Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися с ОВЗ на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"
статья
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ОВЗ при обучении в школе. Трудности в обучении усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Для детей с интеллектуальной недостаточностью рекомендуются вариативность содержания и индивидуализация процесса обучения и образования. Создаются специальные адаптированные программы с учетом особенностей данной группы детей и подростков. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через создание в образовательном процессе специальных условий на занятиях. Педагог должен уметь создаать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики в педагогической работе с учащимся с ОВЗ, уметь устанавливать эмоциональный контакт с ребенком. Это возможно с помощью использования на своих уроках (например таких, как "Речь и альтернативная коммуникация") приемов музыкальной терапии, а так же мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального и духовного настроя педагога. Важное место в коррекционно-воспитательной работе с учащимися имеет полисенсорный и духовный подход, который не подменяет медико-биологического взгляда на развитие, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися с ОВЗ | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития. Характерными особенностями детей и подростков с ОВЗ является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации. Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство изних при условии направленного лечения и коррекционно-воспитательной работы способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности. Коррекционно-педагогическая работа осуществляется с помощью средств обучения и воспитания.
Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности. Когнитивная сфера - это познавательная сфера личности ребенка, которая включает в себя такие процессы, как: память, восприятие, ощущение, внимание, воображение, мышление и речь.
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ОВЗ при обучении в школе. Трудности в обучении усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью рекомендуются вариативность содержания и индивидуализация процесса обучения и образования. Создаются специальные адаптированные программы с учетом особенностей данной группы детей и подростков. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через создание в образовательном процессе специальных условий на занятиях. Педагог должен уметь создаать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики в педагогической работе с учащимся с ОВЗ, уметь устанавливать эмоциональный контакт с ребенком. Это возможно с помощью использования на своих уроках приемов музыкальной терапии, а так же мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального и духовного настроя педагога.
Важное место в коррекционно-воспитательной работе с учащимися имеет полисенсорный и духовный подход, который не подменяет медико-биологического взгляда на развитие, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.
На ряду с основными (словесный, наглядности, практический, проблемно-поисковой) методами организации деятельности в образовательном процессе используются не традиционные (специальные) методы и приемы, такие как:
- альтернативной коммуникации;
- музыкальной терапии (например: слушание записей православных духовных песнопений; колокольных звонов; классической музыки, звуков природы, организация игровой деятельности под музыку);
-сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств (стимуляция на основе разного рода раздражителей: визуальных, звуковых, тактильных и др.).
Обучение детей с умственной отсталостью в образовательном процессе носит практическую направленность. Приоритет отдается базовым учебным действиям и личностному развитию учащегося с ОВЗ. Жизненные компетенции преобладают над академическими и выходят на первый план, а именно: личностно-социальные компетенци, необходимые для решения практико-ориентированных задач; освоение доступных социальных ролей, осознание себя, окружающего мира, развитие этических чувств и эстетических потребностей.
У учащихся с ОВЗ страдает еще и эмоционально-волевая сфера. Поэтому, в процессе обучения необходимо работать над коррекцией поведенческой сферы, широко применяя принцип воспитывающего обучения, где обучение тесным образом связано с воспитанием. Обучение и воспитание должны рассматриваться как фактор развития учащегося. Необходимо как можно чаще использовать педагогический принцип деятельного подхода в своей работе. И не важно- это двигательная, коммуникативная или какая-либо другая деятельность, главное- это деятельность ребенка (например: во время игры развивать внимание и т.п.).
Целью коррекционно-педагогической деятельности является разностороннее развитие личности, социальная реабилитация ребенка с ОВЗ, а также предупреждение развития вторичных дефектов, усвоение ребенком культуры общества, овладение опытом деятельности и отношений в доступной для него форме.
Основная форма организации обучения детей с ОВЗ является занятие, которое проводит педагог с учётом возрастных, психофизиологических и поведенческих особенностей, целевых и программных установок. Он же проводит подбор методов и приёмов для наиболее эффективного достижения целей на данном занятии.
По дидактическим целям занятия делятся на:
- усвоения новых ЗУН
- закрепления приобретённых ЗУН,
- применения ЗУН,
- комбинированного вида.
В настоящее время наибольшее распространение получили занятия комбинированного вида.
По своему содержанию чаще всего применяются интегрированные занятия, сочетающие в своем материале, знания из разных областей (окружающий мир, литература и музыка). На примере урока «речь и альтернативная коммуникация»: при изучении темы «Времена года», разбирая особенности времени года весна, послушали музыкальные произведения, посвященные этой теме, выучили (или послушали) стихотворение о ней и нарисовали рисунок к этому стихотворению.
Все чаще специалисты в коррекционной педагогике и психологии обращаются за помощью к различным видам исскусства: художественной литературе, музыке, живописи и др. Настоящее искусство способно положительно влиять на эмоциональную и когнитивную сферу ребенка, увлекать в прекрасный мир творчества, раскрывать и обогащать его внутренний мир. Творческая деятельность дает возможность активно участвовать в общественной социальной жизни, реализовывать свои способности. Ребенок всегда остается ребенком, даже ели он «особенный». Ему свойственно радоваться, смеяться, удивляться при встрече с миром сказок в художественной литературе, с красивой мелодией в музыке, при виде красочного альбома с детскими репродукциями...
Очень важно использовать с детьми с ОВЗ наглядно-игровые средства, создавать игровые занимательные моменты, которые стимулируют познавательный интерес к занятиям и речевую активность. В тесной связи находятся развитие речи и произведения русского фольклора. Мир русских народных сказок притягивает и детей и взрослых. Сказка помогает отвлечься от переживаний, снимает психоэмоциональное напряжение. Сказки формируют представление о добре и зле, воспитывают доброту в ребенке, учат сопереживать героям. Использование в игровых моментах театрализацию, пальчиковый кукольный театр, прослушивание сказок с музыкальным сопровождением делает занятие интересным и обогащает личный сенсомоторный опыт ребенка. Учитель должен поощрять, побуждать и мотивировать к совместной игровой деятельности. Игра должна давать массу возможностей использовать воображение и творческий потенциал, а также обогащать словарный запас слов и стимулировать речевую активность ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая работа и её анализ по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Диагностическая работа и анализ по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 дополнительный класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...
Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации «PECS» (Picture Exchange Communication System) для обучающего с ТМНР
Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации для детей с ТМНР через систему PECS сложный и трудоемкий процесс. Для каждого обучающегося требуется индивидуальный подход и разное колич...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»
laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...
Сообщение " Приёмы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями"
Пятый учебный год я работаю учителем надомного обучения с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, у которых отсутствует речь из-за системного недоразвития речи. Коммуникация - основа жизни челов...
Использование альтернативной коммуникации при работе с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития
В нашей стране накоплен огромный опыт по применению средствальтернативной коммуникации, которые используются при работе с безречевыми детьми. Имеется большой выбор в использованиираз...