Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
рабочая программа (1 класс)

Вагентова Лариса Алексеевна

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования.

Программа курса «Волшебная кисточка» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся 1 классов на 1 год обучения (66часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью.  Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает  анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.        

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.

Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются  различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток,  трафаретов, воска.  На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.

При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • наблюдательности,  эмоциональной отзывчивости;
  • в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей.

Цели программы:

  • формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала,
  • расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

Задачи:

  • ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • создать условия для развития  творческих способностей детей;
  • способствовать воспитанию  у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры  деятельности;
  • создать условия для  формирования  навыков  сотрудничества;  оценки и самооценки

II.Учебно – тематический план (66 ч)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях.Введение. Знакомство с инструментами и материалами.

1

0,5

      0,5

2.

Жанры изобразительного искусства.

2

1

       1

3.

Пальцевая живопись.

3

1

2

4.

Печатание.

2

1

1

5.

Рисование мазками.

2

1

1

6.

Рисование свечой.

2

1

1

7.

Монотипия.

4

2

2

8.

Рисование «набрызгом».

4

2

2

9.

Рисование по  мокрой бумаге.

4

2

2

10.

Совмещение техник.

2

1

1

11.

Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

2

1

1

12.

Гжель.

2

1

1

13.

Мраморные краски.

2

1

1

14.

Аппликация с дорисовыванием.

3

1

2

15.

Рисование мелом.

2

1

1

16.

Граттаж.

2

1

1

17.

Рисование картофелем.

3

1

2

18

Ниткография.

2

1

1

19

Графика.

4

2

2

20.

Рисование паралоном или губкой.

2

1

2

21.

Аппликация.

2

1

1

22.

Стилизация.

3

2

1

23.

Волшебные узоры.

3

1

2

24.

Техника «под дерево».

2

1

1

25.

Эскизы.

3

1

2

26.

Создание групповой работы. Обобщение.

2

1

1

Итого:

66

30,5

35,5

                           

III.Содержание курса внеурочной деятельности

Введение (1 ч)

Жанры изобразительного искусства(2ч)

Знакомство с основными жанрами изобразительного искусства. Изучение смешанных жанров.

Пальцевая живопись(3ч)

   Знакомство с новым приёмом рисования.  Введение понятия «композиция». Рисование на темы: «Цветы на клумбе», «Ветка рябины», «Кисть винограда».

Печатание(2ч)

Знакомство с новым приёмом рисования. Создание композиции на тему «Осенний  букет». Коллективная работа «Дерево дружбы».

Рисование мазками(2ч)

Рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов. Рисование на тему «Осень».Осенний натюрморт.

Рисование свечой(2ч)

  Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «симметрия». Создание композиции «Ваза для цветов». Рисование на тему «Звёздное небо».

Монотипия(4ч)

Закрепление понятия «симметрия». Знакомство с новым приёмом рисования. Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы       («На что похоже?»). Создание композиции «Волшебные цветы». Иллюстрирование русской народной сказки.

Рисование «набрызгом»(4ч)

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов на темы: «Моё имя», « Посуда», рисование подсвечника, коллективная работа к Новому году.

Рисование по мокрой бумаге(4ч)

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы «Ветка ели», «Новогодняя ёлка» (групповая работа), «Небо, солнце и вода», «Зимний пейзаж».

Совмещение техник(2ч)

 Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Изображение новогодних шаров, любимых игрушек.

Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой(2ч)

 Рисование на темы: «Ёжики на опушке», «Морские ежи».

Гжель(2ч)

Знакомство с Гжельской росписью. Роспись изображённой посуды.

Мраморные краски(2ч)

 Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы по выбору: «Красивые узоры», «Волшебный цветок».

Аппликация с дорисовыванием(3ч)

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисунки с использованием геометрических фигур.

Рисование мелом(2ч)

Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление понятия «композиция». Рисование на темы «Зимняя ночь»  (на чёрном фоне), «Стрекозы» (на синем фоне).

Граттаж(2ч)

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы «Лесной натюрморт», «Космос».

Рисование картофелем(3ч)

Введение новой техники рисования. Знакомство с понятием «орнамент». Создание геометрического, растительного орнаментов. Волшебные узоры.

Ниткография(2ч)

 Знакомство с новым приёмом рисования.  «Загадки»

Графика(4ч)

Знакомство с новым видом изобразительного искусства. Рисование вазы. Изображение геометрических фигур. Орнамент «в полосе» из чёрной бумаги. Пробуем рисовать портрет.

Рисование паралоном или губкой(2ч)

Изучение новых приёмов рисования. Рисование на темы: «Закат на море», «Одуванчики», «Ирисы».

