Рабочая программа "Казачья вольница"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Казачья вольница 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachya_volnitsa.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
К.Д. Ушинский писал, что «прежде, чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ».
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью
3. Общая характеристика курса.
Элементарный краеведческий курс и тренинг самосовершенствования «Казачья вольница» предназначен для учащихся начальных классов казачьей направленности общеобразовательных школ. Программа по истории и культуре кубанского казачества может рассматриваться как самостоятельная дисциплина дополнительного образования или внеурочной деятельности. Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общеознакомительному принципу. В основу содержания программы положены нравственные устои казаков, сформулированные в казачьих заповедях, в них объединены основы истории, православославная культура казачества, особенности быта и труда, семейные традиции.
Целями программы являются:
создание условий для реализации потребностей общества в воспитании духовно богатой личности с высокими нравственными устоями и активной гражданской позицией;
воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.
Для достижения данных целей предполагается решить следующие задачи:
- приобщить младших школьников к нравственным устоям культуры предков;
- помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия, которые неукоснительно соблюдались казаками, способствовать их укоренению в детском уме и сердце;
- дать учащимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся личностей истории казачества;
- способствовать развитию интереса к истории своего края;
- воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
- ввести детей в круг основных православных традиций, показать их связь с жизнью казаков, искусством, творчеством.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».
4. Описание места курса в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №19 всего на изучение курса «Казачья вольница» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
5. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности– основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
– патриотизм – любовь к своей малой Родине - Кубани, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов Кубани
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир казачества, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результатами изучения курса «Казачья вольница» является формирование следующих УУД:
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
- Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
- Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
- Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
- Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
- Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
- Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
- Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
По окончании изучения курса ученик научится:
- Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.
- Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
- Высказывать свою версию разрешения проблемы.
- Различать способ и результат действия.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.
- Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
- Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей
- Устанавливать аналогии.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
- Слушать и понимать речь других людей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Договариваться и приходить к общему мнению.
- Контролировать действия партнёра
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в группах.
7. Содержание курса
Программа «Казачья вольница» рассчитана на 4 года и реализуется во внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов.
Программа включает в себя следующие разделы:
Служи верно России и казачеству.
Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.
Сам погибай, а товарища выручай.
Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
Держись православия- веры наших предков.
Поступай по обычаям казачьего народа.
Люби труд и не бездействуй.
Служи верно России и казачеству. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Человек- член общества. Взаимоотношения с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина». Кубань- частица России. Знакомство казачьими заповедями. Понимание их содержания. Место, где мы живем. Тимашевский район, станица Медведовская. Моя улица, мой дом, мои соседи.
Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Кубани. Семья- самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Распределение обязанностей в казачьей семье. Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека .
Сам погибай, а товарища выручай.
Ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Понятия «дружба», «товарищество». Правила взаимоотношений между друзьями, одноклассниками. Моделирование и обсуждение ситуаций, возникающих между сверстниками.
Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
Обсуждение и раскрытие содержания двух заповедей: Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве.
Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России.
Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны.
Героические поступки наших земляков мирное время.
Держись православия- веры наших предков.
Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучение православных традиций в казачьих семьях. Православные храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма.
Поступай по обычаям казачьего народа.
Кубанская традиционная культура. Фольклор. Пословицы, поговорки, заклички. Песни, потешки. Сказки.
Игры казачат. Воспитание воина с раннего детства. Значение игр в воспитании казачат. Игры для девочек, для мальчиков.
Люби труд и не бездействуй.
Значение труда в жизни человека и общества. Значение труда для казачьей семьи. Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. Занятия людей на Кубани. Древние и современные ремесла.
