План работы со слабоуспевающими учащимися
материал

Андриевская Ирина Анатольевна

Актуальность,пути реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_so_slabouspevayushchimi_uchashchimisya.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

План работы со слабоуспевающими обучающимися

          Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Причины неуспеваемости обучающихся:

  • 1.Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.
  • 2. Слабое развитие познавательных процессов.
  • 3. Слабое развитие навыков учебного труда.
  • 4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.
  • 5. Отрицательное отношение к учению.

Цели и задачи работы со слабоуспевающими обучающимися:

 Формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе систематической работы по предмету.

Задачи:

  • Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  • Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
  • Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
  • Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
  • Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  • Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  • Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты:

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей,

- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.      

  Основополагающие направления  и виды деятельности:

  • 1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
  • 2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
  • 3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
  • 4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

Признаки отставания - начало неуспеваемости обучающихся: 

1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4.Ученик   не   реагирует   эмоционально (мимикой   и   жестами)   на успехи и неудачи,  не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику :

1.Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

 

Меры предупреждения неуспеваемости обучающегося: 

1.Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2.Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3.Индивидуальный подход к учащемуся.

4.Специальная система домашних заданий.

5.Усиление работы с родителями.

6.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

 

Памятка для работающих с неуспевающими обучающимися: 

1.Фамилия, имя, отчество ученика.

2.Класс.

3.По каким предметам не успевает.

4.Поведение ученика.

5.Причины, которые привели к плохой успеваемости.

6.Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

7.Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

8. Сколько времени уже длится эта работа.

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1 группа

посредством содержания

2 группа

посредством организации деятельности

3 группа

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

в)   Межпредметные связи

Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

 

 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке:

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

 

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

 

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

 

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 

                                        

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля  за подготовленностью учащихся

 

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.  

При изложении нового  материала

 

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2021-2022 уч. Год

Мероприятия

Срок

Отметка о выполнении

1.

Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам.

Август

2.

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3.

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся

Сентябрь

4.

Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися. Индивидуальные консультации для родителей.

В течение учебного года.

5.

Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (  малые педсоветы, МО)

В течение учебного года.

6.

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

8.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса. 

В течение учебного года.

9.

Оказывать помощь учащимся  в учебной деятельности при подготовке домашних заданий

В течение года

10.

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

11.

Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

12.

Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего  учебного

Отчёт о работе учителя со слабоуспевающими учащимися

Май

 

 Руководитель образовательной организации:  ______________________/______________________/

(ФИО)

Выписка из аналитической справки ВШК по

работе со слабоуспевающими учащимися

МАОУ лицей №27

2021-2022 учебного года

Цель проверки: анализ результативности организации, работы педагогического коллектива школы, направленный на обеспечение успешного освоения базового уровня образования, организация урочной и внеурочной индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Методы контроля: индивидуальные беседы, проверка классных журналов, тематического и поурочного планирования, рабочей программы, рабочих и контрольных тетрадей учеников, посещение уроков.

Основополагающие документы:

1. Федеральный Закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС НОО,ФГОС ООО, ФК ГОС общего образования и среднего образования.

Основные направления и виды деятельности:

1. Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества основных умений, навыков и знаний обучающихся.

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости обучающихся и качества их обучения.

В соответствии с планом ВШК в октябре администрацией школы проведена повторная проверка работы учителей с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. В рамках этой проверки администрацией школы были посещены уроки, учителя начальных классов Андриевской И.А. Посещенные уроки показали, что учитель эффективно организует индивидуальную работу на уроке со слабоуспевающими, мотивирует учащихся к повышению уровня знаний, подходит творчески к развитию личности ребенка. Подготовленные уроки, продуманная индивидуальная работа с учащимися являются условиями повышения успеваемости учащихся. По итогам административных срезов в всех классе, где работает учитель Андриевская И.А. наблюдается положительная динамика.

Не менее важной в работе со слабоуспевающими учащимися является работа с учителями-предметниками. Основным методом являлись индивидуальные беседы с учащимися и родителями по повышению учебной мотивации. В классе проводились родительские собрания, на которых рассмотрены вопросы успеваемости, повышения качества знаний учащихся, усиления контроля со стороны родителей по подготовке к урокам.

Классные руководитель поддерживает связь с учителями-предметниками, систематически знакомит родителей под подпись с результатами выполнения диагностических работ, текущей успеваемостью по всем предметам.

Здесь необходимо отметить, что классный руководитель 2б класса Андриевская И.А.. имеют отдельную тетрадь, в которых имеются списки слабоуспевающих учащихся, графики дополнительных занятий, бесед с учащимися по вопросам успеваемости, работы с учителями-предметниками по вопросам слабоуспевающих учащихся. Андриевская И.А. своевременно информирует родителей о затруднениях возникающих в учебе обучающихся, контролирует посещение консультаций и индивидуальных занятий. Отслеживает успеваемость учащихся, поддерживает связь между родителями слабоуспевающих учеников и учителями-предметниками.

На родительских собраниях классный руководитель Андриевская И.А. уделяет внимание правильной организации режима для ученика и эффективного выполнения домашней работы.Индивидуальная работа с родителями и информирование их о результатах диагностических работ.

Учителем были обозначены пути предупреждения неуспеваемости учащихся:

1.Всесторонне повышать эффективность каждого урока.

2.Формировать познавательный интерес к учению и положительных мотивов.

3.Подходить индивидуально к учащемуся.

4.Разработать специальную систему домашних заданий.

5.Усилить работу с родителями.

Работа с родителями:

Работа с родителями по данному вопросу осуществляется через:

- проведение тематических классных собраний: общешкольное родительское собрание;

- консультирование родителей по вопросам воспитания детей, создания благоприятного микроклимата;

-своевременное уведомление родителей об успеваемости учащихся

( текущей, итоговой).

Итогом работы со слабоуспевающими учащимися, можно считать, что часть учащихся стали проявлять интерес к предмету, увеличился процент качества знаний учащихся, родители учащихся стали больше участвовать в учебной жизни своих детей.

Вывод:

 Благодаря проведённым мероприятиям педагогом можно наблюдать более высокий уровень учебной деятельности учащихся по сравнению с итогами предыдущего  учебного периода.

Подготовила зам. директора по УВР Ханхатова А.Ю.

   Руководитель образовательной организации:  ______________________/______________________/

(ФИО)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы со слабоуспевающими учащимися.

В данном материале представлен краткий план работы со слабоуспевающими учащимися во 2 классе....

план работы со слабоуспевающими учащимися

краткий план работы с учащимися...

План работы со слабоуспевающими учащимися

Ключевые моменты в организации учебного процесса со   слабоуспевающими  детьми Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные техно...

План работы со слабоуспевающими учащимися.

План работы со слабоуспевающими учащимися....

план работы со слабоуспевающими учащимися на 2014-2015 учебный год

Материал знакомит сцелью, задачами работы, ключевыми моментами, планом работы....

План работы со слабоуспевающими учащимися

Работа со слабоуспевающими учащимися...

План работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах на 2015- 2016 учебный год

Цель: принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся....