Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Истоки»

 (духовно-нравственное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено

на педагогическом совете школы

Протокол от 21.05.2021г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

от 04.06.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

__________Е.В.Шагвалеева

Приказ

от  04.06.2021 г. № 343

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Истоки»

 (духовно-нравственное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

Составитель:

Михайлова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Истоки» духовно-нравственного направления  для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НООПриказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы: развивать у обучающихся духовно – нравственные ценности, накапливать социокультурный опыт, развивать навыки общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

Задачи программы:

⮚освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

⮚  оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

⮚   личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

⮚развитие мотивации к саморазвитию;

⮚введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Активные формы проведения занятий:

ресурсный круг;

ресурсный круг с делегированием;

работа в паре;

работа в микрогруппе;

работа в четверке.

⮚теоретические (беседа, анализ ситуации, работа с материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал));

⮚ практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).

Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги».

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради обучающиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Основные методы и технологии:

⮚технология обучения в сотрудничестве;

⮚проблемное обучение;

⮚моделирующая деятельность;

⮚поисковая деятельность;

⮚информационно-коммуникационные технологии;

⮚здоровьесберегающие технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Планируемые результатыосвоения курса

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются формирование следующих умений:

   активное освоение духовно-нравственных ценностей нашего общества;

   целостное восприятие окружающей социальной жизни;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

   в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Истоки»

является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать учебную задачу;

составлять план и последовательность действий;

   выполнять учебные действия;

сравнивать способ действия и его результат с эталоном;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели;

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь).

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

добывать новые знания;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

наблюдать и делать самостоятельные выводы;

поиск и выделение необходимой информации;

перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста;

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;

находить нужную дидактическую иллюстрацию;

работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью);

 сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

Коммуникативные УУД:

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них;

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование базового социокультурного ряда.

Ожидаемые результаты:

⮚формирование системы духовно-нравственных ценностей;

⮚развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

⮚приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

⮚умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;

⮚расширение кругозора и словарного запаса.

⮚освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.

  1. Содержание занятий в третьем классе

Вера (10 часов)

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ-преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу? Нарушать клятву-веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду»? Честное дело не таится.

Честь и хвала-награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

Надежда (9 часов)

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие иразногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.

ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Любовь(9 часов)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь-добро. Любовь-единство.

Любовь-дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в поступке, отречение от зла.

Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

София(6 часов)

УМДАРАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬИВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.

ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины.

Слово истины. Истина в деле. Истовость. Истина в образе. Путеводный образ.

ЗНАНИЕИМУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София-премудрость. Почему Вера, Надежда и любовь - родные сестры

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.

Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность.

Милость        в        сердце.        Доброжелательность.        Раскаяние.        Размышление.        Знание. Вразумление. Подлинность.Искренность.

Главными целями курса в 3-м классе являются:

  • освоение социокультурных категорий Вера, Надежда, Любовь,София;
  • развитие социокультурного опыта присоединения к истокам духовности и нравственности;
  • развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовные и душевныеначала);
  • формирование ощущения этнического и социокультурного родствас

окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

Планируемые результаты освоения курса в 3 классе:

  • освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знание и мудрость. Единство Веры, Надежды иЛюбви.

Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

  • раскрыть их смысл в соответствии с контекстомупотребления;
  • уметь правильноиспользовать их в своейречи;
  • использовать их при организации самостоятельных видовдеятельности.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опытаребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог исотрудничать;
  • расширение кругозора и словарногозапаса.
  • освоение первичных базовых социокультурных ценностей: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. ЧестноеСлово.

Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги.Мир

Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.

  1. Календарно – тематическое планирование по курсу«Истоки»

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

ВЕРА

1

Вводный урок

1

2

Чему доверяет сердце.

1

3

Во что верует душа.

1

4

Верность- знак веры.

1

5

Верность в слове и деле.

1

6

Правда

1

7

Где живёт правда.

1

8

Честь.

1

9

Светлая душа подвигом жива.

1

10

Обобщение по разделу «Вера»

1

НАДЕЖДА

11

Надежда.

1

12

Надежда.

1

13

Согласие.

1

14

Согласие и красота.

1

15

Терпение и умение.

1

16

Терпение и спасение.

1

17

Послушание.

1

18

Послушание совести и закону.

1

19

Обобщение по разделу «Надежда»

1

ЛЮБОВЬ

20

Любовь к ближнему.

1

21

Любовь.

1

22

Милосердие в деле.

1

23

Милосердие в слове.

1

24

Доброта.

1

25

Доброта – образ любви.

1

26

Раскаяние.

1

27

Покаяние и любовь.

1

28

Обобщение по разделу «Любовь»

1

СОФИЯ

29

Ум да разум.

1

30

Святые Кирилл и Мефодий.

1

31

Истина.

1

32

Истина в образе и деле.

1

33

Знания и мудрость.

1

34

Обобщение по разделу «София».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...