Наставничество в школе: мода или необходимость?
материал
Наставничество в школе: мода или необходимость?
Теме наставничества в школе уделено много внимания в национальном проекте «Образование». Как заявил министр просвещения в интервью Российской газете, «в сентябре 2021 года начнется апробация новой системы аттестации учителей в школах, внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист и учитель-наставник».
Согласно федеральному проекту «Современная школа», до конца 2024 года должна быть разработана методология наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с привлечением работодателей. Не менее 70% школьников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.
Согласно федеральному проекту «Учитель будущего», планируется внедрить национальную систему учительского роста педагогических работников, в том числе внести изменения в номенклатуру должностей. Предполагается, что 70% учителей в возрасте до 35 лет будут задействованы в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.
Специалисты, разрабатывающие методологию наставничества, обращают внимание, что в образовании исполнение поручений «под козырек» не работает. Нужно осмыслить вводимые изменения, подготовить к ним людей, создать необходимые условия.
В связи с этим небезынтересно посмотреть на наставничество в исторической ретроспективе: какую роль оно играло в жизни людей?
Принято считать, что первым известным наставником был Ментор — воспитатель сына Одиссея. Это имя стало нарицательным и используется сегодня для обозначения формы профессионального наставничества. В то время говорили, что наставник — это скульптор душ, потому что именно наставники, а не родители, заботились об образовании ребенка.
В XII веке в Англии, в университете Оксфорда появились тьюторы. Так называли преподавателей, которые занимались с каждым студентом персонально. Для этого выделялись специальные учебные часы. Тьютор ставил задачи и обсуждал со студентом различные пути их решения.
В России в середине XIX века в гимназиях была введена должность классного наставника, которому предписывалось изучать характеры учащихся и заботиться об их благополучии..
В истории есть много примеров выдающегося наставничества.
Считается, что решение об отмене крепостного права, принятое царем-реформатором Александром 2, — во многом заслуга Жуковского, который начал заниматься с маленьким Александром, когда тому было всего 9 лет, и поставил цель вырастить его просвещенным и всесторонне образованным.
От наставника зависит многое. Он может внести большой вклад в развитие личности опекаемого. Сократ и сам был прекрасным наставником для молодежи. Он проводил много времени в беседах с учениками и с помощью наводящих вопросов помогал им прийти к истине. Сегодня весь мир пользуется его методом, который так и называется «сократическая беседа».
Сегодня изменились социально-экономические условия и психология людей, поэтому институт наставничества претерпевает изменения. В наше время в поддержке нуждаются не только молодые и неопытные, то и те, кто сменил профессию или место работы. Наставники могут быть и у зрелых людей (например, цифровые волонтеры у преподавателей вузов). Такой тип наставничества называется «обратным». Наставники есть и у высококвалифицированных специалистов и руководителей (как в конкурсе Лидеры России).
Американский экономист Питер Друкер говорил: «Культура ест стратегию на завтрак», подчеркивая тем самым, что главное богатство любой организации — это люди и их отношения. Нужно заботиться об их профессиональном и личностном росте. Для этого в организации должна быть развитая система наставничества.
Это касается и отечественной общеобразовательной школы. Согласно Указу Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» планируется вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из средств достижения этой цели является профессиональное наставничество.
Формы наставничества
«ученик – ученик»;
«учитель – учитель»;
«студент – ученик»;
«работодатель -ученик»;
«работодатель-студент».
Растут требования к компетентностям учителя, связанным с работой с информацией и новыми средствами обучения. Повсеместно внедряемая проектно-ориентированная деятельность заставляет уделить внимание формуле «4К»: критическому и креативному мышлению, умению работать в команде и коммуницировать. Рост качества образовательных услуг от частных поставщиков, использование ими все новых технологий, меняющих саму природу познавательной деятельности детей, требует от учителя, с одной стороны, широкой осведомленности о новых средствах обучения, а с другой, хорошего знания психологии современных школьников, их потребностей и возможностей.
Без наставников в решении этих задач не обойтись. В Этом я убедилась самостоятельно, когда первый раз пришла работать в школу. Как сейчас помню, мне дали «наставника», которому я задала вопрос и получила ответ «Делай как считаешь нужным» тогда я уже поняла, что мой наставник, это лишь запись в зарплатном корешке. Проработала я там не долго. Спустя какое-то время я пришла вновь в школу, и тут я поняла смысл наставничества. Наставник это тот, кто помогает тебе, не просто указывает на ошибки, но и исправляет их, не оставит тебя с вопросами в любой ситуации, тот человек к которому ты можешь обратиться не боясь получить отказ и не оставаясь со своими вопросами один на один. Н-р помощь в работе с классом. Когда я пришла в 3 школу работать, мне помогали освоиться и вспомнить основы педагогики и давали методические рекомендации, которые я получаю по сей день. Я очень им благодарна.
Таким образом, наставничество — это социокультурный феномен «на все времена», всегда актуальный в связи со стремлением людей к гармонии и благополучию. Направленность наставничества на эксклюзивную работу по передаче опыта, освоению нового и постоянному совершенствованию делает его особенно востребованным на пороге революционных перемен, которые ожидают нашу школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество в школе: мода или необходимость?
Теме наставничества в школе уделено много внимания в национальном проекте «Образование». Как заявил министр просвещения в интервью Российской газете, «в сентябре 2021 года начнется апробация новой системы аттестации учителей в школах, внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист и учитель-наставник».
Согласно федеральному проекту «Современная школа», до конца 2024 года должна быть разработана методология наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с привлечением работодателей. Не менее 70% школьников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.
