МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЗА И ПРОТИВ
статья

Будкина Светлана Владимировна

Статья , рассматривающая достоинства и недостатки использования мобильного обучения на  уроках  в начальной  школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будкина С.В.

 (г. Егорьевск, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ№4)

МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЗА И ПРОТИВ

Сегодня такие гаджеты как, например, смартфоны, компьютеры, планшеты, заполонили мир, без них современную жизнь уже представить трудно. Используются они чаще всего как для общения, развлечения, так для и получения новых знаний. В связи с широкой распространенностью гаджетов во всех сферах жизни (в том числе и образовании), современные девайсы приобретают дополнительные функции, обусловленные задейственностью в той или иной сфере. 

Сегодня все больше и больше применяются инновационные приемы обучения, которые позволяют учащимся самостоятельно искать материал, отбирать его, нести ответственность за свою деятельность, делать выводы, этого требуют современные ФГОСы. К большому сожалению, на данном этапе развития современные школы не могут обеспечить каждого школьника гаджетом, который использовался бы им на уроке. Однако практически любой школьник имеет мобильное устройство, которое можно использовать для обучающих целей. Несомненно устройство само по себе  обучать не может, но если учитель использует специальные обучающие мобильные приложения, то такой образовательный процесс может стать более эффективным по сравнению с традиционным и обладает рядом преимуществ, которые мы рассмотрим ниже.

Прежде всего, мы должны пояснить, что же такое  мобильное обучение и мобильное приложение. Под «мобильном обучением» (mobile learning) О'Малли понимает «любой вид обучения, происходящий, когда ученик находится не в фиксированном, предопределенном месте, либо обучение, которое происходит, когда ученик пользуется возможностями мобильных технологий», т.е. обучение осуществляется с помощью компьютерной (мобильной) программы, созданной специально для использования в мобильном телефоне, компьютере или любом другом гаджете как в классе, так и вне его. Мобильное приложение - это компьютерная программа, созданную специально для использования в мобильном телефоне, смартфоне или коммуникаторе, которая предназначена для выполнения той или иной задачи. Впервые заговорили о мобильном обучении в конце ХХ веке, однако понятийный аппарат получило лишь данный метод недавно в XXI веке. В РФ нормативная закрепленность появилось лишь в Национальном стандарте ГОСТ «ИКТ в образовании. Термины и определения» [4]. В России данный тип обучения также начал использоваться с недавних пор. Учителя сами выбирают способы построение своих уроков на основе мобильного обучения: частичная или полная, однако многие из них отмечают  его эффективновность.

Почему же так много учителей начальных классов начали использовать мобильное обучение в своей работе? Есть несколько факторов, рассмотрим их более подробно:

1. использование новейших технологий в обучении

         Современные школьники уже с малого возраста используют гаджеты, это неотъемлемая часть их жизни. Они быстро ориентируются в электронном носителе, зачастую быстрее чем в бумажном.

        2. обеспечение гибкости

Каждый ребенок имеет свой запас знаний, свою скорость работы и мобильные приложения могут гарантировать темп выполнения того или иного задания, который будет наиболее комфортен.

3. удобство для учителя

При работе с целым классом, проверка усвоенности материала всего класса или отдельного ученика может быть сложна. Однако, мобильные приложения, зачастую в игровой форме, помогают это сделать. Результаты учеников при работе с программами записываются автоматически, приложение само проанализирует какие вопросы вызвали сложности, процент успешности выполнения всех заданий и т.д. На основе этих данных, учитель уже самостоятельно решает, нужны ли ученику дополнительные задания или может предложить задания повышенной  сложности.    

4. Повышение мотивации

В начальной школе учащиеся неусидчивы, большинство не имеет высокий уровень внутренней или внешней мотивации. Однако практически всем интересны игры на компьютере  или смартфоне. И если такую в такую игру вложить и обучение, то вероятность усвоения знаний будет выше. Из этого вытекает следующий фактор:

        5. Лучшая запоминаемость материала

Хотя существует большое количество преимуществ, мы не можем не сказать и о недостатках.

  1. Отвлечение детей

Контроль за тем, чем заняты школьники должен быть еще более внимательный, так как они могут самостоятельно скачать неучебные  игры или играть онлайн.

  1. Дополнительная подготовка

Большинство мобильных приложений, во-первых, требует создания заданий, прописывание вариантов ответа и т. д, а, во-вторых, на уроке также нужно время на подключение всего класса к определенной сети, захождение в определенное мобильное приложение и так далее.

