Приёмы мотивации
статья

Татьяна Анатольевна Савенкова

Приёмы мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_motivatsii.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Приёмы мотивации»

Савенкова Татьяна Анатольевна

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости.

Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности. С первых минут урока (мобилизирующее начало урока, или «исходная мотивация») учителю необходимо настроить ребят на работу: улыбнуться друг другу, нахмуриться на тучку за окном, чтоб она выпустила солнышко из плена, хлопнуть в ладоши соседом по парте, пожелать соседу удачи и т.д..

Пример из моего урока литературного чтения.

Психологическая установка на урок (2 мин). Начинаю урок словами: «Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, постарайтесь представить то, что услышите” (тихая мелодия)

- Мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу. Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров. На этом острове стоит несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть (прослушивание записи И.А.Бунин “Лес, точно терем расписной...”)

Интересным началом урока является:

рифмованное начало урока

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь.

с элементами театрализации

Незнайка:  «Хоть ты смейся,

                   Хоть ты плачь,

                   Не могу решить задач!

                   Может быть – плохой учебник?

                   Может быть таланта нет?»

с загадки

(математика, 1 класс)

Не птица, а летит,

Не жук, а гудит. (самолёт)

В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные. Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко-далеко, через океан. Сколько самолётов в аэропорту?

с эпиграфа к уроку

- С малой удачи начинается большой успех.

- Делу время, потехе час.

- Ученье – свет, а неученье – тьма.

- Ученье лучше богатства.

с высказывания выдающихся людей, относящееся к теме урока

«Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости» В.О.Ключевский.

«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Н. Толстой.

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р. Декарт.

с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока

Грамоте учится – всегда пригодиться.

Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

Умную речь хорошо и слушать.

Мотивация не должна угасать в течение всего урока. Моё творческое мышление имеет границы, поэтому очень часто учусь по замечательной книге А.Гина «Приёмы педагогической техники». Так на уроке русского языка в 4 классе «Зависимые слова в словосочетании» использую приём «Удивляй!». Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

Звучит отрывок из «Времён года» П.И.Чайковского. Спрашиваю: «Кто  автор этого произведения? А знаете ли вы, что П.И. Чайковский ещё и сочинял стихи?» Предлагаю им  поискать эти стихи, узнать, о чём писал Пётр Ильич.

С особым усердием выполняется работа, если заранее знаешь, что она кому-то пригодится. Так, по теме «Трудные написания слов», я озвучила просьбу учительницы 1 класса: «Ребята, к нам обратилась учительница 1а класса с просьбой. Она просит нас помочь ей в подборе упражнений и заданий на отработку умений писать словарные слова по темам «Школа», «Звери и птицы». Поможем? (Да)

На столах лежат таблички с темой, по которой ваша группа будет составлять пособие на отработку умений писать словарные слова. Выберите нужные вам слова из предложенных. Можно оформить пособие в цвете»

Приём «Встреча с чудом»

За 5 минут попробуйте ответить на данный вопрос: «Что удивительного, чудесного, восхитительного есть в…» (листочке, снежинке, дороге,…)

(сообщения о листочке: летом почти у всех – зеленый цвет, их очень много, абсолютно 2 одинаковых листа не бывает, можно рассмотреть симметрию на листочках, чистят воздух, красивый шелест, у некоторых деревьев – бархатные листья, бывают листья с одной стороны зеленые, с другой белые, существовать без дерева они не могут, осенью хрустят под ногами как снег). Потом в учебнике читаем: «Большие листья растут на пальмах. А самый большой лист принадлежит пальме рафия. Еѐ листья достигают длины в 20 метров (в 20 раз больше роста ребенка). Самые маленькие листья у кактуса. Их можно разглядеть только под микроскопом, располагаются они в самом основании ствола растения. Листья кактуса заняли почетное первое место в номинации самых маленьких»

«Лови ошибку!»

        Объясняя  материал, я намеренно допускаю ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им даже подсказываю «опасные места» интонацией или жестом. Стараюсь научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Обязательно хвалю за внимательность и готовность вмешаться!        

Ребёнок получает текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками (предлагаю ему «поработать учителем»).

«Кроссворд»

Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды. Отгадывание кроссвордов на уроках, внеклассных занятиях или дома с родителями создает положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей познавательную активность, развивает не только интерес к предмету, но и внимание, мышление, память, способствует обогащению словарного запаса и формированию орфографической зоркости школьников. Кроссворды составляю по темам (например, на определенный вид орфограмм). Прежде чем вписать слово в кроссворд, детям необходимо не только отгадать это слово, но и предварительно подобрать к нему проверочное (парные согласные, безударные гласные, непроизносимые согласные), на что указывает соответствующее задание. 

«Аукцион»

В эту игру мы играем при закреплении материала. Тема «Лес – природное сообщество». Необходимо перечислить зверей, обитающих в лесу. Приз – набор открыток с изображениями животных или растений и т.д.. Кто-то называет первого зверя: «Медведь!».

- Медведь, раз (удар молоточком)

- Рысь!

- Рысь, два!

Так продолжается, пока молоточек не ударит три раза. Участник, назвавший последним правильный ответ, получает приз.

Проблему удержания внимания учащихся на уроке помогает мне решать компьютер. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, ребята активны в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютерные игры редко оставляют ребенка равнодушным. «Компьютерный» интерес я стараюсь распространить и на школьный предмет, который лучше усваивается в игровой обстановке. Интерактивная доска позволяет не просто облегчить и сделать более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность ребенка. Теперь мы можем совершать виртуальные экскурсии в Третьяковскую галерею, Ботанический сад и т.д.

Урок – это не только «форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребёнка в школе, чем ярче, увлекательнее и убедительнее она проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические методы и приёмы мотивации учащихся

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации”...

Формы и приёмы развития учебной мотивации у младших школьников

Материал для выступления на педагогическом совете, методическом объединении...

Эффективные приёмы повышения мотивации младших школьников на занятиях во внеурочное время

   Мотивация - это основной компонент успешности школьника. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”...

Приёмы мотивации на уроках изобразительного искусства.

Как  же увлечь детей на уроке? Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. При всем многообразие мотивов, существуют общ...

Приёмы мотивации

Приёмы мотивации по классам...

2. Статья "Методы и приёмы мотивации учащихся"

Статья о развитии мотивации в учебной и внеурочной деятельности....

Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка. При разработке темат...