Согласно федеральному проекту «Учитель будущего», планируется внедрить национальную систему учительского роста педагогических работников, в том числе внести изменения в номенклатуру должностей. Предполагается, что 70% учителей в возрасте до 35 лет будут задействованы в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.
Специалисты, разрабатывающие методологию наставничества, обращают внимание, что в образовании исполнение поручений «под козырек» не работает. Нужно осмыслить вводимые изменения, подготовить к ним людей, создать необходимые условия.
В связи с этим небезынтересно посмотреть на наставничество в исторической ретроспективе: какую роль оно играло в жизни людей?
Принято считать, что первым известным наставником был Ментор — воспитатель сына Одиссея. Это имя стало нарицательным и используется сегодня для обозначения формы профессионального наставничества. В то время говорили, что наставник — это скульптор душ, потому что именно наставники, а не родители, заботились об образовании ребенка.
В XII веке в Англии, в университете Оксфорда появились тьюторы. Так называли преподавателей, которые занимались с каждым студентом персонально. Для этого выделялись специальные учебные часы. Тьютор ставил задачи и обсуждал со студентом различные пути их решения.
В России в середине XIX века в гимназиях была введена должность классного наставника, которому предписывалось изучать характеры учащихся и заботиться об их благополучии..
В истории есть много примеров выдающегося наставничества.
Считается, что решение об отмене крепостного права, принятое царем-реформатором Александром 2, — во многом заслуга Жуковского, который начал заниматься с маленьким Александром, когда тому было всего 9 лет, и поставил цель вырастить его просвещенным и всесторонне образованным.
От наставника зависит многое. Он может внести большой вклад в развитие личности опекаемого. Сократ и сам был прекрасным наставником для молодежи. Он проводил много времени в беседах с учениками и с помощью наводящих вопросов помогал им прийти к истине. Сегодня весь мир пользуется его методом, который так и называется «сократическая беседа».
Сегодня изменились социально-экономические условия и психология людей, поэтому институт наставничества претерпевает изменения. В наше время в поддержке нуждаются не только молодые и неопытные, то и те, кто сменил профессию или место работы. Наставники могут быть и у зрелых людей (например, цифровые волонтеры у преподавателей вузов). Такой тип наставничества называется «обратным». Наставники есть и у высококвалифицированных специалистов и руководителей (как в конкурсе Лидеры России).
Американский экономист Питер Друкер говорил: «Культура ест стратегию на завтрак», подчеркивая тем самым, что главное богатство любой организации — это люди и их отношения. Нужно заботиться об их профессиональном и личностном росте. Для этого в организации должна быть развитая система наставничества.
Это касается и отечественной общеобразовательной школы. Согласно Указу Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» планируется вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из средств достижения этой цели является профессиональное наставничество.
Формы наставничества
«ученик – ученик»;
«учитель – учитель»;
«студент – ученик»;
«работодатель -ученик»;
«работодатель-студент».
Растут требования к компетентностям учителя, связанным с работой с информацией и новыми средствами обучения. Повсеместно внедряемая проектно-ориентированная деятельность заставляет уделить внимание формуле «4К»: критическому и креативному мышлению, умению работать в команде и коммуницировать. Рост качества образовательных услуг от частных поставщиков, использование ими все новых технологий, меняющих саму природу познавательной деятельности детей, требует от учителя, с одной стороны, широкой осведомленности о новых средствах обучения, а с другой, хорошего знания психологии современных школьников, их потребностей и возможностей.
Без наставников в решении этих задач не обойтись. В Этом я убедилась самостоятельно, когда первый раз пришла работать в школу. Как сейчас помню, мне дали «наставника», которому я задала вопрос и получила ответ «Делай как считаешь нужным» тогда я уже поняла, что мой наставник, это лишь запись в зарплатном корешке. Проработала я там не долго. Спустя какое-то время я пришла вновь в школу, и тут я поняла смысл наставничества. Наставник это тот, кто помогает тебе, не просто указывает на ошибки, но и исправляет их, не оставит тебя с вопросами в любой ситуации, тот человек к которому ты можешь обратиться не боясь получить отказ и не оставаясь со своими вопросами один на один. Н-р помощь в работе с классом. Когда я пришла в 3 школу работать, мне помогали освоиться и вспомнить основы педагогики и давали методические рекомендации, которые я получаю по сей день. Я очень им благодарна.
Таким образом, наставничество — это социокультурный феномен «на все времена», всегда актуальный в связи со стремлением людей к гармонии и благополучию. Направленность наставничества на эксклюзивную работу по передаче опыта, освоению нового и постоянному совершенствованию делает его особенно востребованным на пороге революционных перемен, которые ожидают нашу школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/09/picture-922124-1494317828.jpg)
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творчес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/19/picture-792359-1463690769.jpg)
Урок ИЗО 7 класс "Мода сквозь время". Раздел "Мода, культура и ты"
Презентация к уроку изобразительного искусства в разделе "Мода, культура и ты". 7 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-969833-1551812408.jpg)
Создание системы наставничества в школе для детей с ОВЗ
В статье раскрывается система сопровождения обучающихся школы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы в обучении. Особенность состоит в том, что школа для детей с ОВЗ, ле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-1377276-1643249253.jpg)
Формы наставничества в школе
Очень полезный материал, любезно предоставленный сайтом https://rosolymp.ru/nastavnichestvo/images/material124.pdfВ этой статье Вы можете найти все о формах наставничества в рамках целевой м...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-132212-1358172430.jpg)
Программа наставничества в школе "Учитель-учитель- 2022"
Форма наставничества "учитель-учитель". Применяемые в программе элементы технологии ситуативное наставничество....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-151199-1353770869.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ
Методические рекомендации Об организации наставничества в школе...