Музейно-педагогическое занятие "Слушать сердце(М)"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Варешина Елена Вячеславовна

Музейно-педагогическое занятие:  «Выставка одного экспоната».

- Цель занятия: Используя экспозицию, познакомить детей с жизнью матери Героя РФ М.Ю. Малофеева;

Изучить особенности труда педиатра (на примере профессиональной деятельности Д.Д. Беляевой или любого известного доктора).  

  • Приобретение учащимися  знаний о музее, музейном экспонате как источнике информации о прошлом,  истории появления предмета, который стал символом профессии врача.
  • Пополнение знаний и словарного запаса.
  • Возникновение заинтересованности детей к профессии врача и желания изучать другие медицинские специальности и предметы.
  • Развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizitnaya_kartochka_zanyatiya_1.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музейно-педагогическое занятие

Выставка одного экспоната

«Слушать сердце(м)»

Выполнила:

Варешина Елена Вячеславовна

Заведующий музеем

ГОУ Школы №429 им. М.Ю. Малофеева

Петродворцового района

Санкт-Петербург

2021

Визитная карточка

- Номинация: Музейно-педагогическое занятие:

 «Выставка одного экспоната».

- Цель занятия: Используя экспозицию, познакомить детей с жизнью матери Героя РФ М.Ю. Малофеева;

Изучить особенности труда педиатра (на примере профессиональной деятельности Д.Д.Беляевой).

- Адресат: учащиеся  1-4 классов.

- Тема: «Слушать сердце(м)»

- Виды совместной деятельности:

1. Эмпирический момент. Предъявление стетоскопа аудитории, вопросы о знании его применения.

2. Историческая справка. Возникновение стетоскопа, разница между первым и современным стетоскопом.

3. Эвристический момент. Почему оказался этот прибор в музее?

4. Принадлежность прибора. Рассказ о матери Героя, Дине Дмитриевне Беляевой и  ее профессиональной деятельности.

5. Рефлексия.

6. Творческая работа.

- Место проведения занятия: выставка располагается в пространстве музея.

Данная зона находится в свободном доступе для посетителей. Она расположена на столе, предназначена для тактильного исследования предмета (рассматривания, ощупывания, обследования, экспериментирования.) В этом пространстве можно «примерить» стетоскоп, который хранит память рук Дины Дмитриевны.

- Планируемые результаты:

  • Приобретение учащимися  знаний о музее, музейном экспонате как источнике информации о прошлом,  истории появления предмета, который стал символом профессии врача.
  • Пополнение знаний и словарного запаса.
  • Возникновение заинтересованности детей к профессии врача и желания изучать другие медицинские специальности и предметы.
  • Развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе общения.

1. Взаимодействие с детьми:

Предъявление стетоскопа аудитории.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ld_prof-plus.jpg

Учащиеся, рассматривая стетоскоп, определяют, кто  пользуется этим прибором, для чего он служит и как его используют?

2. Историческая справка.

 (Используя распечатанное фото изобретателя и первого стетоскопа)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide-9.jpg

Рассказ о возникновении прибора, ознакомление с его создателем и  того, как выглядел первый статоскоп.

Однажды, прохладным утром в сентябре 1816 года, во время прогулки во дворе Лувра в Париже, 35-летний французский врач Рене Лаэннек наблюдал, как двое детей посылали друг другу сигналы, используя для этого деревянную трубку – дети переговаривались через трубку и получали усиленный звук. И вот как-то раз,  придя к своей пациентке из-за внутренней деликатности,  Рене не смог приложить ухо к груди больной молодой девушки, и, чтобы пощадить ее стыдливость, стал прослушивать сердце и легкие свернутыми в трубочку нотами. О, чудо – звуки были сильнее. Так родился стетоскоп. Поначалу он клеил его из плотной бумаги, затем стал экспериментировать с различными породами дерева. Его собственный стетоскоп сильно отличался от того, что мы привыкли видеть сегодня. Именно тот прибор стал символом профессии врача.

3. Поинтересоваться у ребят о том, как этот прибор мог оказаться в нашем музее.

4. Рассказ о матери Героя и ее профессиональной деятельности.

Беляева Дина Дмитриевна родилась 8 февраля 1930 года в Вологодской области. 

