Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"
рабочая программа (2 класс)

Есина Ольга Валерьевна

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_2a_klass.docx254.16 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\YesinaOV\Desktop\ВД Умники.jpeg

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. - с. 191 - 210, программа внеурочной деятельности 1-4 классы. – Самара: Учебная литература, Издательский дом «Фёдоров», 2011 год

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках научно – познавательного направления.

                Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов.  Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом первый год.

                

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:

  • работать с разными источниками информации;
  • пользоваться изученной терминологией;
  • ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
  • выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  • сравнивать, анализировать полученную информацию;
  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  • раскрывать общие закономерности;
  • составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
  • работать в группе, в паре;
  • решать открытые и закрытые задачи;
  • определять последовательность осуществления логических операций.

Планируемые результаты обучения по программе:

Обучающиеся должны

2 год

  • научиться оперировать числовой и знаковой символикой;
  • научиться поиску закономерностей;
  • научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;
  • научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
  • научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность

перед ним;

Содержание учебной программы

1.Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

2.Сравнение (6 часов)

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

3.Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений.  Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

4.Комбинаторика (4 часа)

Перестановки. Размещения. Сочетания.

5.Элементы логики (7 часов)

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

6.Развитие творческого воображения (2 часа)

Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

7.Практический материал (3 часа)

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

Календарно-тематическое планирование 2 класс

Раздел программы

Программное

содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

Кол-во часов

№ урока

Дата проведения

По

плану

По

факту

«Умники и умницы»

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова. Логические задачи.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

1

Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру».

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Так же, как…..»

Найди буквенную закономерность (числовую) Логические задачи.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию).

Развитие логического

мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие

аналитических способностей и способности рассуждать.

1

6

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек.

Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по

перекладыванию спичек.

1

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Кто быстро и правильно ответить на вопросы.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

8

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

Развитие концентрации

внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

9

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Произнеси слово задом наперёд.

Отгадайте слово по первым буквам слов.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

10

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Игра «Угадай число». Ответь на вопросы по словам на доске.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово?

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Игра «На что похоже?»

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов.

Нарисуй вид  сверху.

Логические задачи.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

15

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Уровень кругозора.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

16

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Тренировка слуховой памяти.

Игра в слова.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы Тренировка зрительной памяти.

Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

18

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.

Задания на поиск закономерностей. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

20

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.

Упражнения на совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

21

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

22

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

23

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

24

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Уровень кругозора.

Развитие способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.

1

25

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

26

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

Логически – поисковые задания. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей.

1

27

Совершенствование воображения

Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Интеллектуальная игра.(знакомство)

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

28

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Угадай героев сказок, рассказов, повестей.

Тренировка концентрации внимания.

1

30

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графические диктанты.

Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах.

Развитие аналитических способностей.

1

31

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Тренировка слуховой памяти.

Определи на слух общий звук в словах.

Тренировка слуховой памяти.

1

32

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах.

Упражнение на поиск закономерностей.

1

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах.

Совершенствование воображения. Ребусы.

1

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....