Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)
рабочая программа по математике по теме
Может кому - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы) | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Умники и умницы»
(1 -4 классы)
Пояснительная записка
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
С этой целью проводятся кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за рамки программы. А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат для выявления наиболее способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить. Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.
Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.
В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п\п | № по теме | ТЕМА | Дата | |
1 |
| Игра на развитие восприятия. «Скопируй рисунок» |
| |
2 |
| Игра на развитие восприятия. «Залатай коврик» |
| |
3 |
| Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке» |
| |
4 |
| «Расставь знаки по образцу» |
| |
5 |
| Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении». |
| |
6 |
| «Запомни пары слов». |
| |
7 |
| Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?» |
| |
8 |
| «Найди ключ к отгадке». |
| |
9 |
| Сюжетно – ролевая игра. « Определи маршрут корабля» |
| |
10 |
| «Где произойдёт стыковка космических кораблей?» |
| |
11 |
| «Вычислительные машины». |
| |
12 |
| «Лучший лётчик» |
| |
13 |
| «Как узнать задуманный день недели?» |
| |
14 |
| Отгадай задуманное число. |
| |
15 |
| Логические задачи на раскрашивание. |
| |
16 |
| Игра – путешествие «В цирке» |
| |
17 |
| «Плывём к Робинзону Крузо» (устные вычисления) |
| |
18 |
| Задачи в стихотворной форме. |
| |
19 |
| Занимательные математические игры. |
| |
20 |
| «Кому подаётся мяч?» |
| |
21 |
| Математическая эстафета. |
| |
22 |
| Логические квадраты. |
| |
23 |
| Математический лабиринт «Догони-ка!». |
| |
24 |
| Задачи на сообразительность. |
| |
25 |
| Необычные приёмы устных вычислений. |
| |
26 |
| Провоцирующие задачи. |
| |
27 |
| Запись таблицы, в форме матем. диктанта. |
| |
28 |
| «Проведи корабли точно по курсу». |
| |
29 |
| Игра «Шифр». |
| |
30 |
| «В гостях у Золушки» ( решение задач). |
| |
31 |
| «В гостях у Золушки» (отработка навыков решения задач). |
| |
32 |
| Загадки-обманки. |
| |
33 |
| Тест «Проверь себя». |
| |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | № по теме | Тема | Дата |
1-2 | Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды. |
| |
3-4 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. |
| |
5-6 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). |
| |
7 | Старинные меры измерений. |
| |
8-9 | Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа. |
| |
10 | Измерение, исследовательская работа. | ||
11-12 | Масса. Новые мерки. Измерения. |
| |
13-14 | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. |
| |
15 | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. |
| |
16 | Китайская головоломка “Танграм” |
| |
17-18 | Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. |
| |
19-20 | Схемы, уравнения |
| |
21-22 | Графическое моделирование |
| |
23-24 | Составление дерева возможностей |
| |
25-26 | Решение старинных задач |
| |
27-28 | Задачи повышенной трудности |
| |
29 | Задачи в стихах |
| |
30 | Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами |
| |
31 | Дерево возможностей. Блиц-турнир |
| |
32 | Познавательная игра «Семь вёрст…» |
| |
33 | Конструирование предметов из геометрических фигур | ||
34 | Итоговое занятие. Игра “Велогонка” |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п\п | № по теме | Тема | Дата |
1 |
| Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? |
|
2 |
| Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. |
|
3 |
| Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. |
|
4 |
| Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. |
|
5 |
| Римские цифры. Как читать римские цифры? |
|
6 |
| Решение задач |
|
7 |
| Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. |
|
8 |
| Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи |
|
9 |
| Архимед. Упражнения, игры, задачи. |
|
10 |
| Умножение. Упражнения, игры, задачи. |
|
11 |
| Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
|
12 |
| Деление. Упражнения, игры, задачи |
|
13 |
| Делится или не делится |
|
14 |
| Решение задач |
|
15 |
| Новогодние забавы |
|
16 |
| Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. |
|
17 |
| Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
|
18 |
| Игра «Веришь или нет». |
|
19 |
| Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. |
|
20 |
| Экскурсия в компьютерный класс. |
|
21 |
| Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. |
|
22 |
| Математические фокусы. |
|
23 |
| Конкурс знатоков |
|
24 |
| Открытие нуля. Загадки-смекалки. |
|
25 |
| Решение задач |
|
26 |
| Денежные знаки. Загадки-смекалки |
|
27 |
| Решение задач повышенной трудности. |
|
28 |
| Игра «Цифры в буквах». |
|
29 |
| КВМ «Царица наук». |
|
30 |
| Задачи с многовариантными решениями |
|
31 |
| Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
|
32 |
| Игра «Поле чудес». |
|
33 |
| Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
|
34 |
| Интеллектуальный марафон.
|
|
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п\п | № по теме | Тема | Дата |
1 |
| Любителям математики. Турнир смекалистых |
|
2 |
| Волшебный круг. |
|
3 |
| Правила сравнения. Сравнение дробей |
|
4 |
| Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа , числа по его части. |
|
5 |
| Игры с числами. Решение задач на нахождение числа по его части. |
|
6 |
| Модель машины времени. Решение задач с именованными числами. |
|
7 |
| Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа. |
|
8 |
| Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния. |
|
9 |
| Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния. |
|
10 |
| Магические квадраты. Нахождение площади фигур. |
|
11 |
| Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур |
|
12 |
| Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. |
|
13 |
| Игры на развитие наблюдательности. |
|
14 |
| Международная игра «Кенгуру» |
|
15 |
| Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. |
|
16 |
| Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. |
|
17 |
| Закрепление способности комбинировать. Решение сложных уравнений |
|
18 |
| Решение задач на развитие смекалки и сообразительности |
|
19 |
| Задачи – тесты. Блиц - турнир. |
|
20 |
| Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. |
|
21 |
| Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. |
|
22 |
| Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число. |
|
23 |
| Математический КВН « Решай, смекай, отгадывай» |
|
24 |
| Математические головоломки |
|
25 |
| Блиц – турнир. Задачи – тесты. |
|
26 |
| Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. |
|
27 |
| Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. |
|
28 |
| Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа |
|
29 |
| Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм. |
|
30 |
| Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.
|
|
31 |
| Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.
|
|
32 |
| Логическая игра «Молодцы и хитрецы |
|
33 |
| Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» |
|
34 |
| Сочинение «Место математики в моей жизни» |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа умники и умницы 4 класс
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.
Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....
рабочая программа Умники и умницы 4 класс
с тематическим планированием...
рабочая программа Умники и умницы 4 класс
с тематическим планированием...
внеурочная деятельность рабочая программа " Умники и умницы " 3 класс Цыбаева И.Ю.
разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Умники и умницы " 3 класс ( Цыбаева И.Ю)...
Рабочая программа "Умники и умницы". 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы". 3 класс...
рабочая программа "Умники и умницы" 3 класс
курс внеурочной деятельности...