Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka.doc | 456 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
2021-2022 уч.г.
Направление: обще интеллектуальное
На основе: авторской программы развития познавательных способностей
учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю., Цибаевой «Умники и
умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным
умникам и умницам». 4 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2017.
Уровень: базовый
Класс: 4
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2017. - 220 с. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках научно-познавательного направления.
- Цель программы:
развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
1.2. Общая характеристика программы
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность.
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных
ситуациях. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
- развитие речи.
Воспитывающий аспект
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
- Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
- Особенности организации учебного процесса
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия:
- «Мозговая атака» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
- Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
- Весёлая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
- Возраст детей, участвующих в программе
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.
Программа направлена на:
- обучающихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
- обучающихся, имеющих желание реализовать свои знания;
- обучающихся, имеющих различные проблемы в обучении;
- обучающихся, мотивированных на обучение.
- Связь с урочной деятельностью
Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Математика», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
- Виды внеурочной образовательной деятельности обучающихся
- Игровая деятельность.
- Познавательная деятельность.
- Совместно-распределительная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование).
- Трудовая деятельность (самообслуживание).
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
В 1 классе 66 часов (2 часа в неделю)
Во 2 классе 68 часов (2 часа в неделю)
В 3 классе 68 часов (2 часа в неделю)
В 4 классе 68 часов (2 часа в неделю)
Программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
1.9. Информация о количестве учебных часов,
на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
в 1 классе:
Количество часов в год – 66
Количество часов в неделю - 2
Количество часов в I четверти - 18
Количество часов во II четверти - 14
Количество часов в III четверти – 18
Количество часов в IV четверти - 16
во 2 - 4 классах:
Количество часов в год – 68
Количество часов в неделю - 2
Количество часов в I четверти - 18
Количество часов во II четверти - 14
Количество часов в III четверти – 20
Количество часов в IV четверти - 16
1.10. Образовательные технологии
Для реализации программного содержания используются образовательные технологии:
- игровые технологии;
- проблемное обучение (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин);
- исследовательское обучение (А.И. Савенков);
- ИКТ;
- здоровьесберегающая технология;
Основной метод - метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий.
Формы и режим занятий.
- По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая.
- По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра.
- По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Занятия проводятся в классной комнате. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа - диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Продолжительность занятий.
1 класс – 35 минут.
2-4 классы – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
- Работа в парах
- Работа в группах различного состава
- Исследовательская деятельность
- Рефлексия
- Проектная деятельность
2. Содержание учебного курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
2.1. Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
1 класс
Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - |
II. Выявление уровня развития познавательных процессов | 2 | - | 2 |
III. Тренировка внимания | 18 | - | 18 |
IV. Развитие мышления | 8 | - | 8 |
V. Тренировка памяти | 18 | - | 18 |
VI. Совершенствование воображения | 8 | - | 8 |
VII. Развитие аналитических способностей | 8 | - | 8 |
VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения» | 2 | - | 2 |
Итого | 66 | 2 | 64 |
Содержание программы. 1 класс (66 занятий)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Умники и умницы» 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 2 | ||
2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 2 | ||
3 | Развитие концентрации внимания. | 2 | ||
4 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 2 | ||
5 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 | ||
6 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 2 | ||
7 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
8 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 2 | ||
9 | Развитие логического мышления. | 2 | ||
10 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 2 | ||
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 | ||
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 2 | ||
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 2 | ||
16 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 | ||
17 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 2 | ||
18 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
19 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 2 | ||
20 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
21 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 2 | ||
22 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 2 | ||
23 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 | ||
24 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 2 | ||
25 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
26 | Развитие логического мышления. | 2 | ||
27 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 2 | ||
28 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 2 | ||
29 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 2 | ||
30 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
31 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
32 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 2 | ||
33 | Обобщающее занятие «Наши достижения». | 2 |
Планируемые результаты освоения курса в 1 классе
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность для формирования
Личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие;
- слова – выражения приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
- понятие слово, толковый словарь;
- однозначные и многозначные слова.
