Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
рабочая программа (1 класс)
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" | 51.87 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования.
Программа курса «Волшебная кисточка» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся 1 классов на 1 год обучения (66часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.
При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
- в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей.
Цели программы:
- формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала,
- расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
Задачи:
- ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- создать условия для развития творческих способностей детей;
- способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности;
- создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и самооценки
II.Учебно – тематический план (66 ч)
III.Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1 ч)
Жанры изобразительного искусства(2ч)
Знакомство с основными жанрами изобразительного искусства. Изучение смешанных жанров.
Пальцевая живопись(3ч)
Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «композиция». Рисование на темы: «Цветы на клумбе», «Ветка рябины», «Кисть винограда».
Печатание(2ч)
Знакомство с новым приёмом рисования. Создание композиции на тему «Осенний букет». Коллективная работа «Дерево дружбы».
Рисование мазками(2ч)
Рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов. Рисование на тему «Осень».Осенний натюрморт.
Рисование свечой(2ч)
Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «симметрия». Создание композиции «Ваза для цветов». Рисование на тему «Звёздное небо».
Монотипия(4ч)
Закрепление понятия «симметрия». Знакомство с новым приёмом рисования. Рисунок бабочки. Рисунок, созданный на основе кляксы («На что похоже?»). Создание композиции «Волшебные цветы». Иллюстрирование русской народной сказки.
Рисование «набрызгом»(4ч)
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов на темы: «Моё имя», « Посуда», рисование подсвечника, коллективная работа к Новому году.
Рисование по мокрой бумаге(4ч)
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы «Ветка ели», «Новогодняя ёлка» (групповая работа), «Небо, солнце и вода», «Зимний пейзаж».
Совмещение техник(2ч)
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Изображение новогодних шаров, любимых игрушек.
Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой(2ч)
Рисование на темы: «Ёжики на опушке», «Морские ежи».
Гжель(2ч)
Знакомство с Гжельской росписью. Роспись изображённой посуды.
Мраморные краски(2ч)
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы по выбору: «Красивые узоры», «Волшебный цветок».
Аппликация с дорисовыванием(3ч)
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисунки с использованием геометрических фигур.
Рисование мелом(2ч)
Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление понятия «композиция». Рисование на темы «Зимняя ночь» (на чёрном фоне), «Стрекозы» (на синем фоне).
Граттаж(2ч)
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на темы «Лесной натюрморт», «Космос».
Рисование картофелем(3ч)
Введение новой техники рисования. Знакомство с понятием «орнамент». Создание геометрического, растительного орнаментов. Волшебные узоры.
Ниткография(2ч)
Знакомство с новым приёмом рисования. «Загадки»
Графика(4ч)
Знакомство с новым видом изобразительного искусства. Рисование вазы. Изображение геометрических фигур. Орнамент «в полосе» из чёрной бумаги. Пробуем рисовать портрет.
Рисование паралоном или губкой(2ч)
Изучение новых приёмов рисования. Рисование на темы: «Закат на море», «Одуванчики», «Ирисы».
Аппликация(2ч)
Закрепление умения работать с изученными приёмами.Аппликации на темы: «Тюльпаны», «Букет роз», «Морской пейзаж».
Стилизация(3ч)
Знакомство с новым понятием. Стилизация растений, овощей и фруктов. Стилизация зверей и птиц. Создание стилизованной картины.
Волшебные узоры(3ч)
Городецкая роспись. Хохломская роспись. Дымковская игрушка.
Техника «под дерево»(2ч)
Знакомство с новой техникой, обучение приёмам работы. Композиция на тему «Скворцы прилетели».
Эскизы(2ч)
Учимся правильно делать эскизы. Модная одежда. Аксессуары.
Создание групповой работы(2ч)
Коллаж мечты.
Формы работы и контроля.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
IV.Планируемые результаты
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД "Волшебная кисточка".
Календарно – тематическое планирование (66 ч)
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата планируемая | Дата фактическая | ||
1. | Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с инструментами и материалами. | ||||
2. | Знакомство с основныим жанрами изобразительного искусства. | ||||
3. | Изучение смешанных жанров. | ||||
4. | Цветы на клумбе. | ||||
5. | Ветка рябины. | ||||
6. | Кисть винограда. | ||||
7. | Осенний букет. | ||||
8. | Волшебные ладошки. Дерево дружбы (коллективная работа) | ||||
9. | Осень. | ||||
10. | Осенний натюрморт. | ||||
11. | Ваза для цветов. | ||||
12. | Звёздное небо. | ||||
13. | Бабочка. | ||||
14. | На что похоже? | ||||
15. | Волшебные цветы. | ||||
16. | В гостях у сказки. | ||||
17. | Моё имя. | ||||
18. | Посуда. | ||||
19. | Рисование подсвечника. | ||||
20. | Коллективная работа к Новому году. | ||||
21. | Ветка ели. | ||||
22. | Новогодняя ёлка (групповая работа) | ||||
23. | Небо, солнце и вода. | ||||
24. | Зимний пейзаж. | ||||
25. | Ёлочные шары. | ||||
26. | Любимые игрушки. | ||||
27. | Ёжики на опушке. | ||||
28. | Морские ежи. | ||||
29, 30 | Знакомство с Гжельской росписью. Роспись изображённой посуды. | ||||
31,32 | Волшебный цветок. | ||||
33. | На что похоже? (прямоугольники) | ||||
34. | На что похоже? (круги) | ||||
35. | На что похоже? (треугольники) | ||||
36. | Зимняя ночь. | ||||
37. | Стрекозы. | ||||
38. | Лесной натюрморт (грибы и ягоды). | ||||
39. | Космос. | ||||
40. | Геометрический орнамент. | ||||
41. | Растительный орнамент. | ||||
42. | Волшебные узоры. | ||||
43,44 | Загадки. | ||||
45. | Рисование вазы. | ||||
46. | Изображение геометрических фигур. | ||||
47. | Орнамент «в полосе» из чёрной бумаги. | ||||
48. | Пробуем рисовать портрет. | ||||
49. | Закат над морем. | ||||
50. | Одуванчики | ||||
51. | Ирисы. | ||||
52. | Тюльпаны. | ||||
53. | Букет роз. | ||||
54. | Морской пейзаж. | ||||
55. | Стилизация растений, овощей и фруктов. | ||||
56. | Стилизация зверей и птиц. | ||||
57,58 | Создание стилизованной картины. | ||||
59. | Городецкая роспись. | ||||
60. | Хохломская роспись. | ||||
61. | Дымковская игрушка. | ||||
62. | Композиция на тему «Скворцы прилетели». | ||||
63. | Модная одежда. | ||||
64. | Аксессуары. | ||||
65-66 | Коллаж мечты. | ||||
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М. 2007 г.
- Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Каро, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Кисточка и карандаш"
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным о...
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
Аннотация к программе «Волшебная кисточка». Автор Т.В. ПолетаеваНаправленность дополнительной образовательной программы «Волшебная кисточка»: художественная.Изобразительное творчество – специфич...
Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Волшебство кисточки и карандаша"
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Кисточка"
Программа внеурочной деятельности "Кисточка" общекультурного направления, расчитана на 2 года (3,4 класс)...
Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
Программа кружка «Волшебная кисточка» относится к духовно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и рассчитана на четыре года обучения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс
Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...