Рабочая программа факультатива 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Яхонтова Елена Павловна

Рабочая программа факультатива "В стране математики" на 17 часов,4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fak_v_strane_matematiki.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Полевое»

РАССМОТРЕНА                                                                                                     УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО                                                                                    приказ директора школы                                                                                                                                                                                                  

учителей начальных классов                                                                           «  25    »_06_   2021г.

  Руководитель МО                                                                             протокол №130                                                                              

______Е.Г.Суркова                                                                                                                          

                             

        

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива «В стране математики»

для 4 класса

на 2021-2022 учебный год

   Составитель: Яхонтова Е.П.-  учитель начальных классов

с. Полевое, 2021г

Пояснительная записка

        Рабочая программа факультатива  «В стране математики» составлена  с учетом следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013);
  2. Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  3.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Приказа  МКОУ «ООШ с. Полевое» от 25.06.2020г.  №130 «Об утверждении ООП на  2021-2022 учебный год».

           Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В стране математики» составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.

Программа рассчитана на проведение занятий в 4 классе  - 1 час в неделю, всего 17 часов в год.

В основу внеурочной деятельности «В стране математики» для 4 класса положена программа авторов М.И. Моро,  М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой,  С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС

Цель курса: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

  1. Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

  1. Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

  1. Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Планируемые  результаты освоения  курса

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «В стране математики» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Ожидаемые результаты

Личностные   результаты         

  • Развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
  • Универсальные учебные действия
  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать  правила   игры.  
  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться  в   групповую   работу.  
  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание программы

1.Исторические сведения о математике (3ч)

Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций.

2.Числа и выражения (5ч)

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.

3. Математические ребусы и головоломки (2ч)

Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.

4. Решение занимательных задач (4ч)

Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками

5.Занимательная геометрия (3ч)

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Аппликация. Решение задач с геометрическим содержанием.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1

2

Из истории математики

3

3

Занимательная геометрия

3

4

Очень важную науку постигаем без скуки

4

5

В мире задач

7

Итого:

17

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

07.09

2

Плоские геометрические фигуры, аппликация из геометрических фигур

21.09

3

Римские цифры. Как читать римские цифры?

05.10

4        

Задачи повышенной трудности

19.10

5

Логические задачи

09.11

6

Математические задачки-шутки

23.11

7

Геометрические викторины

07.12

8

Удивительное рядом или старинные меры длины

21.12

9        

Геометрические головоломки

11.01

10

Математические фокусы.

25.01

11        

Решение нестандартных задач

01.02

12

Решение задач повышенной трудности.

15.02

13        

Задачи с многовариантными решениями.

01.03

14        

Из истории математических открытий

15.03

15

Некоторые старинные задачи

05.04

16        

Числовые головоломки

19.04

17

Математические тренажёры

17.05

Обеспечение

1. Компьютер.

2. Проектор

3. Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления ( размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников , мерки).

величин (длины, площади, периметра): палетка, квадраты и др.

4. Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел.

 Список использованной литературы

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...