Программа внеурочной деятельности "Путешествие по экспериментальным лабораториям"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по экспериментальным лабораториям» разработана для обучающихся 3-4 классов и построена на системно-деятельностном подходе, что позволяет вовлечь учеников в активный познавательный процесс и сформировать у них необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и коммуникативные (требования ФГОС НОО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_eksperimentalnym_laboratoriyam_4_klass.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоселовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: педагогический совет протокол № ___ от ________ | Утверждено: приказ № ____ от ___________2020 г. Директор __________И.Г.Токарева |
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности
«Путешествие по экспериментальным лабораториям»
для обучающихся 4 класса
срок реализации программы-0,5 года
Составитель: Бурындина Л.В.
учитель начальных классов
МБОУ «Новоселовская СОШ»
первая квалификационная категория
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по экспериментальным лабораториям» разработана для обучающихся 3-4 классов и построена на системно-деятельностном подходе, что позволяет вовлечь учеников в активный познавательный процесс и сформировать у них необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и коммуникативные (требования ФГОС НОО). Продолжительность занятий строится из расчета 0,5 часов . Объём учебного времени составляет 17 часов.
Экспериментальная деятельность школьников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). По ходу занятий обучающиеся через проведение опытов знакомятся с элементами физических и химических явлений, их свойствах, взаимосвязях, взаимодействии и приходят к логическому аргументированию полученных результатов. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Представленные в программе опыты и эксперименты способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту.
Цель программы: развитие интереса, творческих способностей и приобретения опыта младшими школьниками навыков экспериментирования.
Задачи:
1. познакомить с физическими и химическими процессами через опыты и эксперименты;
2. обучить приемам поисковой и творческой деятельности;
3. формировать практические умения и навыки, таких как: умение работать с различными веществами; умения наблюдать и объяснять опыты, демонстрируемые учителем; выполнять несложные опыты по словесной и текстовой инструкции; соблюдать правила техники безопасности;
4. развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;
5. дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.
Методы и средства обучения.
Основными методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами являются:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.
-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Предметными результатами являются:
- овладение всеми типами учебных действий по реализации опытно-экспериментальной деятельности;
- формирование универсальных способов действий в различных жизненных ситуациях: видеть проблему, анализировать сделанное (почему получилось – почему не получилось), видеть трудности, ошибки; ставить и удерживать цели, составлять план своей деятельности;
- проявление инициативы при поиске способов решения задачи;
Метапредметными результатами являются:
- осознание целостности окружающего мира;
- освоение доступных способов изучения окружающей действительности (опыты, эксперименты, наблюдения, сравнения, эксперименты и др.);
- развитие навыков выявлять и устанавливать причинно-следственные связи в процессах окружающей действительности;
- формирование умения выполнять простые опыты и эксперименты, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучающиеся научатся:
-использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений;
-применять освоенные способы действий и понятия для решения практических задач;
-использовать полученные об окружающем мире знания в жизненных ситуациях;
-умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ (видеокамер, фотоаппаратов, диктофонов, цифровых измерительных приборов и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-планировать и проводить естественнонаучное задание;
-формулировать предположение-гипотезу,
-планировать простой эксперимент;
-использовать на практике правила обращения с известными материалами и оборудованием;
-представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах;
-описывать результаты опросов, наблюдений, простых опытов;
-оценивать полученный результат.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Путешествие по экспериментальным лабораториям»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Оборудование, материалы |
1 | Вводный урок | 1 | |
Путешествие в лабораторию физика | |||
2 | «Движущаяся вода» | 1 | набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, влажные салфетки |
3 | «Давление воздуха» | 1 | вода, прозрачный стакан, лист плотной бумаги |
4 | «Заставь яйцо плавать» | 1 | стакан, вода соль, яйцо |
5 | «Ледяные мыльные пузыри» | 1 | жидкость для мыльных пузырей, свежий снег |
6 | «Дырявый пакетик» | 1 | вода, прозрачный пакетик, остро заточенные карандаши |
7 | «Верёвочный телефон» | 1 | тонкая верёвка, одноразовые стаканчики |
8 | «Снег летом» | 1 | блестки, кукурузная мука, кукурузный крахмал, пена для бритья |
9 | «Сильная газета» | 1 | газета, линейка |
10 | «Пляска бумажных человечков», «Приклей шарик» | 1 | Шерстяная ткань, газета, ножницы, воздушный шарик |
11 | «Самодельный компас», «Плавающая иголка» | 1 | Стеклянная тарелка, вода, иголка, магнит, поролон |
Путешествие в лабораторию химика | |||
12 | «Слоновая зубная паста» | 1 | перекись водорода, вода, марганцовка и жидкое мыло |
13 | «Самонадувающийся шарик» | 1 | бутылочка с узким горлом, воздушный шарик любого цвета, сода, уксус |
14 | «Кипение холодной воды» | 1 | Стакан, носовой платок, вода, резинка |
15 | «Чудеса из краснокочанной капусты» | 1 | Краснокочанная капуста, стаканы, вода, «Доместос», нашатырный спирт, средство для прочистки труб «Крот», соду, уксус, газированная вода |
16 | 1 | пластиковая бутылка, краситель, | |
17 | Итоговое занятие | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (144часа)
1.Вводный урок (1ч)
Теоретическая часть. Знакомство детей с целями и задачами курса, с правилами поведения при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности.
