Конспект урока "Дорога в космос" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Материал разработан и может быть использован на уроке окружающего мира, для проведения классного часа, внеурочного занятия по теме "День космонавтики" в 3 классе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_doroga_v_kosmos_3_klass.docx115.29 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Конспект урока окружающего мира по теме:

«Дорога в космос»

 

 

 

Класс: 3

Тема урока: «Дорога в космос»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о развитии отечественной космонавтики в мире, перспективы ее развития.

Задачи урока:

Образовательные: ознакомление учащихся с ключевыми личностями ученых, инженеров, конструкторов и космонавтов;

Развивающие: 

- умение работать сообща, вести диалог, таким образом, развивать коммуникативные способности учащихся;

- развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, эмоций; умение оценивать работу одноклассников;

- развитие в детях чувства уверенности в своих возможностях.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса, чувства взаимопомощи, товарищества и сотрудничества; формирование и воспитание устойчивой гражданской позиции.

Планируемые результаты:

  1. Личностные УУД -  учебно-познавательный интерес к теме урока; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата.
  2. Предметные УУД -   понимать значение освоения человеком космоса; знать имя первого человека, совершившего полёт в космос; делать выводы из изученного материала; научатся оценивать свои достижения.
  3. Метапредметные УУД:

        Регулятивные УУД - умение определять и формулировать цель на уроке; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Коммуникативные УУД - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации; применение методов решения проблемы; способность к умению учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)

            Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактические материалы: «Кубик Блума», звезды с темами докладов, карточки с заданием.

Структура урока:                                                              

             1) Организационный этап (1 мин);                                                      

2) Актуализация знаний (4 мин);

3) Сообщение темы и целеполагание (1 мин)

4) Первичное усвоение новых знаний (15 мин)

5) Первичная проверка понимания (10 мин)

6) Первичное закрепление (10 мин)

7) Итог (1 мин) 

8) Рефлексия (1 мин) 

Этапы, время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята!  Я очень рада вас видеть!

Вы спешите, ребята, в свой класс,

Без учебы дела не пойдут.

Космонавты растут среди нас,

Но без знаний на Марс не возьмут!

Ребята! Готовьтесь к полету!

Скоро, скоро настанет тот час,

Когда будут дороги открыты

На Луну, на Венеру, на Марс!

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом.  

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний (4 мин.)

- Ребята, сейчас мы обобщим знания по определенной теме. Что это за тема, вы скажите мне сами, после того, как мы сыграем. У меня в руках куб, на каждой грани которого написаны разные слова, каждое из которых представляет собой либо вопрос, либо задание: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предположи», «Придумай», «Поделись».

- Итак, сейчас я брошу кубик любому из вас, выпавшая вам грань укажет на то, какое задание вам необходимо выполнить.

Ловят кубик, отвечают на вопросы по тематике урока.

1.  

  • Назови, что такое космос. (Мир, Вселенная)
  • Назови первого космонавта в России. (Юрий Гагарин)

2.

  • Почему на Земле происходит смена дня и ночи? (Смена дня и ночи происходит благодаря вращению Земли вокруг собственной оси)
  • Почему нашу планету назвали Земля? (Планету назвали так потому, что все ее население могло жить только благодаря тому, что произрастает в земле)

3.

  • Объясни, для чего человек стремится к освоению космоса? (Высказывание К.Э. Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле…Планета есть колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели»)
  • Объясни, почему Солнце является источником жизни на Земле (Всякое движение на Земле происходит главным образом за счет энергии, которая поступает к нам в солнечных лучах)

4.

  • Предположи, как называется специальность людей, которые летают на космических кораблях? (Космонавт)
  • Предположи, как называется космический транспорт? (Ракета)

5.

  • Поделись своим мнением, что лучи Солнца несут на Землю. (Свет и тепло)
  • Поделись своим мнением о том, в чем же могут быть схожи планеты. (Все планеты в Солнечной системе обращаются по орбитам вокруг Солнца в том же направлении, в каком вращается Солнце, то есть против часовой стрелки)

6.    

  • Придумай название новой звезды, которую может быть откроет ваше поколение.
  • Придумай название ракеты, которую ты бы запустил в космос.

3. Сообщение темы и целеполагание (1 мин.)

- Ребята, догадались ли вы, о теме нашего урока? (Космос)

- Правильно! Сегодня мы поговорим о космосе. Точнее, о истории космонавтики России.

- Определим цели урока. Предположите.

1. Узнать, кто впервые побывал в открытом космосе

2. Узнать, кто впервые сконструировал космический корабль

3. Узнать имена российских космонавтов

- Итак, ребята, тема нашего урока «Дорога в космос»

Отвечают на вопросы учителя по теме урока.

Определяют цели урока.

4. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.)

- Космос привлекал людей с давних времен. Люди смотрели на звездное небо, и думали, что возможно там, где-то еще есть жизнь. Его тайны призывали человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Люди всегда хотели понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются. В 15 веке ученым Ньютоном был построен первый телескоп.  

- Ребята, что мы можем увидеть с помощью этого прибора? (Телескоп - астрономический оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил). Обратите внимание на слайд.

