История моей семьи: опыт проектной деятельности в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Писарева Елена Вячеславовна

История моей семьи: опыт проектной деятельности в начальной школе. Статья в "Камчатский педагогический вестник", №1 (25), 2022 

Представлен опыт проектной деятельности в начальной школе, напраленной на решение обучающимися задач исследовательско-творческого характера плд руководством педагога  и поддержке родителей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_moey_semi.docx460.7 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Писарева

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ: ОПЫТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Представлен опыт проектной деятельности в начальной школе, направленной на решение обучающимися задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога и поддержке родителей.

Ключевые слова: Родина, проект, семья, история, память, младший школьник

Писарева Елена Вячеславовна

Учитель начальных классов высшей категории, МБОУ «Лицей № 21», г. Петропавловск-Камчатский

Pisareva Elena

Е-mail: pisareva-kam@mail.ru

Одной из основных проблем современного образования является развитие самостоятельного мышления ребенка, его способности не только усваивать передаваемые взрослыми (родителями, педагогами) знания, но и уметь анализировать эти знания, обобщать их и применять на практике. Поэтому проектная деятельность, как педагогический метод, стала одной из наиболее востребованных в педагогике последних десятилетий.

Главной целью проектной деятельности является создание уникального «образовательного продукта», который разработали участники проекта. Главная педагогическая цель такого проекта — формирование различных компетенций – умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности. Проектный метод также предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

На протяжении многих лет защита проектов является одной из форм годовой итоговой аттестации учащихся старших классов МБОУ «Лицей №21». Выполнение проектов в начальной школе можно рассматривать как введение младших школьников в самостоятельную проектную деятельность. При этом вся деятельность детей этого возраста вполне может рассматриваться как проектная: ребенку младшего школьного возраста присуще желание узнавать новое, активно исследовать окружающий мир, создавать собственную картину мира. Это значительно облегчает знакомство детей с такими понятиями, как исследование, новизна, результат и т.д. Однако в связи с возрастом обучающихся отличительной особенностью проектной деятельности в начальной школе является вовлеченность в эту работу родителей.

В начальной школе проектная деятельность начинается по всем предметам с первого класса. В учебниках «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык» есть разделы «Наши проекты», включающие в себя загадки, пословицы, знакомство с цифрами и буквами и т.д. Предмет «Окружающий мир», к примеру, содержит темы «Моя малая родина», «Моя семья», «Профессии моих родителей». Во втором-четвертом классах по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык» и «Литературное чтение» также есть такие проекты. На этом этапе проекты выбираются учителем и в первом классе являются чаще индивидуальными, во втором, третьем и четвертом классах – могут быть групповыми или коллективными.

В первом классе ребенок еще не умеет хорошо читать и писать – материал для проекта ему подбирают родители, которые также помогают и в оформлении работ. Родители вовлекаются в эту деятельность с первых дней ребенка в школе: они узнают, что такое проект, какова его цель, также учитель дает пояснения, в какой форме проект может быть выполнен – обычный альбомный лист, оформленные фотографии, «раскладушка» или слайд-шоу, если родители умеют это делать. Это может быть проект, оформленный в виде книги, или папки форматом А4 с текстом, где размещаются фотографии, рисунки и т.д.

Темы «Моя семья», «Моя Родина», раскрываются учителем в первой четверти: на уроках «Окружающий мир» и «Литературное чтение»: мы знакомимся с понятием «Родина» – это наша страна, отечество, отчизна, – даем определения, сравниваем эти слова, когда они встречаются в учебнике «Азбука», помогаем понять, в чем их схожесть и различия.

От понятия «Родина» в первом классе мы переходим к более близким для понимания ребенка понятиям – семья, род, родословная, объясняем, что такое семейное древо. Особое внимание уделяется тому, как создается семья – люди встречаются, создают семью, в ней рождаются дети, у каждого из родителей есть свои родственники, которые становятся общими для всей семьи. И именно в этот период учитель объясняет родителям, что проект «Моя семья» – уникальная возможность вовлечения в проектную деятельность родителей для их совместной  работы с детьми. Ребенку доступны вырезание, рисование, раскрашивание, чтение и заучивание текста, который готовят родители. После этого обучающиеся первых классов могут самостоятельно представлять выполненную работу перед одноклассниками.

Фото 1:Проект «Моя семья». Кирилл Подшебякин, 1 класс.

К четвертому классу дети имеют опыт выполнения  простых проектов, чаще всего индивидуальных или групповых, переходя к более сложным заданиям, когда они самостоятельно собирают материал. На этом этапе происходит работа над групповыми и коллективными проектами: кто-то приносит информацию, кто-то – иллюстрации, картинки, кто-то фотографии и, понимая, что данная  тема общая для всех  детей в группе или в классе, они совместно создают проект. Он может быть выполнен в виде презентации, газеты или коллажа из тех работ, которые обучающиеся создали,  раскрывая ту или иную тему.