Практическая часть. показ фильма «Травматизм» и его обсуждение.
2. Путешествие в лабораторию физика (10 ч)
Теоретическая часть. Физика, как наука. Физические приборы, физические величины и физические явления. Силы в природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания, аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся? Электричество. От чего зависит ток? Что такое электромагнитные волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес, чем отличаются друг от друга. Инерция и для чего она нужна.
Практическая часть. Опыт «Движущаяся вода»; опыт «Давление воздуха»; опыт «Заставь яйцо плавать»; опыт «Ледяные мыльные пузыри»; опыт «Дырявый пакетик»; опыт «Верёвочный телефон»; опыт «Снег летом»; опыт «Сильная газета»; опыт «Пляска бумажных человечков» и «Приклей шарик»; опыт «Самодельный компас» и «Плавающая иголка».
3. Путешествие в лабораторию химика (5ч)
Теоретическая часть. Основные термины химии. Применение химии в повседневной жизни. Атом. Молекулы. Три состояния веществ; твердое, жидкое и газообразное.
Практическая часть. Опыт «Слоновая зубная паста»; опыт «Самонадувающийся шарик»; опыт «Кипение холодной воды»; опыт «Чудеса из краснокочанной капусты»; опыт «Пенный фонтан»; опыт «Суперпена».
4. Итоговое занятие
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- «Опыты и эксперименты / Л. Д. Вайткене, М. Д. Филиппова – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 160 с. : ил. – (Энциклопедия занимательных наук для детей).
- «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н.М. – СПб.:Речь, 2006. – 64 с.
- Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. – Д.: ВАП, 1994. – 527 с.
- Химические опыты для детей (https://multiurok.ru/blog/khimichieskiie-opyty-dlia-dietiei.html)
- ОПЫТ «Летающий магнит» - НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ – Каталог файлов – САЙТ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (http://detsadmickeymouse.ru/load/nauchnye_opyty_dlja_detej/opyt_letajushhij_magnit/139-1-0-6000)
- Опыты для детей: урок магнетизма (https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2360/opyty-dlya-detey-urok-magnetizma)
- Проведение опытов с магнитом (https://mydocx.ru/3-55972.html)
- Проект (подготовительная группа) на тему: Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством. Занимательные опыты со статическим электричеством. (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/23/proekt-tvorchesko-issledovatelskoy-deyatelnosti-chudesa-s)
- «12 занимательных опытов по физике для младших школьников – эксперименты с водой, звуком, светом, магнитами» (http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/12-zanimatelnyx-opytov-po-fizike-dlya-mladshix-shkolnikov-eksperimenty-s-vodoj-zvukom-svetom-magnitami.html)
- Занимательные опыты по физике (https://school-science.ru/2/11/29770)
- Наука и опыты для детей: объясняем ребёнку химические реакции (https://mchildren.ru/nauka-i-opyty-dlya-detej-chto-takoe-himicheskie-reaktsii/)
- Что такое физика и что она изучает? | Физика для детей (http://www.tvoyrebenok.ru/chto-takoe-fizika.shtml)
- Энциклопедия окружающего мира «Атомы и молекулы» Фил Роксби и Макс Персондейдж перевод с английского кандидата физико-математических наук И.И. Викторовой. М «РОКСМЕН» 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие внеурочной деятельности по ФГОС "Лаборатория в начальной школе"
Кружковое занятие помогает провести исследовательские работы по выявлению свойств воды, её трех состояний....
Программа внеурочной деятельности «Лаборатория открытий»
(Общеинтеллектуальное естественнонаучное направление)( 8-11 лет)3-4 классыСрок реализации: 2 года 3 класс- 35ч. ( 1 раз в неделю)4 класс – 35ч. (1 раз в неделю)...
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...
Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков"
Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков" направлена на расширение познавательной активности учащихся, повышение степени...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса " Лаборатория безопасности"
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Лаборатория безопасности» (Общеинтеллектуальное направление) для учителей начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная площадка»
Программа курса рассчитана на 1 год, 34 часа, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у уч...
РП ВД Экспериментальная лаборатория
РП ВД Экспериментальная лаборатория...