  1. Технические проблемы

К несчастью, в XXI веке далеко не все школы имеют специальное оборудование, для проведения уроков включающие приемы мобильного обучения. Например, в некоторых школах сеть интернет есть лишь в некоторых классах. Кроме того, могут возникнуть следующие проблемы:

  • маленький размер экрана и клавиш на экране телефона;
  • объем памяти на мобильном устройстве невелик;
  • проблемы с входом в Интернет;
  • мобильное устройство работает от батареи;
  • проблемы информационной безопасности;
  • риск потери мобильного устройства.
  1. Отсутствие стандарта

Все мобильные телефоны разные, кто-то пользуется телефонами с операционной системой Android, кто-то с IOS. В результате, часть приложений могут иметь различия в виде, часть приложений могут поддерживаться только одной системой или в операционной системе Android быть платными, как в IOS бесплатными.

Сейчас существует большое количество мобильных приложений, которые могут использоваться учителями начальных классов. Например, приложение «Book creator», которое позволяет создавать полезные и привлекательные электронные книги, журналы. А такие приложения как «Kahoot!» и Plickers позволяют проверить знания учеников в игровом соревновательном моменте и многие другие.

Изучив все плюсы и минусы интегрирования мобильных приложений в образовательный процесс, мы пришли к выводу, что мобильное обучение – это метод который упростит для школьников процесс запоминания материала (например, правил по русскому языку, название животных или растений по окружающему миру, таблицу умножения по математике),  облегчит его отработку, и сделает образовательный процесс интереснее для учащихся, что несомненно скажется на их успеваемости, а контроль и анализ типичных ошибок станет легче для учителя. Конечно, могут возникнуть ряд сложностей: дополнительный контроль деятельности учащихся или технические неполадки, но по нашему мнению, эти сложности не  очень серьезный. Также, мы пришли к выводу, что постоянно данный метод обучения все же проводить не стоит, так как дети быстро привыкают и их интерес снижается.

Литература:

  1. ГОСТ Р 52653-2006. ИКТ в образовании. Термины и определения.
  2. Андреева О. В. Возможности использования мобильных приложений в открытой информационно - образовательной среде школы // Наука и инновации XXI века материалы IV Всероссийской конференции молодых ученых. -2017.- №3. – С. 43-46
  3. Гузь Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология - 2017 .- 4 - С. 59 -61

  4. Илаева Р. А., Морозова О.А. Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения английскому языку // Проблемы современного педагогического образования - Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» - 2018.-  59-2 -  С. 256-259
  5. Подсоломко Д.Ю. Обзор популярных мобильных приложений для изучения предметных дисциплин // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 34-36.
  6. Смирнов А. В. Мобильное обучение как актуальная педагогическая технология образования XXI века // Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся - Материалы 13-ой Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Р.С. Сафина; Е.А. Корчагина. – 2019. – С. 412-414
  7. Строкань В.И., Сомова С.В. Интеграция мобильных приложений в обучение иностранному языку // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Под ред. О.В. Захарченко, А.В. Соловьевой. - 2018. - С. 216-220.
  8. Шашков В.А., Усанова А.В. Образовательный потенциал привлечения мобильных приложений в обучении // Актуальные вопросы современной науки и образования сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 93-95.
  9. Яковлева И.М., Кривошонок Н.Н., Цветкова Е.А. Использование технологии мобильного обучения на уроках английского языка // Инновационное развитие науки и образования сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 206-209.
  10. Воронцова Е. Г. Использование мобильных приложений для повышения эффективности обучения или образование будущего уже в вашем кармане – [электронный ресурс] -  https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2019/02/07/ispolzovanie-mobilnyh-prilozheniy-dlya
  11. O’Malley C.,Vavoula G. MOBIlearn WP4–Guidelines for learning/teaching/tutoring in a mobile environment. 2007 URL: www.mobilearn.org/download/results/guideness. pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска в начальной школе. За и Против.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЗА И ПРОТИВ.Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Smart Board, которая стационарно установлена в класс...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Использование мобильной естественнонаучной лаборатории «ЛабДиск» на уроках в начальной школе

Раздел «Почему и зачем?»Тема «Почему звенит звонок?»УМК «Школа России» 1 классЦель работы: обеспечить опыт исследования громкости звука с помощью регистратора данных ЛабДиск; воспитывать бережное отно...

Презентация "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе: «За» и «Против»"

Данная презентация и материал рассказывает о таких формах электронных пособий, как электронный учебник, электронное приложение....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Приложение к диплому выпускника начальной школы

Вкладыш в диплом (диплом можно заказать)...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...