Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_2a_klass.docx | 254.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. - с. 191 - 210, программа внеурочной деятельности 1-4 классы. – Самара: Учебная литература, Издательский дом «Фёдоров», 2011 год
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках научно – познавательного направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов. Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом первый год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
- работать с разными источниками информации;
- пользоваться изученной терминологией;
- ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- раскрывать общие закономерности;
- составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
- работать в группе, в паре;
- решать открытые и закрытые задачи;
- определять последовательность осуществления логических операций.
Планируемые результаты обучения по программе:
Обучающиеся должны
2 год
- научиться оперировать числовой и знаковой символикой;
- научиться поиску закономерностей;
- научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;
- научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
- научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;
- научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность
перед ним;
Содержание учебной программы
1.Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
2.Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
3.Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
4.Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
5.Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
6.Развитие творческого воображения (2 часа)
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
7.Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | Кол-во часов | № урока | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
«Умники и умницы» | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова. Логические задачи. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 1 | ||
Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 2 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления. | Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 3 | |||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 4 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «Так же, как…..» Найди буквенную закономерность (числовую) Логические задачи. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 5 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию). | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 6 | |||
Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. | Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 7 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Кто быстро и правильно ответить на вопросы. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 8 | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 9 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Произнеси слово задом наперёд. Отгадайте слово по первым буквам слов. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 10 | |||
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Игра «Угадай число». Ответь на вопросы по словам на доске. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 11 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово? | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 12 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «На что похоже?» | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 13 | |||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 14 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов. Нарисуй вид сверху. Логические задачи. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 15 | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | Уровень кругозора. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 16 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Тренировка слуховой памяти. Игра в слова. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 17 | |||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы Тренировка зрительной памяти. Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство». | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 18 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 19 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов. | Задания на поиск закономерностей. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 20 | |||
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел. | Упражнения на совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 21 | |||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 22 | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова. | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 23 | |||
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 | 24 | |||
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Уровень кругозора. | Развитие способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | 25 | |||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 | 26 | |||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. | Логически – поисковые задания. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. | 1 | 27 | |||
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Интеллектуальная игра.(знакомство) | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 28 | |||
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 | 29 | |||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | Угадай героев сказок, рассказов, повестей. | Тренировка концентрации внимания. | 1 | 30 | |||
Тренировка внимания Развитие мышления Графические диктанты. | Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах. | Развитие аналитических способностей. | 1 | 31 | |||
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант | Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах. | Тренировка слуховой памяти. | 1 | 32 | |||
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах. | Упражнение на поиск закономерностей. | 1 | 33 | |||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах. | Совершенствование воображения. Ребусы. | 1 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)
Цель занятий кружка «Умники и умницы»: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....