Разгадывание загадок как средство развития у детей анализа и синтеза
статья (1 класс)

Биюшкина Анна Николаевна

Разгадывание загадок - одно из доступных и легких средств формирования и развития удетей анализа и синтеза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

  Разгадывание загадок как средство развития у детей анализа и синтеза

Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.
 Проблема развития речи детей средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Загадки разнообразны и по тематике, и по содержанию. Они отражают жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Еще в далеком прошлом у некоторых народов бытовали вечера загадок. Эти своеобразные уроки народной мудрости способствовали усвоению детьми знаний, необходимых им в быту, работе, в будущей семейной жизни.

Известны народные загадки, которые отражают народную мудрость, наблюдательность.

Например:

Конь бежит, земля дрожит. (Гром.)

Крупно, дробно зачастило, землю напоило. (Дождь.)

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию. При использовании загадок важен не только результат- правильная отгадка, но и доказательство, т.е. умение логично убедить окружающих, что ответ найден правильно. Доказательство – также  и прием самопроверки, самоконтроля. Есть два способа доказательства.

Первый способ начинается с объявления отгадки, после чего следует подтверждение ее признаками, изложенными в тексте. Этот способ доказательства чаще всего используется, когда загадка кончается вопросом, когда в ней несколько признаков, изложенных в готовых связях, или эти связи самому ребенку легко установить.

Примеры: «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?» - «Это бывает зимой, потому что зимой снег в полях, на реках лед и вьюга завывает».

«С хозяином дружит и дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». – «Это собака, потому что она сторожит дом, живет под крылечком и хвост у нее колечком».

Второй способ доказательства начинается с рассмотрения, установления связей, отдельных признаков предмета, а отгадка является итогом. К нему прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса, не показаны связи, или загадка строится на отрицательном сравнении. Например:

  Быстрый прыжок,

  Теплый пушок,

   Красный глазок.

    (Кролик.)

  Круглая, да не мяч,

  Желтая, да не масло,

  Сладкая, да не сахар,

  С хвостиком, да не мышь.

   (Репа.)

Загадки повторяют по нескольку раз, чтобы дети их запомнили и лучше выделили признаки. Надо помочь ребенку проанализировать загадку, вопросами направить его внимание на признаки и связи. План доказательства предлагают путем последовательной ( по тексту) постановки вопросов.

Отгадать загадку – искусство.

Еще можно предложить детям ее сочинить.

Для этого нужно разобраться в алгоритме построения загадки.

 Для того, чтобы сочинить загадку нужно проделать четыре действия.

Первое действие: задумать предмет или явление, которое желаете загадать. Отстраниться от него (как будто вы его видите впервые) и дать ему определение.

Второе действие: ассоциация.

Третье действие: метафора.

Четвертое действие: придать загадке привлекательную форму.

Теперь рассмотрим процесс создания загадки более подробно.

Допустим, мы решили загадать загадку про васильки.

Действие первое: отстранение.

Мы должны дать васильку такое определение, будто мы видим его впервые.

Василек- это растение на тонкой ножке, с тоненькими листиками, резными синенькими лепесточками, похожими на глаза и издающими тонкий аромат. Растет среди травы, колосьев пшеницы. Его любят насекомые.

Действие второе: ассоциация и сравнение.

В определении было сказано, что васильки напоминают глаза, значит идет сравнение с глазами по форме и цвету-«сини е глаза».

Действие третье: метафора.

Теперь можно дать василькам метафорическое определение: «то, что растет на поляне, имеет глаза дивной синевы».

Действие четвертое: оно не обязательно, но его можно использовать для того, чтобы придать загадке форму стиха.

На пригорке, меж травы,

Глазки дивной синевы.

Что же это за цветы?

Отгадать попробуй ты.

Это форма работы у детей побуждает их к наблюдениям, размышлению, формирует умение ярко и лаконично передать образы предметов, усвоению образное мышление, внимание и память, речь и творческое мышление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие навыков зрительного анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.

Задания могут использоваться не только на уроках обучения грамоте, но и как самостоятельные упражнения во внеурочное время, на этапах коррекционной работы....

Развитие логических операций анализа и синтеза у младших школьников на уроках математики

Развитие логических операций анализа и синтеза у младших школьников на уроках математики...

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Материал для использования учителями -логопедами на занятиях по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза слов....

В помощь учителю и родителям. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.

Практические приёмы по развитию зрительного восприятия , анализа и синтеза....

Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика дисграфии у первоклассников

В данной статье рассмотрен процесс формирования письма у учащихся 1 класса. Проанализированы особенности нарушения письма, обусловленные нарушением навыков языкового анализа и синтеза, условия использ...