Понятие "нестандартные уроки" и виды нестандартных уроков по литературному чтению у второклассников
статья

Толстик Светлана Александровна

Понятие "нестандартных уроков" и виды нестандартных уроков у второклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Толстик Светлана Александровна

Учитель начальных классов

ГБОУ лицей № 533

Образовательный комплекс «Малая Охта»

Понятие «нестандартные уроки» и виды нестандартных уроков по литературному чтению у второклассников

В современном обществе школа ощущает на себе все влияния внешних процессов.  Развитие информационных технологий, большое количество различных гаджетов, наличие интернета, компьютерных игр приводит к тому, что дети начинают терять заинтересованность в обучении.

Нынешние дети все чаще и чаще отдают предпочтения фильмам или аудиокнигам. Мало кто из них читает произведение в полном варианте. На их место приходят краткие содержания. Заинтересовать ребят становится сложной задачей. Учителям приходится придумывать и разрабатывать новые приемы и методы, проводить уроки нестандартного характера.

Перед тем, как дать определение нестандартного урока, рассмотрим, что такое урок.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Урок – это сложный и ответственный этап учебного процесса; от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее количество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направлены на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения обучающихся. Провести качественный урок – дело сложное даже для опытного учителя. Требования к уроку:

  • использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечение условий для формирования познавательного интереса;
  • формирование метапредметных связей;
  • развитие мотивации и развитие индивидуальных способностей ребенка;
  • логичное построение всех этапов урока;
  • развитие умения самостоятельно учиться и получать знания;
  • проработка каждого урока, прогнозирование, анализ.

Также к уроку предъявляются воспитательные, развивающие, дидактические принципы.

Дидактические принципы:

  • четкое определение задач каждого урока;
  • внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  • рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов учебной деятельности;
  • творческий подход к формированию структуры урока;
  • сочетание коллективной и индивидуальной форм работы;

Воспитательные принципы:

  • определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке;
  • формирование и постановка реально достижимых целей;
  •  постановка только тех воспитательных задач, которые вытекают из целей и содержания учебной работы;
  • формирование у школьников таких качеств, как самостоятельность, исполнительность, аккуратность, внимательность, честность, усидчивость и др.;
  • внимательное отношение к педагогам и к обучающимся.

Развивающие требования:

  • формирование и развитие у обучающихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
  • изучение и учет уровня развития и психологических особенностей, обучающихся;
  • проведение занятий на опережающем уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
  • прогнозирование скачков в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии обучающихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом различных нововведений и изменений.

В начальной школе все большее значение приобретают нестандартные уроки.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Нетрадиционный урок - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нетрадиционные уроки - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.

Все нестандартные уроки подразделяет на несколько типов:

  1. уроки, носящие состязательный характер, например, викторина, конкурс, марафон, КВН, олимпиада и многие другие;
  2.  театрализованные уроки, проходящие и организованные в форме литературных гостиных, журналов, вечеров или кафе и прочие;
  3. уроки контроля, осуществляемые в форме творческих отчетов;
  4. уроки вводного типа, рассказывания (или устного рисования), уроки-лекции, семинары, экскурсии, путешествия, ролевые игры, уроки-праздники и многие другие.

В сетке учебного года нестандартных уроков не должно быть слишком много, так как для их проведения требуется дополнительная подготовка. Обычно учителя заранее предупреждают школьников об их организации, приблизительно за 1-2 недели. Однако определяющим фактором введения их в учебный процесс является то, что они не выполняют главнейшее предназначение уроков — осуществление обучающей функции.

По мнению многих исследователей, наиболее эффективным и результативным представляется использование нестандартных форм либо на вступительном этапе в качестве уроков вводного типа (например, здесь возможно подготовить викторину по сказкам А.С. Пушкина), либо на заключительном этапе контроля (например, можно провести КВН).

Кроме того, что нестандартные уроки формируют устойчивый интерес к литературному чтению как к учебному предмету, они обладают еще одним немаловажным достоинством — развивают творческие способности и образное мышление школьников. Обучающиеся в ходе таких уроков получают возможность заниматься тем, что им нравится, основываясь при этом на своих желаниях, чувствах, эмоциях и ощущениях. Следовательно, педагоги общеобразовательных школ не должны отказываться от уроков, основанных на творческом подходе к обучению.

