Научно - исследовательская работа по теме: «Почему море солёное?»
презентация к уроку (1 класс)

Мокровец Ольга Анатольевна

 Данная презентация рассказывает о всех этапах работы над научно - исследовательской работой по теме: «Почему море солёное?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matvey_rech.docx47.9 КБ
Файл nauchno-issledovatelskaya_rabota.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

                                                     Введение

       Океаны, моря, сети рек и озёр пронизывают все континенты нашей планеты. Но учёные говорят о том, что воды на земле мало и  большая часть воды на нашей планете непригодна для питья.

      В этом я убедился  летом, когда отдыхал на море. Уже при первом купании я случайно попробовал на вкус морскую воду. Она была очень солёная. Все знают, что пить её нельзя.

  Этот вопрос меня очень заинтересовал и   стал  темой моей  исследовательской работы.

Тема: Почему в море вода солёная?

Цель исследования: узнать, откуда в море соль.

Задачи: 

выяснить откуда в море соль?;

узнать  все ли моря одинаково солёные?;

можно ли пить морскую воду?;

выяснить, можно ли из морской воды сделать пресную;

рассказать какое влияние оказывает морская вода на   организм человека;

проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.

Объект исследования:  морская вода

Предмет  исследования: наличие соли в морской воде

Методы:

систематизация и обобщение  изучаемого материала;

наблюдение;

опыты и эксперименты;

анкетирование;

обработка результатов в форме таблицы;

Гипотеза: думаю, что солёный вкус морской воды связан с происхождением морей на Земле.

Ход исследования:

I. Теоретическая часть

Изучив теоретический материал по данной теме, я узнал про научные гипотезы появления соли в море.

      Первая гипотеза - реки, наполняющие моря и океаны пресные. Но протекая по каменистому ложу из скал, просачиваясь сквозь почву и песок, речная вода вымывает находящиеся в них минеральные соли. Когда мы пьём воду, мы соль на вкус даже не чувствуем. Но воды рек несут  эти крохотные частички соли в моря. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится всё больше и больше. Вода испаряется с поверхности морей, собирается в дождевые тучи, дождём проливается на землю, стекает с возвышенностей в виде ручьёв и  рек, растворяет по пути соли из почвы, и снова наполняет моря. Поэтому соль постепенно накапливается в морях, её набралось так много, что мы можем ощутить её вкус.

          Вторая гипотеза - соль в моря принесли из глубин Земли извержения подводных вулканов. Но есть ещё мнение, что вода в морях и океанах изначально была солёная. Первичный океан наполнялся кислотными дождями, которые проливались на землю в результате массового извержения вулканов в самом начале жизни нашей планеты. Эти кислоты разъедали горные породы, вступали в химические соединения с составляющими их веществами. В результате этих химических реакций и образовалась та солёная вода, которая наполняет современный мировой океан.

Все ли моря одинаково солёные?

        Сколько соли в морской воде? Это можно легко узнать, если взять литр морской воды и выпарить её, а потом взвесить получившуюся соль на весах. Учёные  уже сделали это с морской водой разных морей и океанов. Оказалось, что солёность воды не везде одинакова. В среднем в воде Мирового океана растворено 35 грамм солей на каждый килограмм воды.

         Я составил диаграмму с  данными  о количестве соли на килограмм воды в разных морях

Название

Количество соли на 1 кг воды

Балтийское море

5 г

Азовское  море

11г

Чёрное море

18 г

Средиземное море

25г

Красное море

41 г

Мёртвое море

350 г

        Есть моря, где вода почти не содержит соли. Например, самая несолёная вода в Балтийском море. Его солёность всего 5 грамм. Причина этого в том, что Балтийское море внутреннее, а значит, его воды плохо смешиваются с водами Мирового океана. А вот реки в него впадают крупные. Они и разбавляют солёную воду пресной водой.

        Очень солёное Красное море. В одном килограмме воды содержится 41 грамм соли! Так происходит потому, что это море тоже является внутренним, но в него не впадает ни одна река, дожди бывают редко, а вот испарение воды при жарком климате огромно. Поэтому и концентрация соли в морской воде такая большая. Если бы Красное море не пополняли воды Индийского океана, то оно скоро бы высохло.

         Самая солёная вода в Мёртвом море. В этом море вода такая солёная, что в ней невозможна никакая жизнь – в этом море нет ни рыб, ни морских животных, ни растений. Из-за большой плотности воды в водах Мёртвого моря невозможно утонуть, даже если ты не умеешь плавать. Вода будет держать тебя, выталкивая на поверхность.

Можно ли пить морскую воду?