Аппликация(2ч)

Закрепление умения работать с изученными приёмами.Аппликации на темы: «Тюльпаны», «Букет роз», «Морской пейзаж».

Стилизация(3ч)

Знакомство с новым понятием. Стилизация растений, овощей и фруктов. Стилизация зверей и птиц. Создание стилизованной картины.

Волшебные узоры(3ч)

Городецкая роспись. Хохломская роспись. Дымковская игрушка.

Техника «под дерево»(2ч)

Знакомство с новой техникой, обучение приёмам работы.  Композиция на тему «Скворцы прилетели».

Эскизы(2ч)

Учимся правильно делать эскизы. Модная одежда. Аксессуары.

Создание групповой работы(2ч)

Коллаж мечты.

Формы работы и контроля.    

 Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.        

В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует  возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него  получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки  и самооценки ребёнка.

IV.Планируемые результаты

 Мониторинговая карта  планируемых результатов освоения программы ВД   "Волшебная кисточка".

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

( базовая  ценность-

нравственный выбор)

Воспитательные результаты

1 уровня

Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

ответственное отношение

   к собственным поступкам

   и деятельности, осознанное

   принятие ценностей

   нравственного поведения

Воспитательные результаты

3 уровня

 нравственно-этический опыт

   взаимодействия с окружающими  

   людьми  в соответствии

   с общепринятыми  

   нравственными нормами.

Методика «ЛЕСЕНКА»

Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова)

Детские исследовательские проекты.

Воспитательный эффект

позитивная адекватная

«Я – Концепция», Методика

«Календарь

полезных дел»

(Л.И. Понизовская)

___________________________________________

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Тест"Логические закономерности"

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Методика"Корректурная проба"

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

_______________________________________________

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Методика"Дорога к дому"

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Календарно – тематическое планирование (66 ч)

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с инструментами и материалами.

2.

Знакомство с основныим жанрами изобразительного искусства.

3.

Изучение смешанных жанров.

4.

Цветы на клумбе.

5.

Ветка рябины.

6.

Кисть винограда.

7.

Осенний  букет.

8.

Волшебные ладошки.

Дерево дружбы  (коллективная работа)

9.

Осень.

10.

Осенний натюрморт.

11.

Ваза для цветов.

12.

Звёздное небо.

13.

Бабочка.

14.

На что похоже?

15.

Волшебные цветы.

16.

В гостях у сказки.

17.

Моё имя.

18.

Посуда.

19.

Рисование подсвечника.

20.

Коллективная работа к Новому году.

21.

Ветка ели.

22.

Новогодняя ёлка (групповая работа)

23.

Небо, солнце и вода.

24.

Зимний пейзаж.

25.

Ёлочные шары.

26.

Любимые игрушки.

27.

Ёжики на опушке.

28.

Морские ежи.

29, 30

Знакомство с Гжельской росписью. Роспись изображённой посуды.

31,32

Волшебный цветок.

33.

На что похоже? (прямоугольники)

34.

На что похоже? (круги)

35.

На что похоже? (треугольники)

36.

Зимняя ночь.

37.

Стрекозы.

38.

Лесной натюрморт (грибы и ягоды).

39.

Космос.

40.

Геометрический орнамент.

41.

Растительный орнамент.

42.

Волшебные узоры.

43,44

Загадки.

45.

Рисование вазы.

46.

Изображение геометрических фигур.

47.

Орнамент «в полосе» из чёрной бумаги.

48.

Пробуем рисовать портрет.

49.

Закат над морем.

50.

Одуванчики

51.

Ирисы.

52.

Тюльпаны.

53.

Букет роз.

54.

Морской пейзаж.

55.

Стилизация растений, овощей и фруктов.

56.

Стилизация зверей и птиц.

57,58

Создание стилизованной картины.

59.

Городецкая роспись.

60.

Хохломская роспись.

61.

Дымковская игрушка.

62.

Композиция на тему «Скворцы прилетели».

63.

Модная одежда.

64.

Аксессуары.

65-66

Коллаж мечты.

 

                                                        

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

  1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М. 2007 г.
  2. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. Мозаика-Синтез, 2005 г.
  3. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Каро, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Кисточка и карандаш"

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным о...

Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»

Аннотация к программе «Волшебная кисточка». Автор Т.В. ПолетаеваНаправленность дополнительной образовательной программы «Волшебная кисточка»: художественная.Изобразительное творчество – специфич...

Программа внеурочной деятельности "Кисточка"

Программа внеурочной деятельности "Кисточка" общекультурного направления, расчитана на 2 года (3,4 класс)...

Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Программа кружка «Волшебная кисточка» относится к духовно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС  и рассчитана на четыре года обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс

Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...