2.2. Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
2 класс
Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - |
II. Свойства, признаки и составные части предметов | 8 | - | 8 |
III. Сравнение | 12 | - | 12 |
IV. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями | 8 | - | 8 |
V. Элементы логики | 14 | - | 14 |
VI. Развитие речи | 16 | - | 16 |
VII. Развитие аналитических способностей | 6 | - | 6 |
VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения» | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 2 | 66 |
Содержание программы. 2 класс (68 занятий)
- Свойства, признаки и составные части предметов (8 часов)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
- Сравнение (12 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
- Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (8 часов)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
- Элементы логики (14 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
- Развитие речи (16 часов)
Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями. Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.
- Развитие аналитических способностей (6 часов)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.
Рекомендуемая модель занятия такая:
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).
- Разминка (3-5 минут).
Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
- Весёлая переменка (3-5 минут).
- Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления, и достижению состояния зрительного комфорта. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать - (5 минут). Учащимся предлагаются задачи, при решении которых необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 3, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
2 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата | |
план | факт | |||
1 | 2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | ||
2 | 2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
3 | 2 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
4 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
5 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
6 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | ||
7 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | ||
8 | 2 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | ||
9 | 2 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
10 | 2 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
11 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
12 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
13 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | ||
14 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. | ||
15 | 2 | Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
16 | 2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
17 | 2 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
18 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
19 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
20 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | ||
21 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | ||
22 | 2 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | ||
23 | 2 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
24 | 2 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
25 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей. | ||
26 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
27 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | ||
28 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. | ||
29 | 2 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | ||
30 | 2 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей. | ||
31 | 2 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
32 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей. | ||
33 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие способности рассуждать. | ||
34 | 2 | Развитие аналитических способностей. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Планируемые результаты освоения курса во 2 классе
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность для формирования
Личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения;
- распознавать виды текстов;
- редактировать тексты;
- работать со словарями;
- писать творческие изложения с языковым разбором;
- выделять фразеологизмы.
2.3. Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
3 класс
Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - |
II. Свойства, признаки и составные части предметов | 6 | - | 6 |
III. Сравнение | 8 | - | 8 |
IV. Комбинаторика | 4 | - | 4 |
V. Действия предметов | 8 | - | 8 |
VI. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями | 4 | - | 4 |
VII.. Элементы логики | 20 | - | 20 |
VIII. Развитие творческого воображения | 6 | 6 | |
IХ. Практический материал | 8 | 8 | |
Х. Обобщающее занятие «Наши достижения» | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 2 | 66 |
Содержание программы. 3 класс (68 занятий)
- Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
- Сравнение (8 часов)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
- Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
- Действия предметов (8 часов)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
- Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (4 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
- Элементы логики (20 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
- Развитие творческого воображения (6 часов)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
- Практический материал (8 часов)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятия такова:
- «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
- Разминка (3-5 минут).
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Логически-поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
- Весёлая переменка (2-3 минуты).
- Решение нестандартных задач (10-15 минут).
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение! решения задачи.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 4, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
3 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата | |
план | факт | |||
1 | 2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | ||
2 | 2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
3 | 2 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
4 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
5 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
6 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | ||
7 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. | ||
8 | 2 | Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
9 | 2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
10 | 2 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
11 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
12 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
13 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | ||
14 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | ||
15 | 2 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | ||
16 | 2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
17 | 2 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
18 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
19 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
20 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | ||
21 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задание по перекладыванию спичек. | ||
22 | 2 | Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
23 | 2 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
24 | 2 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
25 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
26 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
27 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | ||
28 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | ||
29 | 2 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | ||
30 | 2 | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
31 | 2 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||
32 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
33 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | ||
34 | 2 | Развитие логического мышления. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Планируемые результаты освоения курса в 3 классе
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем классе являются формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
2.4. Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
4 класс
Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
I. Введение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - |
II. Сравнение | 6 | - | 6 |
III. Комбинаторика | 6 | - | 6 |
IV. Элементы логики | 22 | - | 22 |
V. Развитие творческого воображения | 22 | - | 22 |
VI. Практический материал | 8 | - | 8 |
VII Обобщающее занятие «Наши достижения» | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 2 | 66 |
Содержание программы. 4 класс (68 занятий)
- Сравнение (6 часов)
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
- Комбинаторика (6 часов)
Решение задач с помощью таблиц и графов.
