Приём ТРКМ "Фишбоун"
статья
Описание приёма «Фишбоун», направленного на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyom_trkm_fishboun_aleksandrova_t.p.docx | 232.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРКМ. Приём «Фишбоун».
- Описание
Приём «Фишбоун» - дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Этот приём применяется на стадии осмысления.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме.
Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий.
Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
- Пример.
- Русский язык, 2 класс.Тема урока: «Части речи. Обобщение».
- Основная цель урока:обобщить знания детей об изученных частях речи; совершенствовать умение определять часть речи; формировать умение работать с тексом (поиск ответов на вопросы, выделение главного, представление информации в графическом виде).
- Приём используется на стадии осмысления.
Определив тему урока,учитель предлагает детям вспомнить, какие части речи они уже знают.
Стадия вызова.На стадии вызова дети определяют тему урока и ставят перед собой задачу (закрепить умение определять части речи).
Стадия осмысления:Чтобы систематизировать наши знания, давайте составим схему Фишбоун. Какой главный вопрос (проблему) мы разместим в «голове»? - КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ?
/на партах у учеников пустые схемы, которые они заполняют индивидуально или в парах/
-на верхних косточках укажите части речи, которые мы изучили (имя существительное, имя прилагательное, глагол). На нижних косточках запишите, что обозначает эта часть речи и на какие вопросы отвечает. Сделайте вывод (Чтобы определить часть речи, нужно поставить к слову вопрос и узнать, что оно обозначает.), запишите его в «хвосте» схемы.
Стадия рефлексии: На стадии рефлексии можно предложить учащимся такой приём работы, как «Кольца Венна». Информационный лист подготовила Александрова Т.П.
Описание приёма взято из статьи https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
Пример собственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приём и оформление родительских пожертвований
Документы, которые могут быть использованы при оформлении денежных средств через доверенность на приобретение имущества, работ, услуг и передаче их школе. Правильно оформленные средства, собранные ро...
Урок математики в 4 классе. Тема "Устные и письменные приёмы вычислений."
Презентация к уроку математики в 4 кл....
Урок математики. "Устный приём сложения вида 26 + 2"
Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Устный приём сложения вида 26 + 2". УМК "Школа России". Презентация включает в себя устный счёт, объяснение нового материала, закрепление и релакса...
Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс
Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...
Приёмы развития памяти, или мнемотехнические приёмы
Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие - нибудь списки слов и цифр, подробное содержание главы какой - то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать...
Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)
Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...
Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения....