные и душевныеначала);
- формирование ощущения этнического и социокультурного родствас
окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Планируемые результаты освоения курса в 3 классе:
- освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды иЛюбви.
Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
- раскрыть их смысл в соответствии с контекстомупотребления;
- уметь правильноиспользовать их в своейречи;
- использовать их при организации самостоятельных видовдеятельности.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опытаребенка;
- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- умение вести продуктивный диалог исотрудничать;
- расширение кругозора и словарногозапаса.
- освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. ЧестноеСлово.
Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги.Мир
Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.
- Календарно – тематическое планирование по курсу«Истоки»
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
ВЕРА | ||||
1 | Вводный урок | 1 | ||
2 | Чему доверяет сердце. | 1 | ||
3 | Во что верует душа. | 1 | ||
4 | Верность- знак веры. | 1 | ||
5 | Верность в слове и деле. | 1 | ||
6 | Правда | 1 | ||
7 | Где живёт правда. | 1 | ||
8 | Честь. | 1 | ||
9 | Светлая душа подвигом жива. | 1 | ||
10 | Обобщение по разделу «Вера» | 1 | ||
НАДЕЖДА | ||||
11 | Надежда. | 1 | ||
12 | Надежда. | 1 | ||
13 | Согласие. | 1 | ||
14 | Согласие и красота. | 1 | ||
15 | Терпение и умение. | 1 | ||
16 | Терпение и спасение. | 1 | ||
17 | Послушание. | 1 | ||
18 | Послушание совести и закону. | 1 | ||
19 | Обобщение по разделу «Надежда» | 1 | ||
ЛЮБОВЬ | ||||
20 | Любовь к ближнему. | 1 | ||
21 | Любовь. | 1 | ||
22 | Милосердие в деле. | 1 | ||
23 | Милосердие в слове. | 1 | ||
24 | Доброта. | 1 | ||
25 | Доброта – образ любви. | 1 | ||
26 | Раскаяние. | 1 | ||
27 | Покаяние и любовь. | 1 | ||
28 | Обобщение по разделу «Любовь» | 1 | ||
СОФИЯ | ||||
29 | Ум да разум. | 1 | ||
30 | Святые Кирилл и Мефодий. | 1 | ||
31 | Истина. | 1 | ||
32 | Истина в образе и деле. | 1 | ||
33 | Знания и мудрость. | 1 | ||
34 | Обобщение по разделу «София». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...