- Элементы логики (22 часа)
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
- Развитие творческого воображения (22 часа)
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
- Практический материал (8 часов)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимается по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.
Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе.
- Мозговая гимнастика (2 минуты).
- Разминка (3-5 минут).
- Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
- Логически-поисковые задания (10 минут).
- Весёлая переменка (2-3 минуты).
- Решение нестандартных задач (10-15 минут).
Динамика развития познавательных способностей учащихся за год оценивается с помощью таблицы 5, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 36.
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»
4 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата | |
план | факт | |||
1 | 2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 02.09.2019 03.09.2019 | |
2 | 2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 09.09.2019 10.09.2019 | |
3 | 2 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 16.09.2019 17.09.2019 | |
4 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 23.09.2019 24.09.2019 | |
5 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 30.09.2019 01.10.2019 | |
6 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 07.10.2019 08.10.2019 | |
7 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 14.10.2019 15.10.2019 | |
8 | 2 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 21.10.2019 22.10.2019 | |
9 | 2 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 05.11.2019 09.11.2019 | |
10 | 2 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 11.11.2019 12.11.2019 | |
11 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 18.11.2019 19.11.2019 | |
12 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 25.11.2019 26.11.2019 | |
13 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 02.12.2019 03.12.2019 | |
14 | 2 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. | 09.12.2019 10.12.2019 | |
15 | 2 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 16.12.2019 17.12.2019 | |
16 | 2 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 23.12.2019 24.12.2019 | |
17 | 2 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 17.01.2020 18.01.2020 | |
18 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 24.01.2020 25.01.2020 | |
19 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 31.01.2020 01.02.2020 | |
20 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 07.02.2020 08.02.2020 | |
21 | 2 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 14.02.2020 15.02.2020 | |
22 | 2 | Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 21.02.2020 22.02.2020 | |
23 | 2 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 28.02.2020 01.03.2020 | |
24 | 2 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 07.03.2020 09.03.2020 | |
25 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 14.03.2020 15.03.2020 | |
26 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 28.03.2020 29.03.2020 | |
27 | 2 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 04.04.2020 05.04.2020 | |
28 | 2 | Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. | 11.04.2020 12.04.2020 | |
29 | 2 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 18.04.2020 19.04.2020 | |
30 | 2 | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 25.04.2020 26.04.2020 | |
31 | 2 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 02.05.2020 03.05.2020 | |
32 | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 10.05.2020 11.05.2020 | |
33 | 2 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 16.05.2020 17.05.2020 | |
34 | 2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 23.05.2020 24.05.2020 |
Планируемые результаты освоения курса в 4 классе
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
- познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
3. Ожидаемые результаты
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
К концу обучения в 1 классе обучающиеся должны уметь:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно несвязанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
К концу второго года обучающиеся должны уметь:
- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
- делать выводы, простейшие умозаключения;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
К концу третьего года обучающиеся должны уметь:
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
- решать нестандартные задачи по математике.
К концу четвёртого года обучающиеся должны уметь:
- уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
- решать логически - поисковые задачи, нестандартные задачи;
- находить несколько способов решения задач.
- Система оценки планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
К завершению курса в 4 классе достижение результатов 1-3 уровней.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создания портфолио для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом
(внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г. (методики
«Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни
описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития
контроля, оценки).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Критерии оценки результатов тестов.
- 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в интеллектуальных играх.
5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно – методическая литература для учителя
- Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» - Москва: РОСТ книга, 2019 г.
- Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2014 – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Учебная литература для учащихся
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)». Рабочие тетради. Москва: РОСТ книга, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса "Умники и умницы" (общеинтеллектуальное направление)...
Рабочая программа. Внеурочная деятельность.. "умники и умницы". 1 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса....
рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 1 класс
рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 1 класс...
рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 2 класс
рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 2 класс...