2. Статья "Методы и приёмы мотивации учащихся"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Людмила Викторовна Исламова

Статья о развитии мотивации в учебной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Методы и приёмы мотивации учащихся»

Исламова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Карагайская СОШ №2»

Аннотация. Статья посвящена методам и приёмам мотивации школьников к обучению. Представлен опыт работы автора в учебной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: мотивация «внешняя» и «внутренняя», способы и методы мотивации, сотрудничество с родителями, учебная и внеурочная деятельность.

В последнее время родители младших школьников  и педагоги сталкиваются с отсутствием мотивации к учебе у детей, хотя   дошкольники хотят идти в школу и учиться отлично. В начале организации учебного процесса  перед учителем возникает проблема,  как сделать так, чтобы у обучающихся появился внутренний стимул познавать новое, независимо от усилий, которые надо будет для этого приложить, и какие выбрать мотивационные факторы к обучению у ребёнка, который считает, что учиться в школе неинтересно?

Мотивация – это побуждение к действию, мотивы – это направленность учащихся на отдельные стороны учебной деятельности, связанные с внутренним отношением ученика к учебе [2].  В настоящее время у школьников всё чаще проявляется тенденция: отсутствие желания и интереса учиться и получать знания. Не каждый ребенок с раннего детства  может осознать, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. 

У одних детей мотивация  к учебному процессу исчезает, как только встречаются первые трудности при обучении в 1 классе, у других утрачивается со временем. Почему так происходит? Психологи говорят, что мотивация к обучению формируется еще в детстве в домашних условиях. На этом этапе родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно заставить себя получать знания и применять их на практике, что в дальнейшем ведет к неуспеваемости и снижению уровня интеллекта, а дальше к отклонениям в поведении. Учитель должен четко представлять, какие способы мотивации  будут эффективными в его деятельности.  Театр начинается с вешалки, а обучение начинается с классной комнаты. Уютное, красиво оформленное помещение - важный фактор для создания определённого эмоционального фона на уроке, настраивающего на благоприятное восприятие изучаемого материала.  

Из опыта работы могу отметить, что повышение мотивации к обучению младших школьников  во многом зависит от взаимного сотрудничества учителя начальных классов    с родителями. Ребенок чувствует поддержку родителей, если с ним часто  разговаривают о важности получения им образования, ежедневно спрашивают о том, как прошел день в школе. Интересуются, какое домашнее задание ему нужно выполнить. Если дома говорят о его успехах и обсуждают пути преодоления школьных неудач, поощряют, поддерживают, оказывают дополнительную помощь, не сравнивают ребенка с другими детьми, любят и уважают как личность, т.е. принимают таким, какой он есть, то ребенок  становится более уверенным, ему хочется узнавать новое, у него повышается мотивация к обучению [3]. Ребёнок должен слышать слова: «Мы верим в тебя, у тебя всё получится!» 

На формирование мотивации обучающихся большое влияние оказывает стиль педагогической деятельности, взаимоотношения педагога с учащимися. Как отмечают психологи, авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения и задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога способствует внутренней мотивации, а либеральный стиль снижает и формирует мотив «надежды на успех». В.А.Сухомлинский отмечал: «Для ребёнка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребёнка сидеть за книгой» [1].

Очень важно показывать достижения в развитии личности детей, проявлять доверие к силам и интеллектуальным возможностям учащихся.  Проявление личного позитивного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения, выстраивание доверительных отношений с учащимися  создаёт предпосылки  для формирования положительной мотивации. Учитель должен подбирать такие формы подачи учебного материала, чтобы вызвать у детей позитивные эмоции, актуализировать развитие познавательных психических процессов, учитывать в своей работе группы мотивов, выделять среди них приоритетные. 

Проявление учителем  эрудиции, заинтересованного отношения к предмету, высоких деловых качеств  мотивируют учащихся к изучению любого предмета.  И я стараюсь оправдывать эти ожидания моих учеников. На уроках использую различные средства обучения: учебные презентации и видеофильмы; обучающие карточки с пропущенными словами или изображениями; образовательные фотографии или коллажи с заданиями по теме урока; коллекции семян, плодов, грибов и т.п.  Как показывает мой опыт работы, наиболее эффективными в плане развития мотивации являются познавательные викторины, ребусы, загадки, рассказы с фантастическими сюжетами, путешествия во времени. Данные игры и упражнения задействуют все сферы интеллектуальной деятельности ребёнка, поэтому и приносят ожидаемый эффект.  

Успешно организованные дидактические игры, в которых ученик имеет возможность самостоятельно добывать знания или контролировать приобретённые умения и навыки, дают возможность использовать ИКТ для развития мотивации к обучению. Незаменимыми помощниками здесь являются сайты:  https://learningapps.org/ (создание филвордов и кроссвордов; интерактивных упражнений, викторин); https://etreniki.ru/ (тренажёры и обучающие игры);   генераторы ребусов и кроссвордов - http://rebus1.com/http://kvestodel.ru/generator-rebusov , https://cross.highcat.org/ru_RU/ ; создание обучающих карточек -  https://childdevelop.ru/   и др.

Важна  организация дружеских взаимоотношений в ученическом коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Моим учащимся очень нравится выполнение творческих работ, оформление стенгазет, листовок, плакатов. Совместная работа не только объединяет, но и приносит радость! Проявление инициативы, самостоятельный выбор темы, условий оформления творческих работ, достигнутый результат, одобрение этих результатов сверстниками и взрослыми – это очень важные в психологическом плане мотивы  для успешного обучения.

Повышение уровня мотивации достигается не только в учебной, но и  во внеурочной деятельности в совместной проектной и исследовательской работе, часто вместе с родителями и педагогами школы. Дети видят заинтересованность и поддержку взрослых,    имеют возможность методами проб и ошибок достигать поставленных целей.  Так, организация исследовательской деятельности для учащихся класса привела к социально - значимым результатам по выращиванию лесных культур. Выращенные своими руками сеянцы дубков, елей, сосны сибирской использовались для посадки в школьном дендрарии и микрорайоне школы. А выращивание кристаллов из насыщенных растворов солей удовлетворило природное любопытство детей, задумавшихся над вопросом «Как получить кристаллы разных веществ в домашних условиях?».  В том и другом случае достижение поставленной цели является важным мотивационным фактором для следующих исследовательских работ  обучающихся.  

Следовательно, в арсенале современного педагога всегда найдутся методы и приёмы для мотивации обучающихся. Главное, уметь их использовать в нужное время и в нужном месте!

Источники информации:

1. Галица, Е. В. Формирование интереса и желания учиться у ученика по В. А. Сухомлинскому / Е. В. Галица. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 11-13. — URL:  https://moluch.ru/th/4/archive/4/36/ (дата обращения: 18.08.2021).

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – М., 2002.

3. Рекомендации учителям по повышению уровня учебной мотивации обучающегося. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://482.shko.la/home/pedagog-psiholog/dla

(дата обращения: 18.08.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические методы и приёмы мотивации учащихся

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации”...

Мотивация учения. Причины снижения мотивации учащихся.

Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом,...

Приёмы мотивации на уроках изобразительного искусства.

Как  же увлечь детей на уроке? Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. При всем многообразие мотивов, существуют общ...

Доклад "Приёмы повышения мотивации учащихся"

Приёмы повышения мотивации учащихся...

Доклад "Приёмы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике"

Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников можно назвать одной из главных задач школы....

Приёмы мотивации

Приёмы мотивации по классам...

Приёмы мотивации

Приёмы мотивации...