        В результате опытов, а также изучив статистику кораблекрушений, учёные  сделали вывод о том, что пить морскую воду  нельзя доже в случаях крайней необходимости. Морская вода разрушительно действует на организм человека. Чтобы вывести из организма соль, содержащейся в 100 граммах морской воды,  для работы почек требуется 160 граммов  воды.  То есть, чем больше человек будет пить, тем больше ему будет нужно воды.  Очень скоро наступит обезвоживание организма, и человек погибнет от отравления.

Выводы по теоретической части:

Я  убедился, что моря соленые благодаря их  происхождению и  круговороту воды в природе. Соль попадает в моря из рек и подземных источников. Там накапливается и под воздействием солнца оседает в морях, ведь моря  ниже уровня суши. Не во всех морях вода одинаково солёная. Пить морскую воду нельзя даже в экстренных ситуациях.

II. Практическая часть

      Наверное, вы все не раз замечали в ванной комнате белые следы, которые остаются на водопроводном кране, после того, как капли высохнут. Это и есть та соль, которая содержится в пресной воде. Её очень мало и поэтому мы не чувствуем соль.

   Опыт №1. 

      Мы налили раствор соли в кастрюлю и дождались, когда он закипит. Когда вода закипела, на стеклянной крышке кастрюли начали собираться капельки воды. Значит, вода стала превращаться в пар. Через некоторое время вода выкипела, а соль осталась на дне.

Вывод: при испарении воды из моря или озера, испаряется только вода, а соль остаётся в водоёме. С помощью этого исследования можно объяснить, почему вода в некоторых морях и озёрах такая солёная – в местах с сухим климатом озёра быстро теряют воду от испарения. Большое количество воды, поступившее в озеро из рек и подземных источников, испаряется, а минеральные соли остаются в нём. Со временем эти озёра становятся солёными, содержание соли в них постоянно увеличивается.

Опыт №2. Как получить воду похожую на морскую?

      Мы уже знаем, что в среднем в водах Мирового океана содержится 35 грамм соли на килограмм воды. Возьмём 1 литр воды и растворим 5 чайных ложек соли без горки. Получилась вода похожая на морскую.

Опыт №3. В каком море будет плавать легче?

      Для опыта нам понадобились: вода, 2 стакана, 2 сырых яйца, соль.

В один стакан мы налили пресную воду,  а в другой солёную. Мы по очереди   опускали яйца в воду. В пресной воде яйцо сразу опустилось на дно, а в солёной воде яйцо осталось плавать на поверхности. Значит плотность  солёной воды больше.  Поэтому плавать в морской воде легче. Яйцо не тонет даже спустя время.

Вывод: в солёной воде яйцо плавает на поверхности, в отличие от яйца в пресной воде, которое сразу опустилось на дно стакана. Выходит, что яйцо легче, чем концентрированный раствор соли. Раствор «выталкивает» яйцо, поэтому оно всплывает. Но этого не происходит в пресной воде, значит раствор соли тяжелее пресной воды. Плотность морской воды несколько выше чем, у пресной. Самая высокая плотность у вод Мёртвого моря, чья солёность составляет около 30%. Из-за такой плотности человек может спокойно «лежать» на водной поверхности.

Опыт №4. Как из морской воды сделать пресную.

      Для этого опыта мы приготовили: пищевую плёнку,  большой таз, кружку, гайку.

В таз налили солёную  воду так, чтобы её уровень был ниже высоты кружки. В середину таза ставим кружку. Сверху таз герметично затягиваем пищевой плёнкой, как крышей. После этого на пакет кладём небольшой груз (гайку), чтобы плёнка провисал как раз над кружкой. Эту конструкцию поставили в солнечное место. Вода в тазе начала  испаряться и конденсироваться на «крыше» из пакета. Капли  стали   стекают по наклону и капать в кружку. Так мы получили пресную воду, ведь  испаряется именно она, а соль осталась на дне таза.

Вывод: в экстремальной ситуации можно получить пресную воду из морской. Но скорость сбора воды зависит от величины ёмкости и погоды.

В ходе исследования я провел анкетирование среди детей и родителей своих одноклассников. В опросе участвовали  23 ребенка и 30 родителей.

Мне было интересно узнать у своих одноклассников,  знают ли они названия морей и почему море соленое? Данные я представил в виде таблички.

Вопросы

Кол-во ответов

Что такое море?

16

Какие моря вы знаете?

10

Почему море солёное?

2

Какие свойства солёной воды вы знаете?

0

Также меня заинтересовали ответы родителей

   Анкета для родителей:              

1.Отдыхаете ли вы с ребёнком на море?