- Благодаря этому прибору удалось составить карту звездного неба, открыть планеты.

- Ребята, кто знает, что изучает наука астрономия? (Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем). Обратите внимание на слайд.

- Принято считать, что российская астрономия стала развиваться примерно в 16 веке. Самый ее расцвет связан с именами Ломоносова, Петра Первого и Якова Брюса. Именно их по праву можно считать первыми русскими астрономами, а переоценить их влияние на историю российской астрономии просто невозможно. При Петре Первом были построены астрономическая обсерватория, планетарий и Петербургская академия наук. С этого времени люди мечтали о полетах в космос. Но до этого будет еще длинная дорога.

- Россия стала первопроходцем в освоении космоса. С конца 1950-х до середины 1960-х годов было положено начало всем основным направлениям развития мировой космонавтики. Запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос, первый выход человека в открытое космическое пространство, первые полеты космических аппаратов к Луне и планетам Солнечной системы. 4 октября 1957 года с 5-го Научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, получившего впоследствии название космодром Байконур, ракетой-носителем «Спутник» (Р-7) был запущен первый искусственный спутник Земли. Он просуществовал три месяца и всё время передавал радиосигналы «пип-пип» на Землю.

- Ребята, первыми в космос были отправлены животные. Какие? (Собаки)

- Какие клички были у этих собак? (Белка и Стрелка)

- Полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полёт и успешно вернулись на Землю.

- Ребята, кто является конструктором, космического корабля на котором человек впервые вышел в космос? (Сергей Павлович Королев). Название космического корабля – «Восток».

- 12 апреля 1961 года сбылась вековая мечта человечества, полёт человека в космос. Этот день стал Днем космонавтики.

- Ребята, кто совершил первый полет в космос? (Юрий Гагарин)

- Старт осуществлялся с космодрома «Байконур». Гагарин совершил один виток вокруг Земли.

- С этого дня история освоения космоса обогатилась множеством фактов и историй.  

Слушают информацию учителя по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя по теме урока.

Физминутка

Видео-физминутка «Зеленые лунатики»

Выполняют физические упражнения

5. Первичная проверка понимания

- Продолжим работу по теме урока.

- Ребята, домашним заданием у вас было подготовить небольшие доклады об истории освоения космоса.

- Обратите внимание на слайд. На нем мы видим яркие звезды. Мы будем их открывать и узнавать новую информацию об освоении космоса. На каждой из них тема из истории космонавтики. (Учитель поднимает ранее заготовленные звезды с темами докладов об истории космоса. Ранее детям был озвучен план их выступления). Ребята, у кого подготовлен доклад по данной теме, выходит к доске и рассказывает.

       - «Вселенная. Земля. Планеты»

       - «Животные первооткрыватели»

        - «Покорение космоса. Юрий Гагарин»

        - «Особая профессия космонавт. Жизнь и работа на космической станции»

   

        - «Музей космонавтики» (Пример доклада: Музей космонавтики - один из крупнейших научно-исторических музеев мира. История музея в 1964 году, когда в Москве поставили монумент «Покорителям космоса» - это уникальный памятник, расположенный в мемориальном парке у метро "ВДНХ", второй по высоте среди памятников России. И только в апреле 1981 года в стилобате монумента был открыт Мемориальный Музей космонавтики)

- Молодцы ребята! Вы подготовили познавательные доклады об истории космоса и космонавтики.

 

Зачитывают доклады по теме урока.

6. Первичное закрепление (10 мин.)

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем, чтобы закрепить наши знания по теме урока.

Игра «Верите ли вы, что….»

1. …изобретатель первых советских космических кораблей Сергей Павлович Королев.

2. …12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с человеком на борту.

3. … кроме собак побывали другие животные

4. … в космос летают, чтобы изучить поверхность Земли и другие планеты

5… Юрий Гагарин – смелый и мужественный человек.

6. …полет Юрия Гагарина продолжался 3 часа 48 минут

- Ребята, перед вами на столах лежат карточки. Найдите здесь спрятанные слова, связанные с космосом. Работаем самостоятельно. Затем проверим.

Ответ: космос, планета, Земля, ракета, скафандр, космонавт.

- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал урока.

Выполняют задания на закрепление полученных знаний.

7. Итог (1 мин.)

- Посмотрите сколько знаний мы сегодня получили об освоении космоса, сколько

открытий сделали.  

- Все ли цели урока мы достигли? (Да, мы многое узнали об истории освоения космоса)

- Ребята, приближается 12 апреля – День космонавтики. День космонавтики отмечается в честь первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток». Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. - В этот день, мы вспоминаем о российских конструкторах космических кораблей, космонавтах. Мы гордимся ими!

Отвечают на вопросы учителя

8. Рефлексия

Листок самооценки ………………………

 Я умею работать с информацией

Я умею слушать и слышать товарищей

Я умею чётко и ясно излагать своё мнение

Я горжусь космическими достижениями своей Родины


Оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"

конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО  Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока в начальных классах (1 класс) по теме «Знакомство с задачей»

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по теме «Знакомство с задачей». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, работающих по программе развивающего обучения Л.В.З ...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...