В начале обучения в четвертом классе дети получают темы по новому предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» (более двадцати), они так же могут предложить свои темы, о чем хотели бы рассказать и какую тему исследовать. Темы даются обучающимся на выбор, все предметные модули курса имеют тематические «пересечения»: «Моя семья», «Добро и зло», «Моя Родина», «Честь и достоинство», «Праздники», «Традиции». Россия – многоконфессиональная  страна, и мы обязательно говорим о традициях и праздниках в семье, их сходствах или  отличительных особенностях,  а также традициях и праздниках разных народов и религий. Поэтому дети выбирают ту тему, которая им ближе, понятнее и начинают собирать необходимый материал: консультироваться с учителем, беседовать с родителями, родственниками, ходить в библиотеку. На первом родительском собрании учебного года родителям объясняется, что в четвертом классе, являющегося выпускным, проекты выполняются в виде электронной презентации: определяется тема, цель, задачи, выдвигается гипотеза, предположение и где будет собран весь материал – доказательства  той или иной гипотезы.

Если в первых-третьих классах обучающиеся чаще всего выполняют проекты в печатном или нарисованном (рукодельном) варианте, то уже четвертый класс приближает их к средней школе, где проектная деятельность ведется по всем предметам – проекты становятся более сложными по исполнению и все чаще представляются в электронном формате (презентация). Дети научены основам проектной деятельности, основные этапы которой – это сбор, анализ и отбор информации, при этом достигается понимание важности получения результата, который юные исследователи хотели показать другим, поделиться своими наработками, своими темами, которые исследовались в проектной деятельности. Обучающиеся собирают, исследуют, изучают, отбирают материал, подтверждают ту или иную гипотезу фотографиями, предметами, которые есть в семье и передаются из поколения в поколение, получая в наследство то, что является  ценностью целого рода. Дети представляют и раскрывают эти семейные ценности через проектную деятельность. Эта работа становится своеобразной «точкой перехода» в пятый класс и служит примером формирования у ребенка целостного восприятия отечественной истории и культуры через изучение, в том числе, традиций и истории своей семьи. Лучшие проекты каждого модуля (православие, мировые религиозные культуры, светская этика), которые оценивают как учителя, так и обучающиеся, выходят на конкурс лучших проектов класса.

Фото 2: Защита проекта «Моя семья». Илья Макрушин, 4 класс

Без родителей, без их участия в знакомстве ребенка с историей семьи, не может быть полноценной работы над проектом: родители помогают ребенку собрать материал, подсказывают, что лучше выбрать. К примеру, если выбирается тема «Моя семья», в которой выстраивается семейное древо рода, ребенок не может раскрыть данную тему без интереса к истории своей семьи, без бабушек и дедушек, без родителей. Безусловно, в этом случае нет возможности прийти в библиотеку, чтобы найти нужную информацию. Именно родителями и родными для ребенка людьми история каждой конкретной семьи, ее традиции и вера передаются из поколения в поколение. Именно в семье ребенок получает первые представления о ценностях семьи, участии родных и близких в тех или иных исторических событиях страны, знакомится с профессий родителей – именно семья для ребенка самое ценное, полезное, как для его знаний и жизненного опыта, так и его дальнейшей судьбы. Об этом говорят и отзывы обучающихся и их родителей:

 «…Этот проект нужен для того, чтобы узнать своих прадедушек, прабабушек, какая я была маленькая,… я узнала, какая я маленькая в детстве была…» Даша Новожилова, 8 лет, 1 класс

«…Если объединить наши проекты, то получится одна история про наши семьи».  Ян Гумеров, 7 лет, 1 класс

«…Мне было интересно узнавать про другие семьи. Можно про проект рассказать друзьям, родственникам. Его можно хранить дома, чтобы вспоминать свою семью» Ангелина Доманова, 8 лет, 1 класс

«…Мне нравится, что ребенок с интересом втягивается в учебу. В первом классе это не всегда просто. Сын готовит проекты, переживает, старается запомнить новую информацию. Учится рассказывать о своих открытиях» Гульнара Нурисламовна Гумерова, 1 класс

«…Проект "Моя семья" послужил прекрасным примером моему сыну в том, что необходимо знать родственные связи, поддерживать семейные традиции и устои. Благодаря проекту он узнал историю нашей семьи, происхождение фамилии. Кроме этого совместная работа сблизила нас».

Наталья Михайловна Пресич, 1 класс

 «…Наш проект «Моя семья» – это совместный семейный труд и увлекательное путешествие в мир ценностей, уважения и любви. Работа была масштабная, творческая, познавательная и интересная для всей семьи».

Надежда Николаевна Гирёва, 4 класс

        Опыт проектной деятельности в начальной школе показывает, что работа над проектом стимулирует познавательную активность младших школьников, повышает их интерес к предметам, формирует нравственную и социальную позицию, создает условия для индивидуальной, групповой и коллективной  работы обучающихся разного уровня развития и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

"Опыт организации проектной деятельности в начальной школе"

Статья на тему: "Опыт оргпнизации проектной деятельности в начальной школе" В ней описаны принципы организации проектной деятельност,на основе которых сложилась моя методическая система работы над про...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Тематические рукописные книжки (опыт проектной работы в начальной школе)

Из опыта работы над рукописными тематическими книжками с учениками начальной школы...