Да, каждый год – 90% (27 человек)

Редко- 10% (3 человека)

Никогда – 0% (0 человек)

2.Часто ли болеет ваш ребёнок простудными заболеваниями?

Часто - 60% (18 человек)

Редко - 30% (9 человек)

Практически не болеет -10% (3 человека)

3.Как вы считаете, морская вода укрепляет иммунитет ребёнка?

Да - 80% (24 человека)

Нет- 10% (3 человека)

Затрудняюсь ответить  - 10% (3 человека)

        Анкетирование показало, что мало, кто из ребят моего класса знает, почему вода в море соленая и какие интересные свойства есть у соленой воды. А анкетирование родителей ещё раз подтвердило мое предположение, что морская вода обладает лечебными свойствами.

 

Выводы по работе:

      Наша гипотеза в результате исследования подтвердилась. Солёный вкус морской воды связан с происхождением морей на Земле и круговоротом воды в природе.

     Соленая вода, которая содержится в морях, отличается по своим свойствам от пресной воды. Мы доказали это с помощью  опытов. Морская вода обладает оздоравливающим эффектом. Море делает нас красивыми, здоровыми и счастливыми.  

                                                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Владивостока» Научно - исследовательская работа по теме: «Почему море солёное?» Автор: Будковский Матвей Дмитриевич , ученик 1 «А» класса, МБОУ «Школа № 11» Руководитель: Мокровец Ольга Анатольевна , учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11»

Слайд 2

Цель исследования: узнать, откуда в море соль. Задачи: выяснить откуда в море соль?; узнать все ли моря одинаково солёные?; можно ли пить морскую воду?; выяснить, можно ли из морской воды сделать пресную; рассказать какое влияние оказывает морская вода на организм человека; проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы. Объект исследования: морская вода Предмет исследования: наличие соли в морской воде Методы: систематизация и обобщение изучаемого материала; наблюдение; опыты и эксперименты; анкетирование; обработка результатов в форме таблицы; Гипотеза: думаю, что солёный вкус морской воды связан с происхождением морей на Земле.

Слайд 3

Ход исследования: I. Теоретическая часть: Диаграмма с данными о количестве соли на килограмм воды в разных морях Выводы по теоретической части: Я убедился , что моря соленые благодаря их происхождению и круговороту воды в природе. Соль попадает в моря из рек и подземных источников. Там накапливается и под воздействием солнца оседает в морях, ведь моря ниже уровня суши. Не во всех морях вода одинаково солёная. Пить морскую воду нельзя даже в экстренных ситуациях.

Слайд 4

II . Практическая часть Опыт 1 Вывод : при испарении воды из моря или озера, испаряется только вода, а соль остаётся в водоёме. Опыт 2 Как получить воду похожую на морскую? 5 чайных ложек соли на литр воды

Слайд 5

II . Практическая часть Опыт 3 В каком море будет плавать легче? Опыт 4 Как из морской воды сделать пресную? Вывод : в экстремальной ситуации можно получить пресную воду из морской. Но скорость сбора воды зависит от величины ёмкости и погоды.

Слайд 6

Анкетирование родителей (30 чел.) Вывод по проделанной работе: Наша гипотеза в результате исследования подтвердилась. Солёный вкус морской воды связан с происхождением морей на Земле и круговоротом воды в природе. Соленая вода, которая содержится в морях, отличается по своим свойствам от пресной воды. Мы доказали это с помощью опытов. Морская вода обладает оздоравливающим эффектом. Море делает нас красивыми, здоровыми и счастливыми. Анкетирование детей (23 чел.) 1. Отдыхаете ли вы с ребёнком на море? 2. Часто ли болеет ваш ребёнок простудными заболеваниями? 3. Как вы считаете морская вода укрепляет иммунитет ребёнка? Вопросы Кол-во ответов Что такое море? 16 Какие моря вы знаете? 10 Почему море солёное? 2 Какие свойства солёной воды вы знаете? 0 Анкетирование показало, что мало, кто из ребят моего класса знает, почему вода в море соленая и какие интересные свойства есть у соленой воды. А анкетирование родителей ещё раз подтвердило мое предположение, что морская вода обладает лечебными свойствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Научно-исследовательская работа по теме: "Взаимосвязь внимания и тревожности у школьников младших классов"

В работе показана взаимосвязь внимания и тревожности у школьников младших классов. Это обусловлено той ролью, которую внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Статья...

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Научно-исследовательская работа по теме: «Почему тигр полосатый?»

Научно-исследовательская работа по теме: « Почему тигр полосатый?»...

Научно-исследовательская работа по теме: Презентация «Почему тигр полосатый?»

Научно-исследовательская работа по теме:  Презентация «Почему тигр полосатый?»...