Таблица 1. Виды нестандартных уроков на литературном чтении у второклассников

п/п

Вид нестандартного урока

Описание вида

1

Театрализованный урок

При проведении такого урока используют элементы костюма, реквизит. Дети погружаются в удивительную и сказочную театральную атмосферу. У них есть возможность проявить себя творчески, помочь товарищам, развить коммуникативные навыки, преодолеть страх выступления.

2

Урок с групповыми формами работы

Предполагает включение группы обучающихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Ученик индивидуально воспринимает информацию, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснование решениям.

3

Урок-фантазия

Урок-экспромт. Урок чувств и ощущений. Эскиз. Видение. Урок-зарисовка. Фантазия под музыку и без. Разновидность фантазийного урока - импровизация. Она может быть коллективной: даётся тема или первая фраза, а затем, каждому представляется возможность, продолжить. Предсказать, чем окончится урок, абсолютно нельзя. В этом его загадочность, потаенная прелесть. Импровизация может быть и индивидуальной, когда тема обрастает вариациями, как снежный ком, но вариации суть творения кого-то одного. В отличие от коллективной, где каждый должен продолжать другого, здесь всё наоборот: можно не только не продолжать, но и противоречить, идти обратным путём.

4

Урок-игра

 В данном виде урока часто создается историческая атмосфера того или иного времени и события. Дети изучают предмет через игру.

5

 Урок - литературный концерт

Предполагаются урок чтения по какой-то теме. Данные уроки могут быть использованы с целью обобщения и систематизации знаний обучающихся.

6

Урок КВН

В данном уроке делятся на команды и проходят соревновательные этапы. Присутствуют задания для капитанов, разминки, основные задания. Могут применяться различные атрибуты. Проводится на любые темы.

7

Урок-викторина

Работа как в команде, так и индивидуально.

8

Урок-сказка

Данный вид урока чаще всего проводится по изученным сказкам. Обсуждаются и обыгрываются различные герои. Дается характеристика их поведения и поступков. Проводят для подведения или обобщения итогов. В конце урока всегда добро побеждает зло.

9

Урок-семинар в начальной школе

Ребята самостоятельно изучают определенный материал. Готовят сообщения и проводится дискуссия по каким-то пройденным темам. Дети учатся дискутировать. Защищать свою точку зрения.

10

Интегрированный урок

Уроки объединяют в себе материал нескольких школьных дисциплин, т.е. проводятся различные уроки, темы которых способствуют взаимодействию и более глубокому изучению материала.

Так, например, могут быть объединены такие уроки, как

русский язык и литература, русский язык и иностранный

язык, русский язык и музыка и т.д.

11

Урок открытых мыслей

Данный вид урока учит детей высказывать свои мысли. Отстаивать свою позицию при помощи найденных доказательств и аргументов. Каждый ученик, прежде чем высказать свою точку зрения, должен повторить точку зрения предыдущего ученика, пользуясь памяткой.

1. Я думаю...

2. Я согласен (согласна) с ..., потому что

3. Я не согласен (не согласна) с ...

4. Я считаю...

12

Урок – конференция.

Ребята сами выбирают темы для конференции. Готовят доклады на 10 минут. Учитель помогает ученику правильно подобрать материал и изложить мысли, чтобы другие школьники поняли. Ребята могут группироваться и готовить плакаты, презентации.

13

Урок – экскурсия

 По определенным предметам можно провести экскурсию по городу или в музее. Заранее выбирается тема, гид. Можно подготовить дополнительный материал. После экскурсии готовят отчет, проект. Можно придумать по ходу экскурсии кроссворд и вписывать ответы в процессе слушания.

14

Урок-путешествие

Учитель вместе с детьми выбирают маршрут путешествия. Придумывают вид транспорта, форму одежды и все, что может пригодиться на этом пути. Все это дети воображают.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами традиционных уроков, развить у обучающегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.

Внедрение интерактивных досок, проекторов позволяют разрабатывать и внедрять различные виды нестандартных уроков. Данные виды уроков можно проводить на всех предметах и на различных образовательных ступенях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «открытия» нового знания по литературному чтению 2 класс Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)

Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)Цели урока для учителя:Образовательная:Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова, через со...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока математики. Тема урока: Решение нестандартных задач с использованием классмейта (СМРС) путём построения моделей «таблица», «диаграмма».

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению способов составления модели и решения нестанда...

Виды нестандартных уроков

Какие нестандартные уроки можно применять в начальной школе....

«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».

В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....

"Нестандартные уроки: виды, формы, особенности"

Презентация раскрывает нестандартные формы проведения урока, их особенности, цели, задачи, приёмы. Знакомит с некоторыми приёмами более подробно....