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ДАТА | |
2 класс | По плану | По факту | |||
На основе содержания казачьих заповедей дается общее представление о человеческих свойствах и качествах. Человек - член общества. Взаимоотношения с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина». Кубань- частица России. Знакомство казачьими заповедями. Понимание их содержания. Место, где мы живем. Тимашевский район, станица Медведовская. Моя улица, мой дом, мои соседи. Исследовательская работа: 1кл.Почему так назвали улицу, на которой я живу? 2кл.Легенды края казачьего.3кл. Тимашевцы – гордость Кубани. 4кл. Верные сыны Кубани. | Раздел 1.Служи верно России и казачеству Страна, где мы живем. Россия – страна многонациональная. Кубань- край казачий. Верность Родине. Казаки- патриоты своей Родины. Казаки равны в правах. Курганинский район. Достопримечательности района ст. Курганная. История основания станицы и её названия. Моя улица. Мой дом. Мои соседи. | 1 1 1 2 2 1 2 1 | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Познакомиться и обсудить правила общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте.Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религиям. Показывать местонахождение Москвы и Краснодара на карте России. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России и Кубани, узнавать его среди гербов других стран. Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ, Кубани. Знакомство казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их содержания. | ||
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Кубани. Семья- самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Распределение обязанностей в казачьей семье Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека Исследовательская работа:1 кл. Моя семья. 2кл. Моя бабушка (Мой дедушка) 3кл. Моя фамилия. 4кл. Составление схемы родословного древа. | Раздел 2. Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость. Моя семья. Мои родители. Дедушки и бабушки. Семейные традиции в казачьей семье. Обязанности детей в казачьей семье Воспитание мальчиков и девочек. Семейные праздники. День матери-казачки. Родословная. | 1 1 2 1 2 2 2 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | ||
Ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Понятия «дружба», «товарищество». Правила взаимоотношений между друзьями, одноклассниками. Моделирование и обсуждение ситуаций, возникающих между сверстниками. Практическая работа: 1кл. Портрет моего друга; 2кл. Творческая работа «Мой лучший друг»; 3 кл. Моделирование ситуаций, их обсуждение. 4 кл. | Раздел 3. Сам погибай, а товарища выручай. Дружба и товарищество. Мои друзья. Друг познается в беде. | 2 2 2 | Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам. Рассказывать о своем друге. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. | ||
Обсуждение и раскрытие содержания двух заповедей: Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России. Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Героические поступки наших земляков мирное время. Исследовательская работа: 3,4 кл. «Победа деда - моя победа», «Наши земляки- герои войны (труда)» | Раздел 4. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России. Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Герои войны –наши земляки. Героические поступки наших земляков мирное время. Подвиги наших земляков. Создание журнала «Боевые пути земляков». Курганинцы – герои ВОВ. Экскурсия на аллею героев в г. Курганинск Подвиг семьи Степановых. Исследовательский проект. | 1 2 2 2 2 2 | Доносить свою позицию до других людей оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своей станицы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете. | ||
Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучение православных традиций в казачьих семьях. Православные храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма. Исследовательская работа: «Православные праздники»: 1 кл. Рисунки, поделки к праздникам, 2 кл. Обрядовые песни, прибаутки. 3, 4 кл. Проектная деятельность. | Раздел 5. Держись православия- веры наших предков. Православная вера- основа кубанской семьи. Православные традиции казачества. Православные святыни Кубани. Храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма. Православные праздники: Рождество Христово. Пасха. Троица. | 1 2 2 1 1 2 | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | ||
Кубанская традиционная культура. Фольклор.Пословицы, поговорки, заклички.Песни, потешки.Сказки. Игры казачат. Воспитание воина с раннего детства. Значение игр в воспитании казачат. Игры для девочек, для мальчиков. Исследовательская работа: «Кубанский фольклор»: 1 кл. Пословицы, поговорки, заклички, обрядовые песни, прибаутки, потешки.2 кл. Игры казачат. 3кл. Проект «Казачья сказка», 4 кл. «Старая сказка на новый лад» или «Казачья ярмарка» ( по выбору) | Раздел 6. Поступай по обычаям казачьего народа. Кубанская традиционная культура. Фольклор. Пословицы, поговорки, заклички. Песни, потешки. Сказки. Игры казачат.
| 1 2 3 1 1 1 | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. | ||
Значение труда в жизни человека и общества. Значение труда для казачьей семьи. Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. Занятия людей на Кубани. Древние и современные ремесла. Исследовательская работа: 1 кл. «Моя мама на работе», 2кл. «Профессии родителей»,3 кл. « Занятия людей на Кубани», 4 кл. « Древние(современные) ремесла» | Раздел 7. Люби труд и не бездействуй. Труд кормит, а лень портит. Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. Занятия людей на Кубани. Древние и современные ремесла. Профессии родителей. | 1 2 2 2 2 | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элементарного краеведческого курса и тренинга самосовершенствования «Казачья вольница»
Программа по духовно-нравственному воспитанию. Внеурочная деятельность.1-4класс....
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Казачья вольница»
Элементарный краеведческий курс и тренинг самосовершенствования «Казачья вольница» предназначен для учащихся начальных классов казачьей направленности общеобразовательных школ. Прогр...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Программа внеурочной деятельности "Казачья вольница"
Образовательная программа "Казачья вольница" предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности образовательных школ....
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...