  Отец – кадровый военный, участник Великой Отечественной войны. Войну Дина Дмитриевна помнила хорошо. Рассказывала, что испытали и голод, и тяжёлую работу – она помогала в поле, на огороде и в домашних делах. Помнила, как болят руки от тяжёлых вёдер с водой. Как-то им передали пакет с мятными пряниками. «Это было такое чудо, ведь даже сахар был лакомством. А тут – пряники. И такой от них аромат был… Я вкус этих пряников помню до сих пор», - вспоминала Дина Дмитриевна. Из-за службы отца семья часто переезжала. Школу закончила в Петрозаводске. Поступила в ленинградский педиатрический институт. На 3-м курсе вышла замуж тайком от родителей, не поменяла фамилию. После окончания института, уехала с мужем в г. Находка Приморского края. Там работала в городской больнице, была единственным педиатром на весь город. Врачей не хватало, приём детей в поликлинике вёл дерматолог, и ей часто приходилось выезжать на консультации в сложных случаях. Жили в 2-х комнатной квартире на 2 семьи, очень помогала соседка - сидела с малолетним сыном Дины Дмитриевны, который родился 25 мая 1956 года.

    В 1957 г. семья переехала в Ломоносов. Сначала жили в частном доме на Заводском переулке в Мартышкино – им выделили чердак, который они утеплили. «Очень хорошие люди были наши хозяева», - отмечала Дина Дмитриевна. Здесь же работала в амбулатории на Морской улице. Затем переехали к родителям мужа, которые имели комнату в коммунальной квартире в бараке на Краснофлотском шоссе. «Народ там жил очень хороший, дружный», – говорила Дина Дмитриевна. В 1964 г. переехали в комнату в коммунальной квартире на пр. Юного Ленинца (ныне Дворцовый пр.). Сын ходил в детский сад в Красной Слободе. Очень помогала бабушка Миши. Сама Дина Дмитриевна работала в детской поликлинике участковым педиатром. Затем работала в ЦРБ заведующей детским отделением, позднее – заведующей детской поликлиникой. Дина Дмитриевна рассказывала, что был случай в её жизни – очень заболел сын, а на работе не хватало врачей. «Я дала ему лекарство, рассказала, как и когда принимать, оставила еду и ушла на работу. Телефона не было. Принимаю детишек, а у самой мысли – как там Миша? И не уйти – больных много, всех надо принять. Домой бежала, сердце замирало – что там дома? Встретил меня Миша – мама, ты не ругайся, пожалуйста. Я из холодильника икру съел, которую ты к Новому году прикупила. Я говорю: Миша, как хорошо, что ты поел, что ты сыт».

       Много лет Дина Дмитриевна проработала детским врачом. Ее главное лекарство было – забота и доброта. В Ломоносове ее знают многие, как профессионального доктора и любящую мать. Ведь Дина Дмитриевна слушала сердца многих детей, которые встречались на ее жизненном пути, и слушала их своим сердцем.

5. После рассказа снова спросить у детей о том, почему этот предмет является экспонатом нашего музея и что нового и интересного они узнали?

6. В завершении занятия предложить вырезать детям сердечки, которые символизируют сегодняшнее занятие, и сделать общую фотографию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги и перспективы музейно-педагогической работы с детьми четвертого класса общеобразовательной школы по программе «Здравствуй, музей!»

Подведение итогов работы с учащимися 4 класса общеобразовательной школы по программе "Здравствуй, музей!" на базе Русского музея г. Санкт-Петербурга....

Конспект урока по здоровьесбережению. Тема: «Сохрани своё сердце здоровым. Сердце и кровеносные сосуды.» 3 класс

Подробная и занимательная наглядная информация может быть использована на уроках педагогики здоровья,  здоровьесбережения 3 класса  общеобразовательных учереждений....

Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО

Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР"  по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия  и сотрудничества с различ...

Презентация "От сердца к сердцу. Письмо ветерану"

В презентации показаны лучшие творческие работы учащихся МОУ "СОШ №3 им. С.В.Ишеева" г. Ясногорска Тульской области"Ссылка на презентацию: https://yadi.sk/i/HyaL4WqEsS7We...

Разговор от сердца к сердцу "По ступеням красоты духа - к самосовершенствованию".

Мастер - класс для учителей начальных классов. Размышление о предназначении учителя....

Социально-значимый проект " От сердца к сердцу"

Актуальность данного проекта очевидна- обучающие проявляют чувство милосердия, гуманности, толерантности по отношению к близким людям, у них формируется чувство ответственности за окуржающий мир....

Занятие по музейно-педагогической программе. Курс "Учись смотреть и видеть". Тема "О чём говорят вещи"

Занятие способствует формированию эстетического восприятия окружающего мира....